Как мы покупали интернет. История становления Rambler

Сергей Васильев — один из первых владельцев и инвесторов Rambler’a — описал на своей странице в Facebook историю создания и становления одной из первых российских интернет-компаний. Начиная с момента покупки поисковика, созданного «на коленке» энтузиастами из подмосковного НИИ, и заканчивая продажей и последующим выходом на IPO. Инвестиции, переговоры с олигархами, попытки объединения с Яндексом и mail.ru и многое другое…
Написано очень живым и интересным языком, читать одно удовольствие.
С любезного разрешения автора, публикую серию этих постов единым материалом. Надеюсь, это будет интересно читателям.

UPD: как было подсказано в комментах, эту же серию постов, но с добавлением иллюстраций можно прочитать на портале VC

image

НАЧАЛО. ОСЕНЬ 1999-го.


В тот момент, когда я решил купить «русский интернет», а тогда я воспринимал эту сделку именно так, я вообще толком не знал, что это такое… интернет ?!
Это был конец 99-го, прошел всего год, после всеобщего дефолта. Весь рынок зализывал раны, реструктурировал долги. Мы уже успели «Русскими Фондами» что-то заработать на постдефолтных долгах, но это были не огромные деньги, а больших проектов и доходов на горизонте видно не было.
И мы стали смотреть по сторонам, а что еще происходит вокруг, за границей? А там, за океаном, в тот момент блистала на бирже Yahoo и другие абсолютно неизвестные и непонятные нам «интернет-компании»! Мы что-то слышали об этом, но что это такое, «интернет-компании», вообще не понимали.
Мы лишь с горечью стали замечать, что Америка забыла о «новой и растущей» России и полностью переключилась на свои собственные, американские дот-комы. Они росли на биржах еще быстрее, чем вчера росли русские акции. Именно в этот момент я и задался вопросом, а что у нас с интернетом? Есть ли у нас вообще хоть какие-то интернет-компании? Что это такое и как они зарабатывают?
В тот момент я по сути еще не пользовался интернетом. Я закончил физтех, в институте даже что-то программировал, в общем, с компьютером был на «ты». Но интернет 90-ых, когда он только зарождался в России, жил где-то отдельно от меня.
За все предыдущие годы я заходил во всемирную паутину всего пару раз. Пытался что-то там поискать, посмотреть, но быстро запутывался, не понимал, где и что искать. И оставил это занятие, как бесполезное и бестолковое.
Я позвонил Юлию, другу-физтеху, коллеге еще по Тверьуниверсалбанку. Там, у нас в банке, Юлий возглавлял IT-департамент и потому про этот самый «интернет» он точно должен был хоть что-то знать.
«Знаешь ли ты что-то про русский интернет» — спросил я его по телефону.
«Конечно» — удивленно ответил он. «А зачем это тебе?».
«Секрет» — таинственно сказал я и тут же позвал Юлия приехать ко мне.
Мы встретились на Трехпрудном, в моем новом-старом кабинет со стенами плотно-зеленого цвета. Радостно обнявшись, мы не виделись после ТУБа уже более 3-ех лет, Юлий начал свой рассказ про ИНТЕРНЕТ!
Во-первых — поиск. В интернете самое главное — поисковые системы, без них интернет, это — просто куча мусора. «Поисковики», это — N1. Вот, к примеру, в Америке, это — Yahoo.
«Стоп!» — остановил я рассказ Юлия. «Так, Yahoo, это — поисковик?» — внимательно и заинтригованно переспросил я.
«Ну, да» — спокойно отвечал Юлий.
«Тот самый Yahoo, который стоит сейчас 100 млрд долларов?» — недоверчиво уточнял я.
«Ну, это я точно не знаю» — отвечал Юлий. «Но это у них сейчас главная фишка на бирже».
«А у нас в России сейчас есть такие «поисковики»?» — тихим заговорщическим тоном переспросил я.
«Главный, это — Рамблер!». Это самый первый «поисковик», который возник в России еще лет пять назад, стал разъяснять мне ситуацию Юлий. Кроме того, в Рамблере есть еще и TOP100. Это даже круче, чем «поисковик». Это счётчик, он расставляет все сайты по типу рейтинга в своем TOP100, и можно сразу, без всякого поиска, найти самый посещаемый сейчас сайт, да еще и в разных категориях. В общем, этот их TOP100 — настоящая фишка!
А кроме Рамблера, есть кто-то еще?
«Да, есть еще Яндекс». Они — молодые, новые, но считаются уже даже лучше Рамблера.
«А чем они лучше?» — стал уточнять я.
«Ну… считается, что они «лучше» ищут».
«А кто считает?»
«Толком это никто подтвердить не может, но в тусовке считается, что Рамблер устарел, а Яндекс — это более круто!».
Во как! Оказывается, у нас в России есть что-то что уже «устарело». Есть что-то, что его обгоняет, а я вообще ничего не знаю ни про то, ни про другое! «Это как так?» — стал недоверчиво уточнять я у Юлия.
«Согласен, все это — очень относительно. Вся гонка еще впереди» — подытожил Юлий. Тут самое главное, что наш интернет-рынок в самом начале, у нас не более 1% населения в интернете, а в Америке уже то ли 30%, толи 40%. Вот потому, там и бум.
«А когда начинается бум?! При каких цифрах проникновения?» — стал вкрадчиво уточнять я у Юлия. Что он про это слышал?
«Говорят, когда проникновение интернета достигает цифры в 10% от населения, начинается бум!».
«То есть, нам еще нужно вырасти в 10 раз, до бума?»
«Да. Но это всё происходит очень быстро» — стал уточнять Юлий. Сейчас проникновение интернета в России идет с темпом удвоения каждый год!
Запах этих цифр уже в ту минуту стал меня будоражить. Юлий рассказывал мне все эти цифры, термины, тренды как-то спокойно и без эмоций, еще не понимая всю глубину интриги, которая во мне уже вскипала.
А я почувствовал в тот момент, что нашел какую-то новую золотую жилу. Все эти цифры: «удвоение в год»,»10% населения страны»,»100 млрд долларов в Нью-Йорке» — все это в миг возбудило сознание!
«А что еще есть, кроме «поисковиков» в интернете? Зачем он вообще нужен, этот интернет?» — продолжал я с вопросами.
Ещё есть почта. Почта, это тоже очень важно! Вторая тема, за которой люди идут в сеть, это почта и пересылка писем, мейлов. Поэтому есть ещё «почтовики», т.е. почтовые компании.
У нас в России из таких лидеров — mail.ru, их компания так и называется. Почта у них плохая, но адрес у «почтовика» крутой и все открывают свои ящики у них.
«Юлий, мне нужно всех их найти» — остановил я рассказ товарища.
«Я хочу их купить!» — тут же я обозначил ему свою мысль и конечную цель.

ЛЕНТА. Ноябрь 1999-го.


Что это за люди, «интернетчики»? Можешь ли ты их найти? В какую цену они оценивают свои интернет-компании? Сколько они зарабатывают, и зарабатывают ли вообще? Вопросов было много и все они посыпались на Юлия, когда он закончил свой короткий рассказ о том, что такое «русский интернет» или «Рунет», как стали его уже называть в обиходе.
Ответов на все эти вопросы Юлий не знал, но найти эти компании было не сложно. И он пообещал организовать мне встречи уже в ближайшие дни.
«И еще… важно переговорить с ГУРУ» — напоследок добавил Юлий. Есть такие люди в нашем русском интернете, они всё про всех знают и таких самых главных два: Носик и Тёма Лебедев. Без разговора с ними, лучше не начинать.
Первым из них, кто пришел в мой тёмно-зелёный кабинет поговорить о «русском интернете» был Антон Носик. Молодой паренек, щуплого вида с еврейской кипой на голове. Антон подтвердил все основные тезисы, что до него объяснял мне и Юлий: про «поисковики», «почтовики» и что-то про новые тренды. В частности, что счётчики, типа TOP100 по-видимому, умрут. В Америке они уже не актуальны, хотя в России сейчас рулит именно TOP100 Рамблера.
Антон Носик всех критиковал, уже тогда он чувствовал себя самым умным гуру.
«Главная проблема ТОР100 — накрутки!» — возмущался Носик.
Какие-то сайты специально «накручивают» свою посещаемость по счетчику Рамблера, чтобы подняться выше в рейтинге. Оказывается, быть в тройке или даже в пятерке лидеров этого рейтинга — очень круто. Это была заветная мечта любого русского сайта оказаться в лидерах ТОР100, в любой категории!
Для меня открывался постепенно целый новый мир. Оказывается, есть какие-то категории, рейтинги, куда все стремятся попасть. Там люди что-то «накручивают», чтобы быть выше других в этих рейтингах, а я вообще об этом ничего не знаю. Это было для меня, как открытие совсем неведомой до то ли земли!
Но самое поразительное в этом открытии было то, что об этой заветной земле толком не знал никто. Это было очень странно. Я, как и все мои коллеги по финансовому рынку ежедневно перечитывал десятки газет и журналов. Там писали куча журналистов, аналитиков о разных рынках, отраслях, компаниях. Писали про нефть, газ, металлы, телеком, про всех. А про интернет никто ничего не писал! Финансовая пресса в то время, вообще не замечала интернет и «интернет-компании», как таковые. И потому, узнать, что у нас в России есть какой-то рейтинг, где десятки категорий и в каждой категории, оказывается, уже бьются за лидерство десятки, а где-то и сотни сайтов, это было сравни…открытию Америки!
Сам Антон Носик в тот момент запустил свой очередной горячий новый проект, Лента.ру. В течении нескольких месяцев он вышел в лидеры ТОР100, в разделе СМИ, самом массовом и самом престижном разделе рейтинга «русского интернета» в те годы. Антон этим очень гордился.
«А кто хозяин твоей Ленты, чьи там деньги?» — спросил я.
«Это деньги ФЭПа, Глеба Павловского» — ответил Антон. А тот берет их откуда-то из Администрации Президента на предвыборные дела.
Глеб Павловский недавно закончил какой-то свой очередной «предвыборный» марафон и Антон помог ему в нём, быстро организовав эту новостную площадку, LENTA.RU. Сама площадка и сайт носили чисто прикладное значение, через неё легче было продвигать в солидные бумажные СМИ нужные новости. Но, предвыборная компания уже прошла. Деньги, на нее выделенные кончились, а сайт с небольшой редакцией остался. Никаких денег этот сайт не зарабатывал, но посещаемость его была огромной.
Три ужасных террористических взрыва в Буйнакске, на улице Гурьянова и Каширском шоссе Москвы, в сентябре 99-го взорвали русский интернет. Все хотели узнать последние и самые горячие новости из первых рук. Бумажные газеты за ними не успевали и новостная Лента.ру взлетела, став в тот момент одним из основных источников информации, через которой ежеминутно все с тревогой следили за происходящим.
К ноябрю ситуация в Москве успокоилась, но посещаемость Ленты оставалась высокой. И Павловскому жалко было закрывать случайно раскрученную интернет-площадку.
«Он готов её продать?» — тут же спросил я Антона.
«Думаю, да» — ответил он и обещал мне устроить встречу с Глебом Олеговичем.
«А сколько вы зарабатываете?» — спросил я у молодого гуру.
«Сейчас «Лента» ничего не зарабатывает» — ответил он. Но с такой посещаемости можно постепенно зарабатывать с рекламы, размещая баннеры. Тут же, на пальцах, он прикинул, что можно довольно быстро выйти на окупаемость, но гарантировать он это не может. Рекламодателей, готовых платить за баннеры на «Ленте» пока нет, их еще нужно искать. Да к тому же нужно еще и увеличивать штат редакции, т.к. сейчас все работают без выходных. Было видно, что продуманной или хотя бы какой-то бизнес-модели у Антона Носика нет, но говорил он убедительно.
P.S.
Через несколько месяцев, когда мы уже владели Рамблером, мы выкупили «Ленту.ру» у Глеба Павловского за 100 тыс. $, это были тогда большие деньги. Редакция переехала в отдельный офис, двухкомнатную квартиру на Тверской. Доходы от баннеров постепенно стали появляться, но росли и расходы. Рекламная модель так и не окупала расходов, но посещаемость все время росла.
Мы пытались скрестить Рамблер с Лентой, встроить новостную площадку в основной портал, но команда Рамблера на дух не переносила заносчивого Антона Носика и Лента.ру так навсегда и осталась отдельным, независимым и плохоокупаемым новостным ресурсом.

ЯНДЕКС. МЕЙЛ. Ноябрь 1999-го.


Мои короткие встречи с Яндексом и Мейлом показали, что их купить я не смогу.
Аркадий Волож был открыт и готов обсуждать возможную сделку, но в тот момент он уже был в продвинутой стадии переговоров с другим «инвестором», и он об этом сразу рассказал.
Оказалось, не я один вдруг заинтересовался «русским интернетом», был кто-то еще.
Волож озвучил мне примерные условия: ему нужно, чтобы кто-то вложил в компанию сразу порядка 10 миллионов долларов. Контроль не был в тот момент для него принципиальным. По крайней мере я не уловил это, как его категорическое требование. Но 10 миллионов в компанию — это было обязательным условием. При этом по стилю переговоров было видно, что другой, «альтернативный» инвестор, уже почти готов на эти условия и потому Аркадий не будет двигаться.
Отдать 10 миллионов $ сразу за неконтрольный пакет убыточной, хоть и перспективной компании, показалось мне чрезмерным условием. Да у нас и не было в тот момент свободными 10 миллионов $, и я понял, что тут сделки не будет.
Я понял это сразу, но Воложу сказал, что подумаю и еще вернусь.
Вторым был Женя Голанд, он с друзьями владел тогда, только что основанным, русским «почтовиком» Мэйл.ру. Этот парень недавно сам вернулся из Нью-Йорка, самоуверенно оперировал «миллиардами» капитализации подобных американских компаний и сходу стал называть совсем какие-то несусветные цифры по стоимости своего «почтовика». При этом он предлагал купить 5 или 10% компании, не более.
Это было мне точно не интересно. Как переговорщик Женя Голанд был тяжелым парнем, а как возможный партнер он мне совсем не понравился, и я понял, что и тут сделки тоже не будет.
Но из этих переговоров по » Мейл.ру» я наконец-то узнал, а кто еще заинтересовался «русским интернетом», им оказался — Юра Мильнер, такой же инвестбанкир, как и мы. Сразу после дефолта 98-го он ушел из Менатепа, а мы из МФК. Так же, как и мы, он пытался понять, что нового есть на рынке? Мы встретились с Юрой тогда в первый раз и поняли, что ходим и рыщем по одной поляне.
Мы были с Юрой тогда конкурентами, но ни мы, ни он тогда еще никого не успели купить. Поляна казалась нам тогда еще свободной, не освоенной и потому мы не стали как-то сразу толкаться локтями, а договорились держать контакт. Мы договорились обсуждать этот «интернет-рынок» между собой, чтобы «молодые» интернетчики не разводили нас, «старых» финансистов, по ценам и несбыточным обещаниям.
Но главное в тот момент и для него, и для нас, было — кого-нибудь, но все-таки купить!
После всех проведенных встреч я понял, что из возможных вариантов остается только Рамблер. Это была компания номер один на рынке, самая интересная и самая интригующая.
Если я хочу войти в этот рынок, остаётся покупать только их. Но если я с ними не договорюсь, то шанса больше не будет. Если кого-то покупать в интернете, нужно было покупать ЛИДЕРА.
В интернете побеждает только лидер!
Тут нельзя покупать номер 5 или 6. Даже 4-ый номер — это сомнительно.
Весь куш берет ЛИДЕР!
Возможно, что-то еще останется обладателям серебра или бронзы. Остальным — ничего.
Так было тогда на американском рынке.
«Так будет и у нас в России!» — убеждал меня второй модный интернет-ГУРУ, Тёма Лебедев. Молодой упитанный кудрявый парень, он был самый юный из всех, с кем я тогда увиделся, чтобы понять поляну «русского интернета». Тёма был хоть и самый молодой, но оказался самый толковый. Он не говорил про посещаемость, хиты, хосты или капитализацию, он говорил про суть!
«Рамблер — большой старый портал, с кучей каких-то ненужных картинок на морде, как старый чемодан» — стал разъяснять мне свои мысли Артемий.
Но он большой и самый главный в России. Его можно сделать крутым, но там нужно всё менять! Прежде всего нужно поменять картинку! К тому моменту Артемий Лебедев сделал уже дизайн морды Яндекса, его главной страницы. Там, внизу гордо стоял его фирменный лейбл, в виде штрих-кода.
«Аркадий тоже хотел налепить на свою главную страницу кучу всего, но я настоял, что б он всё убрал!» — продолжал Тёма.
«Теперь главная страница Яндекса — легкая и современная. И сравните это с Рамблером. От него же веет стариной. В этом — вся суть успеха молодого Яндекса. Но и тут предела нет. Я бы вообще убрал с главной страницы всё и оставил одну … поисковую строку!» И Тёма заговорщически открыл мне свой лэптоп, где на пустой белой странице в центре лаконично стояла одинокая поисковая строка и кнопка «Искать»! Если Рамблер сделает это, он победит!
Но Рамблеру до этого далеко, ему еще нужно хотя бы поменять логотип. С таким логотипом жить нельзя, у них посреди главного слова буква «Ы»!
Я взглянул в свой компьютер и действительно только в этот момент увидел посреди английского слова «Rambler»… русскую букву «Ы»!
«С таким логотипом жить нельзя, им нужно это менять, и я готов это сделать!» — заявил мне Тёма Лебедев, как будто я уже владел Рамблером, хотя я с ними еще даже не встречался.
«Мы обсудим с тобой это» — договорился я с Лебедевым.
Осталось дело за малым. Нужно было купить Рамблер. И я стал наводить о них справки, кто они такие? Откуда взялись?
Оказалось, что это ребята из научной среды, из какого-то НИИ в Пущино.
Я сам учился на физтехе в Жуковском, работал в ЦАГИ и потому интуитивно таких людей, как мне казалось, чувствовал и понимал. Но ни с одним из них я до того момента ни разу не общался, и что они хотят не знал.
Юлий раздобыл мне о них первую информацию: поисковый движок Рамблера придумал и написал Дима Крюков, к тому моменту, уже легенда Рунета. Он же первым придумал и запустил рейтинговую систему ТОР100 для ранжирования популярности русских сайтов, но директор в этой команде и главный их человек — Сергей Лысаков.
Именно с ним я созвонился и пригласил его в наш офис на Трехпрудном, переговорить…

Хуако. 1999-ый.


Виктор был из той многочисленной плеяды молодых иностранцев, кто приехал покорять Россию, в середине 90-ых. Я всё время с интересом наблюдал за этими экспатами, приехавшими тогда к нам, искать счастье и деньги.
Это не были седые мужи или дети из богатых семей Лондона или Нью-Йорка. Они были такие же, как мы, простые ребята, в возрасте лет тридцати — тридцати пяти. У них было хорошее образование, но перспектив у себя на родине или в том же Лондоне они почему-то не видели, и приехали сюда — покорять Россию.
Виктор Хуако приехал из Перу. Я часто спрашивал его, зачем? Почему? Что толкнуло тебя покинуть Родину и искать своё счастье где-то далеко?
Он отвечал мне тогда примерно так: «Во-первых, Перу — бедная страна, я не смогу заработать там столько, сколько в Нью-Йорке, Лондоне или Москве». А, во-вторых, Россия — очень похожа на Перу, мне тут легко и комфортно.
«Вот, к примеру, ситуация — ты и водитель» — начинал свой рассказ Виктор.
Если я в Нью-Йорке решу взять шофера, то нужно сразу заключить с ним контракт. И там прописать по пунктам, всё: что он должен делать, с какого час и по какой? В какой день он работает, а в какой нет. А в России с этим иначе, тут всё абсолютно, как и у нас в Перу.
В России, как и у нас, есть понятие БАРИН. Если ты барин, то не нужно описывать что-то специальным контрактом, ведь все нюансы взаимоотношений не описать. Водитель же нужен не только, чтобы водить машину. Все время нужно что-то привезти, дать какие-то поручения, задания. И по бизнесу и по личным делам. В Нью-Йорке это невозможно, там нужно всё прописать в контракте. Это не по мне!
«В Москве, я чувствую себя, как дома!» — делился со мной Виктор своими открытиями нашего русского мира.
«Но в декабре, на Рождество, я каждый год улетаю к отцу, в Перу».
Это для нас святое. У нас большая семья. Братья и сёстры живут в разных городах и странах, но на Крисмас мы все обязательно съезжаемся домой.
Мы познакомились с Виктором в конце 90-ых, еще работая в МФК. Он торговал российскими ГКО и искал новые и свежие идеи на русском долговом рынке. Мы продавали ему тогда, всё что придумывали: «товарные» векселя Лукой, Алросы, агробонды, в общем всё. Он не плохо на этом зарабатывал и верил во всё, что мы ему приносили.
К тому моменту у Виктора уже была своя компания, «Orion Capital», с небольшим, но шикарным офисом в самом центре Москвы, в недавно отреставрированном старом особняке с видом на церковь. За стеклянной перегородкой в общем зале располагалась два ряда столов, с мониторами и компьютерами, за которыми сидели несколько трейдеров, русских ребят и несколько тёток американок, они вели бухгалтерию Фонда.
Я часто приезжал тогда к Виктору, узнать, интересны ли ему те или иные бумаги? Да и просто поболтать, чем живёт рынок? Что покупают иностранцы, что интересно им в России? Виктор отлично понимал американский рынок, знал многих тамошних банкиров и был с ними в постоянном контакте. Он прочувствовал за эти годы и российский рынок, но по-русски он не читал и каких-то нюансов и деталей не улавливал. Ему не хватало тут контактов, связей и наши отношения ему были очень важны.
Именно Виктор Хуако, был первым сторонним человеком, с кем я поделился своей идеей — «купить русский интернет»! Я хотел через него понять, будет ли это интересно иностранцам? Готовы ли будут они нас поддержать, хотя бы в будущем?
Эта неожиданная инвестиционная идея ему самому сходу понравилась, и вскоре мы уже сделали с ним нашу первую совместную СДЕЛКУ в русском интернете!
P.S.
Он поддержал мою идею купить Рамблер, поверил в неё и окунулся туда с головой. Он потратил на эту компанию в результате все свои деньги, что сумел заработать до этого в России. Ему даже пришлось закрыть свою компанию, «Orion Capital». Он нервничал, переживал, отчаивался от невозможности вернуть вложенное и в результате, не выдержав испытания временем, продал свою долю с убытком.
Эта его продажа от отчаяния и определила в будущем судьбу компании… Рамблер.

СДЕЛКА. Декабрь 1999-го.


Я в нетерпении ждал Сергея Лысакова в своём кабинете, периодически подходя к окну. Я хотел увидеть этого человека еще до того, как он зайдет ко мне. Как он выглядит? Чего он хочет?
К тому моменту, когда состоялась наша первая встреча, я уже с головой погрузился в «русский интернет» и был взбудоражен его возможностями и перспективами. Мне казалось тогда, что я познал какую-то тайну, еще непонятую другими. Это было сравни открытию! Накатившие эмоции от этого внутреннего откровения были так сильны, что хотелось об этом рассказать всем, поделиться. Но сделки еще не было! И потому эмоции нужно было спрятать.
По переулку шел высокий худощавый мужчина, уже не молодой, чуть лысыватый, с обыкновенным рюкзаком или каким-то портфелем на ремне через плечо.
Сергей оказался очень приятным в общении человеком. Он был прост, но из разговора сразу стало понятно, что он и его партнеры по Рамблеру довольно чётко уже понимают «богатство» и «перспективы», которыми они обладают. Лысаков вполне точно оперировал цифрами капитализации Yahoo в Америке или других подобных компаний в Европе. Человек он был без понтов, не столичный, но уже четко понимающий, чего хочет! Перспективы Рамблера он уже хорошо понимал, но что бы реализовать эти перспективы, им нужны были деньги! Деньги на развитие.
«А сколько нужно?» — тут же спросил я.
Сергей сразу не смог на это ответить, им нужно еще составить подробный бизнес-план. Но примерную сумму он назвал.
«Нам понадобятся около 10 миллионов $, но не сразу, а постепенно, в течении нескольких лет».
Это замечание мне понравилось. Десяти миллионов долларов свободными, в тот момент у нас не было. Но постепенно, в рассрочку, эту сумму мы бы осилили. В этот момент я понял, что сделка возможна! Мы сможем договориться! Нужно только было как-то убедить Сергея, что такие деньги у нас есть и мы вложим их в Рамблер!
Встреча была не долгой, и мы договорились о следующей, чтобы продолжить разговор. Но в заключении, Лысаков, чуть заикаясь и как бы извиняясь, стал говорить, что какую-то сумму они хотели бы получить сразу, на руки.
«О какой сумме может быть разговор?» — спросил я Сергея.
Он, потупив взгляд, назвал сумму в 1 миллион долларов. Было видно, что сумма эта была для него огромной, он никогда таких денег не видел, но без нее сделки не будет.
Этот «cash out» им, создателям Рамблера, был очень важен! Именно в тот день я впервые понял значение «cash out». Точнее, я уловил, насколько он важен для таких сделок.
В тот день я понял точно — если я хочу, чтобы сделка состоялась, обязательно нужен «cash out»! Можно было торговаться по сумме инвестиций в компанию, по срокам и условиям, по деталям бизнес-плана, но «cash out» будет ключевым элементом сделки. Я не стал сразу подтверждать Сергею нашу готовность на «cash out», но внутренне сразу это принял.
Лысаков мимоходом упомянул про 1 миллион долларов. Это была и для нас тогда существенная сумма, но она у нас была, и потому я понял, что сделка будет!
Сразу после этой встречи я позвонил Хуако и поехал к нему переговорить. Я сходу спросил Виктора, что он вообще думает про «интернет»? Виктор удивился вопросу, ответил, что тема эта на Западе очень горячая и крутая, но всё это где-то далеко…в Нью-Йорке.
«А что ты думаешь про русский интернет»? — задал я следующий вопрос Виктору.
Он на мгновение задумался и пристально стал смотреть на меня. Про «русский интернет» он вообще ничего не знал и даже не слышал про него. Виктор вполне сносно говорил по-русски, все хорошо понимал, но читал по-русски плохо. В общем «русского интернета» он не знал, но сразу почувствовал, что тут горячо и сразу ответил:» Я СОГЛАСЕН!»
Он сходу подтвердил мне свою готовность идти с нами в проект, когда я в двух словах рассказал ему суть своего замысла. Тут же мы и договорились, что пойдем вместе в долях 50/50.
«Нужно будет выплатить основателям Рамблера «cash out» в 1 миллион $, т.е. по 500 тысяч долларов, мы и ты» — прояснял я Виктору финансовую математику сделки.
И потом, в течении нескольких лет, мы должны совместно вложить ещё 10 миллионов $, каждый по пять миллионов. Виктор попытался поторговаться, но я уверенно ему сказал, что уже торговаться некуда, дешевле нам не купить!
Я перезвонил Лысакову, и мы договорились пообедать уже втроем: я, Виктор и он. Тут же, в ресторане, мы обо всем окончательно и договорились. Наш консорциум, «Русские Фонды» и «Orion Capital» купит контрольный пакет Рамблера (50% + 1 акция) за 1 миллион $ «cash out» и наше обязательство вложить в течении нескольких лет в компанию 10 миллионов $, по совместно утвержденному бизнес-плану. Лысаков останется Генеральным Директором, а я возглавлю Совет Директоров.
Близился Новый Год, и мы спешили закрыть эту знаковую сделку до католического Рождества. Виктор улетал к себе в Перу, а я с семьей на лыжах в Куршевель. Где-то под Рождество, мы торжественно собрались в офисе юридической конторы, кто оформлял эту сделку, подписать торжественно исторический договор и под звон бокалов шампанского, передали наличными один миллион долларов.
Так мы и стали обладателями контрольного пакета Рамблера!
P.S.
А через несколько дней в новогоднюю ночь Ельцин назначит своим преемником Владимира Путина и начнется новый… 21-ый век.

КОМАНДА. Декабрь 1999-го — январь 2000-го.


Как только мы договорились с Лысаковым о сделке, я поехал в Пущино посмотреть, где и как они работают. Это было огромное здание старого советского НИИ. Там, среди сотен облупленных кабинетов и бесконечных коридоров и располагалась в нескольких комнатах компания Рамблер.
Из команды я увидел только Сергея Лысакова и того самого, легендарного Диму Крюкова, кто и написал поисковик Рамблер. Он оказался, простым, компанейским парнем, с плоховыбритой щетиной. По виду, молодой ученый, турист-походник, КСПэшник из 70-ых. Я не знаю точно, но, мне кажется, Дима назвал своего поискового робота именно в честь себя.
Rambler, в переводе с английского — БРОДЯГА! Он был очень на него похож.
Кроме этих двух, главных людей, в команде было еще несколько человек, не считая женщин, кто отвечал за бухгалтерию и счета.
Собственно, как таковой команды я не увидел, и Сергей сразу честно признался — команды нет. Её нужно создавать.
Выяснилось, что собственно нет и самой компании в юридическом смысле. Точнее, было какое-то ООО (общество с ограниченной ответственностью), на которое приходили небольшие платежи за редкие рекламные баннеры на главной странице портала.
«Но это ООО лучше бы закрыть и для чистоты, лучше всё начинать с нуля!» — тут же предложил Лысаков.
Выяснилось, что нет и чётко описанного софта, программных кодов, которые и составляют обычно ценность любой интернет-компании. Команда Рамблера, её создатели, сидя в старых кабинетах пущинского НИИ, делали всё это на коленке, по-домашнему, для себя, не заботясь о юридических и прочих формальностях. Домен был оформлен на одну контору, баннеры продавали от другой, а софт не был оформлен вообще. Это чуть смутило Виктора, но меня не удивило. Мы приняли это как данность и взялись оформлять все документы с нуля.
Юридически, компания «Рамблер» была создана именно тогда, в начале 2000-го года, хотя сам Рамблер был к тому времени уже самым популярным поисковиком и вообще самым посещаемым сайтом Рунета, а его движок крутился еще с 95-го.
Лысаков сформулировал на ближайшее время три основные задачи. Первая — искать новый офис в Москве, лидер русского интернета должен располагаться где-то в столице, в центре. Пущино для его и наших амбиций уже не годился.
Второе — команда. Нужно искать новых людей. «Старой, немногочисленной, командой с грандиозными задачами освоения российского интернета нам НЕ СПРАВИТЬСЯ» — сразу сказал Лысаков. Это виделось ему тогда самой принципиальной и основной задачей, и мы с этим тоже согласились. На рынке начиналась гонка между основными игроками: Рамблером, Яндексом и Мейлом.
«Эту гонку нельзя проиграть! Нам нужны люди.»
И третье — формирование юридической структуры. За это взялись мы с Виктором.
Довольно быстро Сергей нашел место под офис в научном центре МГУ. Лидер российского интернета на площадях флагмана российского высшего образования — это звучало круто.
Была представлена и новая команда, точнее много разных подкоманд, где главным человеком Сергей представил Игоря Ашманова.
«Это профессионалы в морфологии языка и вообще поиска. Именно они смогут укрепить наше лидерство» — сказал нам Лысаков.
Ашманова я не знал, как не знал и вообще людей интернет-тусовки, я только начинал тогда с ней знакомиться. Но Игорь сходу показался адекватным человеком, а главное он сразу принёс толстую презентацию-план, что нужно делать!
С этих трёх задач и началось строительство компании Рамблер.
Лысаков занялся ремонтом помещений в научном центре МГУ, покупкой мебели, покраской стен.
Ашманов рисовал планы развития и захватов рынка. А мы занялись юридическим структурированием ОАО «Рамблер Интернет Холдинг».
P.S.
Отметив Новый Год, мы семьёй улетали кататься на лыжах. Я сидел в самолёте с толстой пачкой ашмановского бизнес-плана, как построить большой ПОРТАЛ, центральное-главное место русского интернета! Мы взлетали над облаками и мои мысли уходили куда-то вдаль интернета, в необъятные его перспективы.
На ближайшие два года я с головой погрузился, а точнее улетел в космос российского интернета с его хитами и хостами, пэйджвьюсами и рейтингами… с его интригами и дебрями, техническими сложностями и проблемами монетизации.
Это полностью изменило мою жизнь. Я ушёл в интернет.

YAHOO. Январь-февраль 2000-го.


Рамблер — русский Yahoo!
«Такой мессидж должны мы внедрить в сознание российской аудитории» — наставлял я Мишу Ханова, нашего нового главу PR, которого мы переманили из «Михайлов и партнёры», продвигать в медийное пространство брэнд Рамблера и Рунета в целом. Мы должны застолбить в сознании нашего рынка, в головах прессы, инвесторов, всех, что Рамблер — N1.
Это наш Yahoo!
В то время капитализация американской компании Yahoo, лидера интернет-индустрии, перевалила за 100 млрд долларов, это была фишка номер 1, абсолютный и беспрекословный лидер. В Yahoo было всё: поиск, каталог, почта и куча разных разделов про финансы, спорт, развлечения. Это был огромный горизонтальный портал, центральное место американского и мирового интернета конца 90-ых, начала нулевых. Тут уже раскручивалась интернет-торговля, начали по-новому преображаться СМИ.
Yahoo — главный сайт, на который с завистью и восхищением смотрела Европа и весь мир. Все европейские страны в тот момент пытались копировать модель Yahoo и делать свои собственные центральные порталы. Это было во Франции, в Германии, Италии и даже в Англии, где английский язык был общим, с американцами.
Но Yahoo не стояли на месте, и к концу 90-ых во всех европейских странах были открыты их порталы-клоны, на родных для европейцев языках: немецком, французском, итальянском и даже отдельный Yahoo для Великобритании. Модель работы, огромные ресурсы и деньги, которые уже были у американской компании позволили им быстро стать лидерами во всей Европе и в каждой стране отдельно. Они были лидерами по посещаемости и во Франции, и в Герм

© Geektimes