Как космическая сфера пострадала от санкций — хроника высказываний Роскосмоса, ЕКА и НАСА
События вокруг Украины существенно повлияли на космическую отрасль всего мира. Главы крупнейших космических агентств за последнюю неделю сделали множество заявлений, касающихся дальнейших отношений между компаниями и развития текущих проектов.
В этой публикации будут собраны высказывания глав Роскосмоса, ЕКА и НАСА, касающиеся международных отношений, реакций на санкции и развития проектов на фоне событий вокруг Украины.
Материал будет дополняться.
Роскосмос и Рогозин
23 февраля глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин выразил надежду на продолжение сотрудничества в космосе: «Надеюсь, все успокоятся, и совместная работа продолжится». Кроме того, он отметил, что НАСА не выражало желания отменять переговоры по совместной работе на МКС. На следующий день Рогозин рассказал, что сотрудничество России и США в космосе необходимо для безопасной эксплуатации МКС. Станция может сойти с орбиты, если эти отношения прекратятся. Тогда появится риск падения 500-тонной конструкции на Индию и Китай. Россия в этом плане не рискует, поскольку МКС не летает над её территорией.
После этого заявления в своём аккаунте в Twitter Рогозин прокомментировал заявления президента США Джо Байдена о введении санкций против российской космической программы. В одном из твитов он спросил: «Если заблокируете сотрудничество с нами, кто спасёт МКС от неуправляемого схода с орбиты и падения на территорию США или Европы?». Глава SpaceX Илон Маск ответил, что его компания поможет с этим вопросом.
26 февраля Рогозин выступил в эфире YouTube-канала «Соловьев Live», где озвучил ряд ключевых новостей:
германская сторона отключит свой телескоп на космической обсерватории «Спектр-РГ», которая является совместным с РФ проектом;
Россия сможет закупить необходимую микроэлектронику для космических аппаратов, которая не производится в РФ, у Китая;
на 28 февраля назначены переговоры с ЕКА по поводу санкций, затрагивающих космические предприятия России, а также перспектив совместных космических миссий;
международного рынка пусковых услуг больше не существует из-за санкционных запретов на взаимодействие с Россией.
«Второй тип санкций — санкции за прямой запрет со стороны американцев и европейцев кому бы то ни было ставить свои космические аппараты на российские ракеты и вообще использовать российские ракеты для выведения своих полезных нагрузок. Это просто жирная точка, которая ставит финиш в вопросе о том, существует ли реально международный рынок пусковых услуг. Его больше не существует».
Роскосмос решил эвакуировать специалистов предприятий российской ракетно-космической отрасли из Гвианского космического центра, чтобы те не стали заложниками санкций в отношении России, и приостановке запусков «Союзов».
По словам Рогозина, от этих санкций пострадает прежде всего европейская сторона. Других ракет, кроме «Союза-СТ», для запусков европейских навигационных спутников Galileo из ГКЦ в распоряжении Евросоюза нет, а ракета Ariane-6 появится не ранее чем через два года. Он предположил, что у европейских партнёров осталось только два выхода — платить и идти к другим поставщикам пусковых услуг или остаться на «Союзе-СТ», предоставив Роскосмосу необходимые письменные гарантии о дезавуировании санкций в отношении предприятий госкорпорации.
Рогозин считает, что в ближайшей перспективе от санкций в сфере космоса пострадают их европейские инициаторы. Похожую позицию в отношении всей экономической сферы занимает и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
26 февраля было опубликовано интервью Рогозина журналу госкорпорации «Русский космос», в котором глава Роскосмоса заявил, что Россия финансово не потянет проект МКС и строительство новой станции. По его словам, МКС проработает не дольше, чем до 2028 года.
28 февраля Рогозин дал интервью телеканалу НТВ, в котором рассказал о влиянии санкций на российскую ракетно-космическую отрасль и путях их преодоления. В нём он отметил особую важность совместной работы для сохранения МКС. В случае отсутствия международного сотрудничества станция будет обречена. Рогозин заверил, что НАСА не собирается применять санкции в отношении проекта МКС.
От проблем с поставками микроэлектроники, по словам Рогозина, спасёт программа импортозамещения, ведущаяся с 2014 года. Благодаря ей удалось привести потребности наших конструкторов в соответствие с возможностями российской промышленности. Новые санкции добавляют проблем по радиационно-стойкой микроэлектронике, выдерживающей работу в открытом космосе.
«Сейчас мы производим большую её часть. Возможно, какие-то космические аппараты будут сделаны чуть позже, но приоритет будет отдан спутникам в интересах Министерства обороны России. Роскосмос может чуть-чуть подождать со своими аппаратами, но всё равно все эти программы будут реализованы. Спутник на 95% состоит из микроэлектроники, поэтому мы наладили с нашим Минпромторгом теснейшие взаимоотношения, чтобы заранее заказывать то, что нам будет необходимо через несколько лет для создания дееспособного космического аппарата».
Кроме того, Рогозин сообщил о переговорах с Китаем по поводу совместного освоения Луны, в частности — определение потенциального «лунного плацдарма». Институт космических исследований РАН считает наилучшим местом для начала работы базы Южный полюс Луны. База задумывалась как открытая площадка для всех стран (в том числе США), но после введения санкций Рогозин не исключил вероятность пересмотра этого момента. На текущий момент ведутся плотные переговоры с Китаем по поводу определения места для высадки и формирования архитектуры лунной научной базы.
1 марта у себя в Telegram-канале Рогозин сыронизировал на тему возможности ЕКА запускать спутники на собственных ракетах. В свою очередь Роскосмос выставил европейским партнёрам счёт на возмещение убытков, появившихся в следствие отключения телескопа на «Спектр-РГ».
«После отмены запусков «Союзов» Европейское космическое агентство может запустить европейские спутники на своих ракетах. тогда, когда они у них появятся».
Европейское космическое агентство (ЕКА)
25 февраля Генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер сообщил о продолжающемся сотрудничестве с Роскосмосом по проектам МКС и совместной миссии ЭкзоМарс 2022.
«Несмотря на текущий конфликт, сотрудничество в гражданском космосе остается связующим звеном между нами. Европейское космическое агентство продолжает работать над всеми своими программами, включая МКС и кампанию по запуску ExoMars, чтобы выполнить обязательства перед государствами-членами и партнерами. Мы продолжаем следить за развитием ситуации».
28 февраля ЕКА назвало запуск ЭкзоМарса в 2022 году маловероятным, объяснив это действиями России на территории Украины. Йозеф Ашбахер сообщил, что проанализирует все варианты и подготовит официальное решение о дальнейших действиях агентства. В этот же день Европа включила самарский ракетно-космический центр «Прогресс» в санкционный список. В ответ Роскосмос заявил о приостанавлении отрудничества с европейскими партнерами по организации космических запусков с космодрома Куру.
«Европейское космическое агентство назло русской бабушке решило отморозить себе уши».
Как уже было отмечено, Роскосмос и ЕКА планировали провести переговоры 28 февраля. Но 27 февраля европейское агентство отказалось от переговоров. На телеконференции Рогозин и Ашбахер должны были обсудить санкции и дальнейшее сотрудничество. Как рассказал глава Роскосмоса, это связано с его отказом оставить во Французской Гвиане российский стартовый расчёт.
28 февраля ЕКА заявило о рассмотрении альтернатив российским «Союзам», в частности — ракет Vega C и Ariane 6. Агентство выразило сожаление по поводу конфликта на территории Украины и объяснило, что принимает решения исходя не только из интересов людей, работающих над научными программами, но и из европейских ценностей, определявших подход к международному сотрудничеству. Поэтому ЕКА намерено полностью выполнять санкции, введенные против России странами-участницами.
НАСА
24 февраля президент США Джо Байден объявил о введении мер по экспортному контролю в отношении России, направленных на ослабление оборонной сферы, аэрокосмической отрасли и для кораблестроения. Ограничения коснулись полупроводников, компьютеров, телекоммуникации, оборудование информационной безопасности, лазеров и сенсоров.
25 февраля представитель НАСА сообщил, что агентство не прекращает сотрудничество с Россией по МКС в условиях антироссийских санкций. Сотрудничество продолжается в штатном режиме. Никаких изменений в поддержке НАСА текущих операций на орбите и наземных станциях не планируется. Как отметил бывший астронавт Гаррет Райсман, российский сегмент МКС не может функционировать без электричества, а оно на американской стороне. В свою очередь американская сторона не может функционировать без двигательных установок, которые находятся на российской стороне.
28 февраля НАСА подтвердило свою позицию, заявив о продолжении сотрудничества с НАСА.
«Наше взаимодействие проходит штатно, мы продолжаем наблюдать за ситуацией, наши центры управления полётом работают штатно, у нас есть вся необходимая поддержка, специалисты встречаются каждый день, чтобы быть уверенными, что наши партнёры в России работают штатно. Мы продолжаем работать штатно и проводить тренировки по плану, но, естественно, мы должны продолжать следить за ситуацией».
В НАСА отметили, что космические агентства стран уже проходили через подобные ситуации в прошлом. Стороны понимают, что для продолжения совместной работы на МКС необходимы доброжелательные отношения.
1 марта в зарубежных СМИ появилась информация, что НАСА рассматривает варианты удержания МКС на орбите без участия России. При этом, как отмечает агентство, никаких видимых предпосылок отказа от совместной работы на станции нет. По словам Людерс, текущая инициатива необходима скорее для подстраховки на самый крайний случай. НАСА будет крайне сложно работать на МКС без поддержки со стороны коллег из других стран, в том числе из России.