Как мы снимали премиальные шины с помощью поливомоечной машины, багажника и Абхазии
В моей жизни, как в Героях 3 — астрологи объявляют неделю чего-то. Я ещё не отошёл после съёмки Живой Хирургии в операционной, как астрологи объявили неделю шин.
Меня попросил снять ролики поставщик шин Ламборгини. Это было до ухода иностранных компаний из России.
В статье: как снять шины по-русски, как Голливуд пользуется русской рукой, как имитировать лето в феврале в России, и что получится, если посадить человека в багажник на скорости 90 км/ч.
Как продать мировому бренду, если твоя студия — каморка Папы Карло
Мы снимаем вебинары и мед конференции. С мировыми брендами не работали. Неожиданно приходит запрос:
Шины снимаете?
Разве что с машин.
Заказчик в десятке лучших производителей шин в мире. На их видео Ламборгини, Феррари и Порше разъезжают по Сахаре и Итальянскому побережью. Снимают с вертолетов на камеры от 50 тыс долларов. Я игнорил их сообщение до последнего: «Где мы, а где они»
Porsche 911 Dakar разъезжает на их шинах по бездорожью
Сделал формальную отписку.
А мне тз на 15 страниц и кучу доп документов для подписи.
Попросили снять обучающий вебинар для продавцов — ну, вебинар мы снимем. Пошел с ними на созвон.
Меня на видеозвонках клонит в сон. Пришлось на середине отключить камеру. И общаться с закрытыми глазами.
Сидит какой-то Ильхом. С лицом просто ублюдочным. Засыпает
Фидбэк от клиента спустя месяцы
В итоге клиент приехал посмотреть нашу студию. Четкого ТЗ нет, был важен креатив и чтобы дорого-богато. По его глазам я понял, что ситуация складывается не в нашу пользу. Наверное, он подумал:
Понятно, здесь каморка папы Карло
Слева наша студия, справа — в которой клиент был до нас.
Надо как-то выкручиваться:
А зачем нам студия? Давайте мы классную локацию придумаем и снимем на ней
Клиент загорелся. Но решил посмотреть другие студии по городу. Вернулся спустя пару дней:
Я договорился с салоном Ламборгини и Бентли. Вы там можете снять?
Клиент
Можем. Поехали экспедировать салоны, обсуждать идеи.
В салоне Ламборгини. Думаю, как снять колесо на камеру
Нестандартный вебинар, и как нам помогли поддоны в съемках Бентли
Но поначалу наши идеи клиент срезал. Ему хотелось собирательный образ: блогеров по недвижимости в Дубаи, путешествиям, обзоров крутых машин и презентаций Стива Джобса. Тогда я решил копать в другую сторону — прислушиваться к его идеям, понять что он хочет, а затем грамотно технически это воплотить.
Вебинар обычно снимают на статичные камеры. Спикер с одной стороны, презентация — с другой. Движения спикера ограничены.
Так обычно снимают вебинары. С одной стороны — спикер, с другой — презентация. Спикер переключает слайды пультом. За кадром камеры на штативах
Наш клиент активный: подбежит к машине, вернется к экрану, жестикулирует — поэтому отошли от обычного стандарта. Статичный задник заменили 3-х метровым светодиодным экраном. На экране демонстрировали: размер шин, технологии создания, для каких дорог и машин. Две камеры на штативах сменили на три подвижные камеры со стабилизатором — такие же камеры используют операторы для съемки динамических сцен и репортажей.
Взяли камеры со стабилизатором и светодиодный экран. Так клиент не ограничен в движении.
В салоне снимали вебинар, шины и Ламборгини. Ролик полностью показать не могу, а кусок с Ламборгини могу:
После Ламборгини поехали снимать Бентли.
Бентли снимали не в салоне, а в отдельной студии. Салон дал под расписку Бентли Континенталь GT и Бентли Бентайгу, но везти пришлось самим.
Студия для съемок на территории полузаброшенной промзоны. Снимали зимой. А Бентли Континенталь GT — машина длинная и низкая. Поэтому пришлось убирать снег во дворе студии.
Когда убрали снег, возникла еще одна проблема — пандус. Когда Бентли заезжала в студию, пандус провисал и машину можно было поцарапать.
Поэтому делали свой пандус. С грузчиками разобрали поддоны, на которых привезли шины для съемки. Молотком и гвоздями соорудили мостик, чтобы этот Бентли за 20 лямов спокойно мог проехать в ангар.
Выглядело это примерно так
Бентли пригнали сами за вечер.
Нас втянуло. Третий вебинар поехали снимать на белой циклораме в топовую московскую студию.
Циклорама — это большой фон в виде экрана или стены. Создает иллюзию бесконечного пространства.
Чтобы не испачкать пол во время подготовки, постелили ковролин. Установили свет на рамки. Рамки опускаются и поднимаются на подъемниках. Это удобно, потому что можешь легко отрегулировать свет.
Свет нужен равномерный и мягкий. Так мы убираем ненужные тени, морщины, и делаем более привлекательным кадр. Поэтому, световые приборы закрепили на рамку и поместили в насадку Space Light.
А рядом повесили белые полотна, чтобы лучше рассеивать свет.
Когда снимали Ламборгини и Бентли параметры шин показывали на 3-х метровых светодиодных экранах. Клиент захотел разнообразия, поэтому заменили светодиодный экран на большой телевизор.
Ещё для демонстрации использовали лайтборд — стеклянную доску. Сама доска прозрачная, ее не видно. Создается впечатление, что схемы рисуются в воздухе.
Чтобы клиент контролировал время и понимал, сколько слайдов в презентации осталось, перед ним стоят 2 контрольных экрана. Один для просмотра тайминга, второй для слайдов.
А это кадр перед выходом в эфир
Давайте снимем зимнюю Россию, как летнюю Италию
Стою на пультовой, ем пиццу и показываю врачам, как человеку на голове делают операцию. Звонит клиент, говорит, нужно показать летние шины в действии: как автомобиль на скорости едет по трассе и в городе, по мокрой дороге, песку и в реке. Снимаем в феврале в Сочи. Скидывает референсы.
Референсы клиента.
Я отказался. Референсы опять из мира Голливуда — дорогой продакшн снимает БМВ и Альфа Ромео в Италии. За рулем чемпионы мира. Мы не потянем.
Ильхом, я в тебя верю. У нас есть полгода.
Клиент
Наша задача — сделать продуктовый ролик. Заказчик будет использовать его на тренингах, присылать дилерам для демонстрации на видеопанелях. Это не рекламный ролик. Рекламу снимает штаб-квартира в Европе с европейским продакшеном. Это облегчало дело.
Поехали на мероприятие клиента в школе BMW Driving Experience.
Снимали отчетный ролик и экстремальное вождение — дрифт по озеру, на внедорожниках по карьеру, лосиные тесты, экстремальные спуски и подъемы.
Если мне говорили: «А давайте я на тачке заеду в кадр в прямом эфире» — мы пробовали.
Обсуждали идеи на ходу
Набили руку и поехали в феврале в Сочи снимать ролик про летнюю резину. ТЗ по ландшафту: отдельно город, трасса, песок, вода, грязь. А ещё: лето, солнце, трава и обойдетесь как-нибудь без голых деревьев зимой. Прям как в сказке »12 месяцев».
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
»Сказка 12 месяцев»
Мы обращались к сочинским локейшен-менеджерам, но они обычно ищут локации для сериалов. Искали локации сами — спрашивали на автомойке, у дилеров, искали в интернете.
Региональный офис заказчика дает шины определенного размера. Ты ищешь под нее машины: 2 легковые и 2 премиальных внедорожника. Согласовываешь все: модель машины, цвет, год выпуска, комплектацию. С заказчиком обсуждаете референсы, музыку, графику. Даешь портфолио операторов.
Кадр из ролика. В Сочи реально снять лето зимой — много локаций с вечнозелеными листьями, температура +15, солнце яркое.
В России две беды. Одна из них дороги
Шину для легкового автомобиля надо показать на мокрой и сухой дороге в городе и на трассе.
Для мокрой локации нужны лужи. Прогноз погоды показывал дождь. Дождь пошёл, но мелкий, асфальт быстро высыхал.
Пришлось бежать за проезжающей поливомоечной машиной, договариваться с водителем. Водители отказывают: вода под отчет, следят за перемещением машины. Но когда говоришь, для кого съемки и что готов отблагодарить — все решается. Спасибо силе бренда.
Одной машины не хватило, пришлось вызывать вторую.
Мы снимали в Имеретинке. Там хорошие ливневки, за 20 минут вода уходит с дороги. Поэтому мы спешили сделать красивый кадр, где шина разбрасывает лужи.
Кадр со стороны оператора и как это смотрелось со стороны
Этот же трюк с водой проделывали на парковке, когда записывали лосиный тест.
Лосиный тест — это когда машина маневрирует между конусами. Будто на дорогу выбежал лось, а тебе надо резко его объехать. Раньше, шины и машины не были заложены под эту задачу. Если на дороге резко появлялось животное или пешеход, их сбивали или машина переворачивалась.
За парковку платили. Но пришлось связаться с оператором через систему экстренной связи, чтобы подняли шлагбаум в технический режим. Поливомоечная машина большая, не помещалась. Оказалось, за нами уже два дня смотрят, как мы дрифтуем по парковке.
Русская рука
В Голливуде профессиональный продакшн использует Russian Arm — операторский кран для видеосъёмки. Он крепится на машину, управляется из салона.
Russian Arm дает хорошую стабилизацию на скорости, резких поворотах и маневрах.
Но он дорогой, хрупкий и требует сложного согласования. Если врезается в какой-нибудь рекламный баннер — наблюдаешь, как катится по дороге миллион долларов.
Поэтому мы использовали пацанский метод — багажник.
Антон — наш оператор, взял камеру, плюхнулся в багажник и сказал:
Ну, теперь едем
Так и снимали
Рашен Арм по-голливудски и Рашен Арм по-русски
Снимали на двух машинах. Одну ведет клиент, другую я — везу Антона в багажнике. Между водителями есть связь.
Клиент кричал:
Ильхом! Включай поворотники!
Вне съемок я вожу BMW. И я искренне верю, эти мемы не про меня. Но окружающие говорят обратное.
Ты едешь по трассе Сочи-Адлер. Клиент по рации говорит:
Медленно едем, надо ехать быстрее
И ты начинаешь разгоняться до 90 км/ч, а в багажнике сидит Антон. Он пристегнутый двумя ремнями, но его трясет, бросает влево-право и крышка багажника бьет по голове и закрывает ракурс.
Всего для ролика использовали 4 ракурса:
• из багажника
• статичная камера с улицы
• из самой машины, когда снимаешь POV — съемка водителя от первого лица
• GoPro для съёмки шин. Крепится на арку над колесом
Снять видео надо до обеда. Как только солнце в зените, у тебя жесткие тени, все засвечено: в тени протектор шин сливается, ничего не видно под аркой колеса.
Грязь, песок, зелень, брод
Шины на трассе и в городе отсняли. Сменили легковые на внедорожники и поехали искать другие локации. Владельцы внедорожника обычно любят ездить на рыбалку, на охоту, за город. Поэтому показываем, как шина ведет себя на песке, в грязи, в броде. И помним про зелень и лето. Снимаем же летнюю резину. На этот раз за рулем не мы, а хозяин авто.
Референсы клиента. Мировой рынок держится больше на эмоциональном, чем рациональном. Поэтому мало рассказать о качестве шины, ее износоустойчивости. Надо продемонстрировать шину в действии
Клиент хотел кадр, как в рекламном ролике компании. Там на острове Тасмания устраивался митинг. Машины ехали по океаническому пляжу, разбрасывали горы песка, сбоку пляж накрывают волны.
Внедорожник едет по трассе прямиков в зеленый лес.
И это все надо снять это в Сочи, в феврале.
Сочи — не песчаный регион. Карьеров нет, реки песок не вымывают, горы не разваливаются в песок, потому что гранитные. А ближайшие песчаные пляжи в Анапе. Мы отчаялись. Думали купить пару тонн песка, высыпать его и по нему ездить.
Водителю модельной машины пришла идея поехать в Абхазию. На границе Россия — Абхазия есть большая река. В старом ее русле есть небольшое пространство с песком.
Снимать пришлось мне. Наш оператор — грузин, боялся, что его потом не пустят в Грузию к родственникам.
Во время съемок на песке машина начала скользить под наклоном и чуть не перевернулась. Но шины и водитель справились.
Брод нашли на обратном пути на трассе до Розы.
Перевозили оператора с одной локации брода в другую.
В итоге наснимали такие кадры:
Снимали 4 дня. Во время съемок живешь по режиму. Подъем в 6:30 утра. За завтраком обсуждаешь, куда ехать. План есть, но резкая смена погоды его меняет. Так было со съемкой на серпантине в горах. Небо заволокло тучами, и мы не поехали.
Смотрим за завтраком, что наснимали.
Маршрут выстраивали так, чтобы закончить у хинкальной.
Делюсь внутрянкой со съемок в блоге Cinecast: Люди в кадре. Подписывайтесь.