Как лиду тестирования войти в проект

0d5959eec25ab7e14f60e0e9ae1d56a2.png

Привет, Хабр! Меня зовут Настя, я — старший тестировщик ITFB Group. Представьте ситуацию (быть может, вы в ней даже уже бывали): вы пришли в компанию, и вас просят подхватить уже действующий проект, причём нужно поскорее войти в курс дела. С чего начинать, за что хвататься? Позвольте помочь: я расскажу вам о том, как можно заходить в новый проект, как его анализировать и где искать точки роста проекта и команды.

Коммуникация и ожидания

Любой проект — это в первую очередь люди, которые в него вовлечены. Поэтому с самого начала нужно познакомиться с заказчиком, руководителем проекта, аналитиками, разработчиками, тестировщиками, специалистами сопровождения и другими участниками. С каждым из них обсудите, какие есть проблемы в проекте, какие практики уже используются и какие желательно применять. Спросите, как, по их мнению, можно улучшить проект. Сведите всё это в единый список, выберите наиболее ценные предложения и на их основе вместе с командой сформулируйте цели.

Тематика и требования

Теперь нужно изучить техническое задание, чтобы получить общее представление о создаваемом продукте. Также рекомендую изучить частное техническое задание, обычно в этом документе больше информации о компонентах продукта.

Затем можно перейти к изучению списка требований: подробному описанию каждого элемента системы, с описанием всех, даже самых незначительных требований и нюансов.

Функциональность

Освоившись с предыдущими документами, нужно понять, какой функциональностью обладает продукт. Для этого рекомендую прочитать руководство пользователя, в котором функции системы обычно описаны более простым, доступным языком.

Можно запросить программу и методику тестирования (испытания). Они представляют собой пошаговые инструкции для достижения каких-то явных целей. Полезным будет изучить тестовые сценарии, МКС, схемы зависимостей — это даст вам дополнительную информацию о функциональности продукта, которую могли не внести в руководство.

Регламенты работ

Теперь вы знаете, что заказчик ожидает от проекта, по каким требованиям он создаётся и что должен уметь. В любом мало-мальски значимом проекте есть свои правила, упорядочивающую работу над этим проектом. Вот что вам нужно выяснить:

  • где и как хранятся задачи по работе над проектом;

  • где заводят тестовые артефакты и какие требования к их созданию;

  • каковы статусные модели задач;

  • как формируются релизы.

Комфортность процессов

Основную техническую информацию вы получили, можно заняться усовершенствованием имеющихся процессов. Обсудите с командой, что сейчас в работе над проектом организовано неудобно. Разберитесь, почему было сделано именно так, а не иначе: возможно, на то были причины, о которых вы пока не знаете.

Затем составьте список идей, как можно улучшить разные процессы. Проанализируйте, что для этого потребуется сделать, как повлияет на смежные процедуры. Затем вместе с командой поставьте практические цели и достигайте их.

Анализ проекта

На этом этапе рекомендую изучить то, что уже сделано в рамках проекта: какая была выбрана структура, сколько и каких багов обнаружено. А заодно все истории сбоев, нештатной работы.

Если в проекте ещё нет регрессионного тестирования, нужно его организовать. А если есть, то изучите регрессионные тесты и результаты их прогонов. Посмотрите, насколько полно функциональность покрыта тестами, быть может, что-то не охвачено или охвачено недостаточно?

Поищите возможности для автоматизации разных процессов. Изучите профиль нагрузки: какие данные поступают, как меняется их поток в течение суток, недели, месяца, времён года или конкретных событий.

Метрики

Чтобы оценить эффективность изменений, которые будут сделаны после вашего прихода в проект, необходимо выбрать метрики и периодически их измерять. Продумайте, что именно можно и нужно измерять и как это можно делать. Затем некоторое время набирайте статистику, чтобы была какая-то начальная информация для оценки изменений. Можно и нужно начать с простых и малозатратных метрик. Снимайте их как на короткой, так и на длинной дистанции. И будет идеально, если всё это удастся автоматизировать, чтобы экономить время людей и избавиться от человеческого фактора.

Точки роста

Поздравляю, вы уже изучили проект вдоль и поперёк, так сказать, приняли дела. Теперь дело за малым: добиться улучшений. Подумайте, какие показатели можно улучшить и как это можно сделать. Вместе с разными заинтересованными лицами выявите любые некомфортные аспекты в процессах и обсудите, что можно изменить к лучшему. И в результате составьте список каких-то измеримых целей, достижение которых продемонстрирует совершенствование проекта.

0ba170bf60260978929eced55d8e6425.png

Резюме

Вкратце, что вам нужно сделать, чтобы успешно войти в действующий проект и помочь его улучшению:

Погрузитесь в тематику и проанализируйте текущее положение дел в проекте:

  • какова его структура;

  • какие задачи уже решены и какие ещё предстоит решить;

  • какие уже найдены баги;

  • какие трудозатраты нужны для завершения проекта;

  • какова сейчас производительность продукта;

  • при необходимости организуйте регрессионное тестирование.

Используйте метрики и анализируйте их динамику.

Найдите точки роста для проекта и команды:

  • сюда входит всё, что можно улучшить;

  • а чтобы понять, что же можно улучшить, воспользуйтесь метриками;

  • также точки роста — всевозможные неудобные аспекты в процессах.

Анастасия, старший специалист по тестированию ITFB Group

© Habrahabr.ru