Как мы ищем преподавателей онлайн-курсов среди разработчиков?

acdbuvwre8cpwjaz_vgkujbnn00.jpeg

«Успешными преподавателями становятся те, кто выбирает это занятие для удовольствия»

Если вас посещала мысль, а не податься ли в преподаватели, то наверняка вы задумывались и над тем, есть ли у вас для этого необходимые умения, навыки и склонность. И как вообще предложить миру свои услуги преподавателя, если ты хорошо разбираешься в своей IT-профессии, но не имеешь педагогического образования? Руководитель отдела подбора преподавателей и методистов GeekBrains Людмила Карамышева срывает покровы и рассказывает, как мы ищем преподавателей на наши IT-курсы, как стать популярным преподавателем и почему это получается не у всех разработчиков.

Каких кандидатов мы ищем?


Нам важно, чтобы преподаватели в GeekBrains были опытными разработчиками, умели доступно объяснять материал и обладали хорошими ораторскими качествами.

Это сложный запрос — по сути, нам нужно найти суперчеловека, который одновременно был бы общительным экстравертом и типичным программистом-интровертом. Но мы их находим, преподаватели, которые остаются с нами, любят работать и с машинами, и с людьми.
Первое, что мы оцениваем при отборе кандидатов, опыт реальной разработки (он должен быть не меньше трех лет). Смотрим, в каких компаниях работал человек, проверяем качество его кода в проектах, выложенных в GitHub.

Иногда мы делаем исключение для молодых специалистов, у которых есть интересные завершенные проекты и большое желание преподавать. Если у кандидата мало опыта, но он хороший разработчик и оратор, мы даем ему тесты на знание основных языков или технологий, которые он хочет преподавать. Если он подтвердит свои знания на тестировании и других этапах отбора, мы готовы доверить ему преподавание курса «Основы программирования» или других начальных курсов по различным языкам программирования.

Как мы отбираем преподавателей?


Кандидаты проходят несколько этапов отбора:

  1. Анализ резюме и HR-собеседование. Мы проверяем резюме, собираем сведения о преподавателе (о его опыте и мотивации), наша служба безопасности также проводит свою проверку. Во время собеседования по Skype или телефону мы уточняем, какой стек технологий использует специалист, в каких областях чувствует себя более уверенным и что больше всего любит сам. Этот последний вопрос очень важен. Например, некоторые fullstack-разработчики не любят верстать и откровенно говорят, что не готовы преподавать HTML да CSS. Такие подробности важно выяснить на первом этапе.
  2. Пробный видеоролик. Мы просим кандидата записать видеоролик о себе: рассказать о своем опыте работе, своем языке программирования с точки зрения парадигмы этого языка, о его сильных сторонах и причинах, по которым нужно изучать этот язык. Дальше человек придумывает задачу либо на цикл, либо на функцию, и на этом языке описывает цикл. Так мы проверяем его знания по предмету и ораторские способности. Дедлайн на запись такого видео — 3 дня.
  3. Тестовый вебинар на учебной платформе. Кандидат проводит пробный урок на тему, которую мы с ним выбираем и согласовываем. Мы даем время на подготовку, возможность пообщаться с нашим методистом. Так и кандидат может оценить, справится ли он с такой работой, и мы определяемся, подходит ли он нам в качестве преподавателя. После пробного вебинара мы собираем отзывы методиста, студентов и самого преподавателя. Дальнейшую работу можно предлагать, только когда все три стороны довольны друг другом.


Если у нас возникают какие-то сомнения в профессионализме кандидата, мы предлагаем ему пройти тестирование на знание языка, которому он планирует обучать наших студентов. Тест можно пройти на нашей платформе, и по баллам мы сразу видим уровень подготовки кандидата. Дедлайн — 8 часов на тест.

Если кандидат успешно проходит все эти этапы, мы заключаем с ним договор подряда. Как такового испытательного срока у нас нет, и преподаватель сразу приступает к работе. Но мы очень внимательно следим за тем, как он преподает во время своего первого потока. Если человек провел его некачественно свой первый поток, дальше он работать у нас не сможет. Но среди 200 действующих преподавателей было всего несколько случаев, когда новички не справлялись.

Могут ли стать преподавателями кандидаты без высшего образования?


Среди наших преподавателей пока не было специалистов без высшего образования. Но у меня был позитивный опыт общения с кандидатами на другие должности, которые самостоятельно разобрались в своем предмете, научились всему в процессе работы и самообразования. Я лично нанимала несколько отличных IT-специалистов, у которых было только среднее техническое образование.

Я считаю, что отсутствие диплома — не повод отказывать в работе квалифицированным специалистам. Кому-то не хватило денег на высшее образование, кто-то ушел в армию, а программированию научился позже, ситуации могут быть разные. Во время собеседования мы, конечно, спросим, почему человек не получил диплом, но вряд ли его отсутствие повлияет на что-то, если перед нами хороший специалист. Не имеет значения, закончил ли разработчик ВУЗ, если он отлично кодит, у него классные проекты и отзывы руководителей.

И наоборот, если человек получил прекрасное техническое образование в известном ВУЗе, но слабо проявил себя у предыдущего работодателя, он нам не подходит.

Я вижу, что у молодых специалистов довольно много стереотипов о работе в крупных компаниях. Помните, что главный критерий отбора — что вы умеете делать в своей области и нравится ли вам то, чем занимаетесь.

Где мы находим своих лучших преподавателей?


Мы ищем потенциальных кандидатов на разных площадках: профессиональные Хабр и Stackoverflow, традиционные HeadHunter, LinkedIn и Мой круг, ищем среди сотрудников Mail.Ru Group, обращаем внимание на интересных докладчиков на IT-конференциях, на авторов вебинаров в YouTube.

Чаще всего наши кандидаты не называют себя в резюме «преподавателями», а некоторые даже не задумываются о такой работе для себя. Мы внимательно осматриваем резюме и обращаем внимание на разработчиков, у которых был опыт публичных выступлений или репетиторства. Они могут выступать на профильных конференциях, публиковать статьи на Хабре, учить кого-то из знакомых, но занимаются этим на уровне хобби. А когда мы предлагаем попробовать себя в качестве преподавателя, оказывается, что это занятие их по-настоящему увлекает, и они открывают в себе новые таланты помимо разработки.

Так, например, было с Алексеем Кадочниковым. Сейчас он известный преподаватель на GeekBrains: на его курсы по HTML и CSS записываются толпы, студенты ставят ему самые высокие оценки (мы просим студентов оценить работу преподавателей после окончания курсов) и оставляют отличные отзывы. Алексей активно пишет статьи, продолжает придумывать новые вебинары и по-настоящему увлечен этими занятиями. Несколько лет назад я увидела его резюме на HeadHunter, проанализировала и сделала вывод, что у человека хороший опыт в разработке и его может заинтересовать сотрудничество с крупной компанией из Москвы. Оказалось, что он давно хотел иметь такую дополнительную работу из дома, ему нравится сам процесс преподавания и ранее он успешно обучал своих коллег и супругу основам веб-программирования.

Опытные преподаватели тоже с нами сотрудничают. Например, наш преподаватель и методист по Ruby Игорь Симдянов. Он написал книги, известные среди разработчиков PHP: «Самоучитель PHP7», «Объектно-ориентированное программирование на PHP», «Головоломки на PHP для хакера» и другие. Игорь погружен в науку, а в основное время занимается разработкой на Ruby. При отборе на нашу вакансию выяснилось, что он любит преподавать и считает это занятие своим хобби. Сейчас пишет для нас интерактивный курс по Ruby.

Какие сложности возникают у преподавателей онлайн-курсов?


Многим тяжело, если они не получают обратной связи от студентов. Особенно непривычно тем, кто раньше вел уроки в обычном классе, привык следить за реакцией аудитории, оперативно отвечать на вопросы по ходу занятия. Во время вебинара такого контакта со студентами нет. Пообщаться с ними удается только когда они пишут вопросы в чате или обсуждают домашнее задание после урока.

Но такие сложности быстро проходят с практикой. Преподаватели привыкают к роли удаленного наставника и начинают понимать все преимущества вебинара: не нужно ехать на урок на другой конец города, не нужно спешить во время занятия, экономится много сил и энергии для самого процесса преподавания.

Еще один сложный момент — аттестация преподавателей, к которой мы относимся серьезно. Мы просим пройти ее тех, кто раньше не проводил обучающие вебинары. Во время аттестации этим преподавателям нужно провести на нашей платформе тестовый вебинар, а после него пообщаться со студентами. Не все справляются с этой задачей.

Часто кандидаты делают ошибки, связанные именно с манерой преподавания — сухой язык изложения, много теории, но никаких примеров из практики. Мы же хотим, чтобы преподаватель умел не только понятно объяснить теорию, но и мотивировать студентов на дальнейшие обучение.

Конечно, этому можно научиться. Если человек к этому готов и у него есть потенциал, мы даем свои рекомендации и наставления, показываем, как это должно быть в идеале. Но если у человека не получилось на второй-третий раз, приходится с ним расстаться.

Каким бы человек ни был классным разработчиком, если он не умеет грамотно выразить свои мысли и найти контакт со студентами, с его курса просто уйдут.

Как работодатели из крупных компаний относятся к тому, что их разработчики преподают в GeekBrains?


Наши преподаватели часто работают на ведущих должностях в крупных IT-компаниях. Но занятость в GeekBrains не мешает их основной работе, потому что вебинары проходят в вечернее время.

Лично я положительно отношусь к тому, что сотрудники Mail.Ru Group находят для себя такую подработку и занимаются ей в свободное время. Это же замечательно, что сотрудник таким образом развивается, что он востребован в качестве преподавателя. Конечно, если вебинары проходят в рабочее время, это нужно согласовать с руководителем — у всех разные графики.
Я ни разу не слышала, чтобы у наших преподавателей возникали какие-то конфликты с основной работой. Как правило, в 20.00 программисты уже заканчивают работать и могут провести вебинар (большинство из них проходят в вечернее время).

Как становятся «звездами»?


По моим наблюдениям, действительно успешными и востребованными становятся те преподаватели, которые в первую очередь выбирают это занятие ради удовольствия: не ради денег, не ради собственного пиара, не ради галочки в резюме. Они кайфуют, как Алексей Кадочников, даже по телефону было слышно, как он обрадовался возможности преподавать.
Это сложная работа. Преподавателю онлайн-курсов нужно тратить гораздо больше усилий, чтобы удерживать внимание аудитории. Где-то уместна шутка, где-то интересный вопрос, который поможет вовлечь студентов в процесс обучения. На вебинарах тебя могут воспринимать только на слух и следить за демонстрационным экраном. Понятно, что слайды тоже в чем-то помогут, но именно манера преподавания в первую очередь влияет на то, слушают студенты лекцию или нет.

На занятии может быть от 20 до 50 студентов, они могут отвечать на вопросы преподавателя и задавать свои вопросы в чате. Остановиться и спросить, всё ли понятно, привести какие-то истории из жизни, из своей практики, подобрать понятные для студентов аналогии — наши лучшие преподаватели никогда не забывают об этих важных деталях. К тому же они постоянно на связи со своими студентами, готовы дополнительно объяснять им что-то после занятия и подробно разбирать домашние задания. На всё это нужно много энергии, и заниматься этим вечером после своей основной работы можно, только если тебе это действительно нравится.

С чего начать?


Отвечу, исходя из своего опыта, — с недавнего времени я веду на GeekBrains несколько курсов о том, как разработчикам эффективно искать работу. До этого у меня не было опыта ведения онлайн-уроков — только лекции в ВУЗах. И начинать было действительно страшно.

Это был другой опыт: я не видела перед собой людей и постоянно переспрашивала, слышно ли меня. Победить этот страх помогла лишь сама работа над вебинарами. Пока не попробуешь, не узнаешь, подходит она тебе или нет.

Возможно, ваш первый вебинар окажется не самым удачным. Но на третьем уже начинает оттачиваться навык — прокачать его получится только при помощи тренировки.

Для этого советую записывать обучающие ролики для Youtube. Если у вас получится сделать хорошее видео, сможете приложить его к своему резюме.

Если хотите попробовать себя в качестве преподавателей наших курсов, присылайте свое резюме или откликайтесь на наши вакансии преподавателей и методистов на HeadHunter.

© Habrahabr.ru