Как лиду тестирования войти в проект
Привет, Хабр! Меня зовут Настя, я — старший тестировщик ITFB Group. Представьте ситуацию (быть может, вы в ней даже уже бывали): вы пришли в компанию, и вас просят подхватить уже действующий проект, причём нужно поскорее войти в курс дела. С чего начинать, за что хвататься? Позвольте помочь: я расскажу вам о том, как можно заходить в новый проект, как его анализировать и где искать точки роста проекта и команды.
Коммуникация и ожидания
Любой проект — это в первую очередь люди, которые в него вовлечены. Поэтому с самого начала нужно познакомиться с заказчиком, руководителем проекта, аналитиками, разработчиками, тестировщиками, специалистами сопровождения и другими участниками. С каждым из них обсудите, какие есть проблемы в проекте, какие практики уже используются и какие желательно применять. Спросите, как, по их мнению, можно улучшить проект. Сведите всё это в единый список, выберите наиболее ценные предложения и на их основе вместе с командой сформулируйте цели.
Тематика и требования
Теперь нужно изучить техническое задание, чтобы получить общее представление о создаваемом продукте. Также рекомендую изучить частное техническое задание, обычно в этом документе больше информации о компонентах продукта.
Затем можно перейти к изучению списка требований: подробному описанию каждого элемента системы, с описанием всех, даже самых незначительных требований и нюансов.
Функциональность
Освоившись с предыдущими документами, нужно понять, какой функциональностью обладает продукт. Для этого рекомендую прочитать руководство пользователя, в котором функции системы обычно описаны более простым, доступным языком.
Можно запросить программу и методику тестирования (испытания). Они представляют собой пошаговые инструкции для достижения каких-то явных целей. Полезным будет изучить тестовые сценарии, МКС, схемы зависимостей — это даст вам дополнительную информацию о функциональности продукта, которую могли не внести в руководство.
Регламенты работ
Теперь вы знаете, что заказчик ожидает от проекта, по каким требованиям он создаётся и что должен уметь. В любом мало-мальски значимом проекте есть свои правила, упорядочивающую работу над этим проектом. Вот что вам нужно выяснить:
где и как хранятся задачи по работе над проектом;
где заводят тестовые артефакты и какие требования к их созданию;
каковы статусные модели задач;
как формируются релизы.
Комфортность процессов
Основную техническую информацию вы получили, можно заняться усовершенствованием имеющихся процессов. Обсудите с командой, что сейчас в работе над проектом организовано неудобно. Разберитесь, почему было сделано именно так, а не иначе: возможно, на то были причины, о которых вы пока не знаете.
Затем составьте список идей, как можно улучшить разные процессы. Проанализируйте, что для этого потребуется сделать, как повлияет на смежные процедуры. Затем вместе с командой поставьте практические цели и достигайте их.
Анализ проекта
На этом этапе рекомендую изучить то, что уже сделано в рамках проекта: какая была выбрана структура, сколько и каких багов обнаружено. А заодно все истории сбоев, нештатной работы.
Если в проекте ещё нет регрессионного тестирования, нужно его организовать. А если есть, то изучите регрессионные тесты и результаты их прогонов. Посмотрите, насколько полно функциональность покрыта тестами, быть может, что-то не охвачено или охвачено недостаточно?
Поищите возможности для автоматизации разных процессов. Изучите профиль нагрузки: какие данные поступают, как меняется их поток в течение суток, недели, месяца, времён года или конкретных событий.
Метрики
Чтобы оценить эффективность изменений, которые будут сделаны после вашего прихода в проект, необходимо выбрать метрики и периодически их измерять. Продумайте, что именно можно и нужно измерять и как это можно делать. Затем некоторое время набирайте статистику, чтобы была какая-то начальная информация для оценки изменений. Можно и нужно начать с простых и малозатратных метрик. Снимайте их как на короткой, так и на длинной дистанции. И будет идеально, если всё это удастся автоматизировать, чтобы экономить время людей и избавиться от человеческого фактора.
Точки роста
Поздравляю, вы уже изучили проект вдоль и поперёк, так сказать, приняли дела. Теперь дело за малым: добиться улучшений. Подумайте, какие показатели можно улучшить и как это можно сделать. Вместе с разными заинтересованными лицами выявите любые некомфортные аспекты в процессах и обсудите, что можно изменить к лучшему. И в результате составьте список каких-то измеримых целей, достижение которых продемонстрирует совершенствование проекта.
Резюме
Вкратце, что вам нужно сделать, чтобы успешно войти в действующий проект и помочь его улучшению:
Погрузитесь в тематику и проанализируйте текущее положение дел в проекте:
какова его структура;
какие задачи уже решены и какие ещё предстоит решить;
какие уже найдены баги;
какие трудозатраты нужны для завершения проекта;
какова сейчас производительность продукта;
при необходимости организуйте регрессионное тестирование.
Используйте метрики и анализируйте их динамику.
Найдите точки роста для проекта и команды:
сюда входит всё, что можно улучшить;
а чтобы понять, что же можно улучшить, воспользуйтесь метриками;
также точки роста — всевозможные неудобные аспекты в процессах.
Анастасия, старший специалист по тестированию ITFB Group