Как измерить качество связи? Методика Роскомнадзора
Вокруг темы качества связи всегда было больше эмоций, чем фактов. Недозвон до друга или коллеги в критической ситуации — это всегда очень обидно, как и сбой работы интернета в момент отправки важного письма.
И подобные прецеденты справедливо вызывали нападки на операторов, у которых всегда есть наготове оправдания: «У вас телефон старый», «Да, на вашем участке был сбой, но он у нас происходит раз в 10 лет, а вообще наше качество тут на уровне, об этом говорят все отраслевые исследования», «Вы находились в тоннеле (или в помещении из бетонных стен, или в метро и пр.) и поэтому, не смогли дозвониться. Сожалеем, но мы тут не причем». Ну и абоненту приходилось соглашаться, ведь доказать плохое качество сигнала, сравнить его с другими операторами он никак не мог.
В начале сентября Роскомнадзор опубликовал результаты собственного мониторинга качества связи в Москве. Не буду вдаваться в подробности конкретно этого замера, они изложены в материале Коммерсанта.
Как всё начиналось?
6 февраля 2013 года премьер Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи разработать комплекс мер по улучшению качества услуг подвижной радиотелефонной связи в Москве.
В июне 2014 года на заседании комиссии министр связи Николай Никифоров предложил создать систему публичного контроля за качеством связи. По идее министра, государство должно постепенно отойти от регулирования качества связи — это должен делать рынок, но для этого нужно, чтобы у абонента была возможность осознанно выбирать оператора.
В ответ вице-премьера Аркадий Дворкович поручил регуляторам, в том числе Минкомсвязи, вместе с сотовыми операторами выработать методику мониторинга качества связи.
В октябре того же года проект методики, разработанной в НИИ радио, Минкомсвязи направило на рассмотрение руководителям МТС, «Вымпелкома», «Мегафона», Tele2.
В декабре 2014 года методику подписали. Весной 2015 года был произведен первый замер.
Методика опубликована, с ней можно ознакомиться здесь.
Как измеряется качество связи?
Измерительный мобильный комплекс РЧЦ ЦФО, подведомственного Роскомнадзору центра, двигается по заранее составленным маршрутам, которые включают в себя основные городские магистрали и центральные улицы.
Контрольные вызовы осуществляются с помощью комплекса ASCOM TEMS Automatic на стационарный телефонный номер (call-генератор на территории РЧЦ), который также подключён к цифровым линиям Е1 фиксированной сети связи (ТфОП). При этом комплекс включает в себя 4 одинаковых аппарата для звонков, оснащённых симками четырёх федеральных операторов. Таким образом, звонки совершаются синхронно в одно и то же время, из одного и того же места, что исключает привилегированные условия для какого-либо оператора.
Тесты по качеству голосовой связи фиксируют следующие параметры:
- Качество голосовой связи. Включает в себя долю неуспешных попыток установления соединения, долю оборванных вызовов, разборчивость речи. Качество речи измеряется по технологии POLQA (Perceptual Objective Listening Quality Assessment), утверждённой Международным союзом электросвязи. Оценка каждого голосового вызова осуществляется на протяжении трех минут. Результатом обзвона «большой четверки» является совокупность log-файлов измерительных комплексов. Оценка каждого голосового вызова осуществляется на протяжении 3 минут.
- Доставку sms-сообщений (доля недошедших до адресата сообщений, а также среднее время доставки).
- Передачу данных: доля неуспешного TCP/IP соединения с сервером (HTTP IP-Service Access Failure Ratio); доля неуспешных сессий по протоколу HTTP (HTTP Session Failure Ratio); среднее значение скорости передачи данных к абоненту (HTTP DL Mean User Data Rate) в кб/с; продолжительность успешной сессии (HTTP Session Time) в Мс. Процедура выполняется для трёх стандартов: GSM (2G), UMTS (3G) и LTE (4G). Размер файла для загрузки по протоколу HTTP для GSM и UMTS составляет 3 Мб, а для LTE 100 Мб.
- Общий скан покрытия, наличие и уровень сигнала (измеряемый в дБм).
Полученные материалы анализируются, формируется протокол, после чего они отправляются на сайт качествосвязи.рф. Затем ресурс публикует данные.
Замеры нельзя проводить во время аномальной нагрузки на сеть: например, в праздники, во время массовых мероприятий или крупных происшествий. Также нельзя проводить ночные замеры.
В чем отличие от краудсорсинга
Есть мнение, что специальные сервисы, например приложение SpeedTest, могут продемонстрировать более надежные результаты. Ведь замеры в таком случае производит многотысячная аудитория приложения во всех средах, в самые разные отрезки времени и в любых помещениях.
Но несмотря на все эти плюсы, краудсорсинговые замеры содержат один большой минус: их результаты очень легко оспорить. Оператор всегда сможет сослаться на искажающие сигнал факторы. Ведь простой пользователь, в отличие от спецлаборатории, никак не сможет замерить «чистый сигнал».
Подвижные лаборатории проводять одновременное параллельное тестирование в сетях всех операторов связи, используя однотипное оборудование. Таким образом на результаты оценки не оказывают влияние такие факторы, как различные возможности абонентского оборудования и различные профили абонентского трафика во времени и пространстве.
Источники:
1. Сайт Роскомнадзора. Материалы по измерению качества связи.
2. Интервью с начальником управления организации и развития радиоконтроля ФГУП «РЧЦ ЦФО» Валерием Иваненко. Rspectr.com, 11.09.2017.
3. «Как радиочастотная служба качество связи замеряла». Geektimes.ru, 15.06.2016.