Как мы сертифицировали наши наборы «Эксперимент в коробочке»
Ровно два года назад я описывал процесс получения сертификата на детские книги. Тогда вся процедура сертификации носила число формальный характер, где для получения бумаги нужно было только заплатить деньги.
В этот раз нам потребовалась получить сертификат на наши новые наборчики «Эксперимент в коробочке». Но мы решили попробовать пройти весь процесс как положено и получить сертификат заслуженно.
По итогам всего процесса сертификации, я составил подробную схему. Следование этой схеме позволит избежать кучу бреда, которого не избежали мы. Но, когда мы начали изучать этот вопрос, такой схемки у нас не было.
Все, что справа, — это то, что нужно предоставить в орган по сертификации;, а слева то, что они иногда выдают вам.
У нас началась эпопея еще на стадии подбора агентства по сертификации. Начали мы как всегда с поиска информации в гугле. По запросу «сертификация продукции» выпадает множество агентств, которые предоставляют подобные услуги. Из описания на их сайтах вообще ничего не понятно. Да и когда начинаешь с ними говорить по телефону, если ты новичок в этом деле, понятнее не становится.
Выбор агентства по сертификации
Мы решили начать общение сразу с несколькими агентствами. Это оказалось правильным решением, потому что мы могли сравнивать их объяснения: что нужно и что к чему. У некоторых начал вылезать такой бред, что мы только и успевали отсеивать их одно за другим. В итоге остановились на двух агентствах, рассуждения которых нам показались здравыми. При этом заявленная ими стоимость услуг и некоторые требования сильно разнились.
Немного расскажу о продукции, которую мы хотели сертифицировать. Это серия мини-наборов с экспериментами, под названием «Эксперимент в коробочке». В каждом наборе лежит все необходимое для проведения одного зрелищного эксперимента. Надо сказать, что мы до этого уже выпускали 5 таких наборов и покупатели о них отзывались весьма лестно. Поэтому мы разработали еще 5 наборов и вот всю эту серию из десяти артикулов решили предать сертификации.
Так вот, одно агентство выдало стоимость сертификации за каждый набор, а второе — цифру сразу за все. И за все получилось дешевле. Это называется получить сертификат сразу на всю серию.
Мы метались между этими двумя агентствами. Чтобы удешевить процесс даже решили увечились серию до 20 артикулов, прислали им список, на что получили такое заявление, при чем сразу от обоих агентств: «вы очень «наследили», и поэтому будем сертифицировать каждый набор отдельно».
Именно так дословно оба агентства выразились на следующий же день, что наводит на одну мысль: все вообще в итоге делается в одном каком-то месте и одними и теми же людьми ;) Но это только мое предположение.
Мы снова вернулись к первоначальной идеи с 10 артикулами и запросили счет у обоих агентств. Одно прислало счет на 36000р., второе на 25000р., но почему-то предложило перевести деньги им на личную карту Сбербанка. Как вы понимаете, выбора у нас больше не осталось, и мы убрали из списка это странное агентство, которое работает с юридическим лицом и просит переводить деньги таким изощренным образом.
Необходимый пакет документов
Выбор сделан и нужно двигаться дальше. Вы можете периодически поглядывать на схему, тогда мой рассказ будет казаться более стройным, и будет проще ориентироваться.
Вот список документов, который нас попросили предоставить:
- документы организации (ОГРН и ИНН);
- сертификат ISO;
- заявка на сертификацию;
- техническое описание наборов и их состав (в свободной форме);
- фото упаковки;
- маркировка (по другому: этикетка).
Из всего этого списка мы могли прислать только документы юридического лица, описание продукции и фото упаковки. Как выглядят остальные документы, и где их брать мы даже не догадывались.
Но агентство прислало шаблоны заявки и маркировки, которые мы тут же заполнили и отправили им. Остался невиданный сертификат ISO. Это по сути добровольный сертификат, но без него обязательный сертификат таможенного союза, видимо, не получить или будут какие-то непонятные сложности.
ISO
ISO — сертификат менеджмента качества организаций и предприятия. В общем, доверия не внушает, сами почитайте про него в википедии. Но раз надо, значит надо. И выясняется, что они его тоже могут сделать, нужны только 4 бумаги:
- заявка на получение этого сертификата;
- документы юридического лица
- договор аренды на помещение, где происходит производство продукции
- техническое описание этой продукции
Ну и конечно же, оплата счета на 6000 р. Вот, собственно, что в итоге получилось:
Некоторые грабли
Думаю следует поделиться еще некоторыми нашими непониманиями процесса, с которыми, уверен, столкнутся многие:
- Что за сертификат нам вообще нужен? Магазины и оптовики требуют некий сертификат, но какой именно не сразу понятно. Мы решили этот вопрос просто: попросили одного из наших потенциальных дистрибьютеров прислать копию такого сертификата на схожую продукцию.
- Запутались в терминах «серия» и «партия». Если честно, то так до конца в этом вопросе мы не разобрались. Но зато выяснили, что в нашем случае лучше сертифицировать серию, в которую входят несколько артикулов.
- По какому коду ТН ВЭД получать сертификат? По сути, нужно выбрать категорию товара. Для определения нам помогла все та же копия сертификата, которую нам передали дистрибьютеры. Тот сертификат был на очень схожую с нашей продукцию, и код нужно было выбрать такой же. Вот тут можно изучить все эти коды.
- Агентство говорит про оформление каких-то протоколов на продукцию? Мы сертифицировали 10 артикулов и агентство попросило привезти 5 образцов для оформления протоколов. Каждый протокол стоит денег. По каким критериям они решают нужен протокол или нет, я изучать не стал. В итоге они вроде как делали некую экспертизу и все такое.
Все что от нас требовалось на первом этапе мы предоставили. Процесс двинулся дальше, и нам прислали решение, что наша заявка одобрена и сертифицировать нашу продукцию они готовы. Но, как я уже писал выше, из 10 артикулов, на 5 нужно оформить протоколы, и поэтому 5 образцов нужно привезти к ним в офис. Что мы и сделали.
Странность
Отмечу одну любопытную штуку, которая показалась весьма странной. После обращения в агентство с нами стал работать конкретный менеджер, все дальнейшее общение мы вели только с ним. И когда мы привезли наши наборы на оформления протоколов к ним в офис, в сам офис нас не пустили. И, что еще интереснее, взять эти наборы у нас их рук мог только тот менеджер, с кем мы работаем. Все остальные отказывались это делать.
Менеджер наш был то ли занят, то ли у него был перерыв, но нас попросили подождать. А когда мы спросили, может кто-то другой спустится и возьмет у нас эти наборы, они наотрез оказались это делать и еще раз уточнили, что это может сделать только наш личный менеджер.
Второй поток переписки
После этого начался ежедневный пинг-понг по электронной почте. Нам присылали какие-то дополнительные требования и запрашивали уточнения, мы их выполняли и отправляли всю информацию обратно. Они проверяли и снова просили что-то изменить или подправить. Кроме этого периодически просили подписать дополнительные документы.
Вот что это было:
- В дизайн упаковки внести все необходимые маркировки: возраст, предупреждения, данные о производителе и т.д.
- Требование добавить дополнительные меры предосторожности в инструкции некоторых наборов и выслать им.
- Прислали шаблон письма о коммерческой тайне, которое мы должны были подписать и отправить им. Суть письма проста: мы, как разработчик наборов, отказываемся от разглашении нашей коммерческой тайны в виде способа их производства. Мы подписали и, тем самым, сохранили эту тайну.
- Письмо о материалах: какие материалы используются в наборах, кто нам их поставляет и есть ли у них на это декларации гост р. Это письмо мы составили в свободной форме, а декларации запросили у поставщиков.
Получение сертификата
После того, как мы удовлетворили все их требования и запросы, нам прислали макет сертификата на согласование. Ну это как, когда вы делаете доверенность у нотариуса: вам сначала печатают черновик, чтобы вы проверили все ли в нем правильно указано. Вот и тут примерно то же самое.
Мы проверили данные нашего юр. лица, название продукции, и я обратил внимание на проставленные даты действия этого сертификата. Там был указал промежуток в 3 года. Дело в том, что в самом начале, когда мы только начинали эту всю эпопею, нам говорили что сертификаты бывают от 1 до 5 лет, но нам, почему-то, смогут сделать максимум на 3 года. Не помню уже, почему нам так все отвечали, но сам факт возможности сертификации на 5 лет не давал мне покоя.
С момента начала сертификации и до получения самого документа у нас прошло почти 5 месяцев. Это все потому, что мы постепенно все выясняли, переваривали, снова выясняли, уходили в себя, потом в себя уходили агентства, снова переваривали и так далее. Но в итоге никто уже ничего не помнил о том, что было в самом начале, и этот факт мы решили использовать в своих целях.
Когда нам прислали на проверку макет сертификата, мы спросили:, а почему тут стоит 3 года, а не 5? Понятное дело, ответить им было сложно и они сказали:, а давайте поставим 5. На том и порешили.
Хотя, все равно, каждый год нужно этот сертификат подтверждать. А если по-простому, то снова платить какие-то деньги.
Через 2 дня по электронной почте мы получили скан этого документа. Оригинал обещали сделать в течении некоторого времени.
Стоимость
Вот сухая финансовая выжимка:
- сертификат ISO — 6 000р.;
- основной сертификат — 10 000р.;
- оформление 5-ти протоколов — 26 000 р. (по 5 200р. за каждый).
Итого: 42 000р.
Что же касается потраченного времени и времени на ожидание: знание всех процедур сильно сокращает сроки и делает их близкими к заявленным изначально. Но любые переписки, уточнения, изменения, правки и так далее, очень сильно затягивают сертификацию. И это понятно. В нашем случае, основной причиной затягивания сроков стало именно незнание что нам именно вообще надо и что означают их различные термины. Отсюда, нерешительность и откладывание «на завтра».
В заключение
Было бы не правильно мне давать вам какие-то особые советы, так как мы делали это, по сути, впервые и, возможно, в другой раз столкнулись бы с еще какими-то граблями, на которые не наступили сейчас. Но в целом становится понятно, что процедура эта не такая уж и страшная, особенно когда от наличия сертификата зависят продажи.
Агентству я хотел бы сказать большое спасибо! Они действительно помогали нам на протяжении всего процесса. Если нужны будут контакты, обращайтесь. Если есть еще какие-то вопросы по теме, пишите в комментарии или в личку. Что знаю и с чем сталкивался, расскажу с удовольствием.
Промо-код
Как всегда, для хабра публикую промо-код на эти наборчики exbox33. Если ввести его при покупке «Экспериментов в коробочке», образуется скидка в 33%.
Комментарии (1)
2 августа 2016 в 09:43
0↑
↓
А продающиеся в Европе аналоги у ваших наборов есть?