Как изменилась работа UX/СХ-исследователей весной 2022 года: опрос Альфа-Банка

За последние 1,5 месяца в нашей жизни изменилось примерно всё. И мы решили посмотреть, как политические и экономические события повлияли на работу специалистов UX/СХ. Что появилось нового, а что осталось прежним, какие возникли проблемы и как мы со всем этим справляемся. В исследовании мы сфокусировались в основном на рабочих вопросах и постарались не уходить глубоко в эмоциональные состояния.

26063ecd2c24f8de104e187f113d56e8.png

Опрос проводили среди исследователей разных грейдов из продуктовых компаний и агентств. Фрилансеров не опрашивали — обычно они сотрудничают с несколькими компаниями, поэтому сравнивать рабочие процессы было бы некорректно.

Исследование проходило с 16 по 26 марта 2022 года, в нём участвовали 69 человек — из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Воронежа, Алматы и Стамбула.

Опрос распространяли через социальные сети (LinkedIn), профильные сообщества в Telegram (ResearchOps, UX Dating), внутренние исследовательские чаты. Часть участников пришла благодаря сарафанному радио.

Больше 60% участников исследования работают в продуктовых компаниях финтеха и телекома.

1fe93ebf7db64939210c4c32e32730c6.pnge2450c6aa2ad3f708a1581a64def38ef.png

Что мы узнали: кратко

Большинство специалистов отметили, что заработная плата, занятость, бонусы и премии остались прежними. Сохранилась и возможность удалённой работы. Но все понимают, что ситуация в течение апреля-мая ещё может измениться.

Почти 40% опрошенных сказали, что стали проводить меньше исследований. При этом 9,1% участников отметили, что их, наоборот, стало больше. Формат исследований (очно и онлайн) не изменился.

Многие специалисты при блокировках систем используют личные аккаунты или переходят на аналоги.

Почти половина опрошенных отметили, что нуждаются в дополнительной прокачке хард- и софт-скиллов.

Изменился найм исследователей: 5% участников опроса рассказали, что снизился спрос на джунов и возрос интерес к T-shaped-специалистам. При этом больше 70% опрошенных отметили, что их компании пока остановили найм исследователей, а почти 6%, напротив, отметили, что количество вакансий увеличилось.

Больше 75% участников опроса не заметили изменений в процессе рекрута респондентов. Остальные подчёркивали, что им стало сложнее привлекать людей.
83,3% исследователей также отметили, что у респондентов резко повысился уровень тревожности и сократилось количество тем, по которым они готовы общаться.

Исследователи говорили, что им самим трудно работать в прежнем режиме и сохранять work-life balance. Кроме того, специалисты стали больше переживать при подготовке и проведении исследований. Не у всех получается справляться с тревогой самостоятельно. В большинстве компаний заботятся о поддержке — проводят открытые встречи, организуют консультации психологов.

И подробнее — с цифрами и графиками.

Об условиях работы

Многие исследователи говорили, что хотели бы переехать за границу и работать оттуда. У 38% участников опроса эта возможность была и до февраля, а у 3% шанс уехать появился с марта. Интересно, что для 11% опрошенных возможность релокации сейчас закрыли.

2b1341c08338b04d56362f2a212736c3.png

Почти 46% исследователей ответили, что часть команды уехала за границу, при этом 90% из них сказали, что это никак не повлияло на рабочие процессы.

Система мотивации осталась прежней для 60% участников исследования. Среди позитивных изменений можно отметить внеплановые премии и индексацию зарплаты, среди негативных — уменьшение премий и закрытие компаний.

О проектах

У 75% участников опроса остановились проекты. Когда они возобновятся — непонятно.

24ae705cd158bff935268b88e4a70972.png

У половины опрошенных изменилось количество исследований: у 39,4% их стало меньше, а у 9,1% — больше. 

1854a18bbdfbd7f43f4f4b1f4f5d6c5e.png


Основные причины увеличения количества исследований: пересмотр бэклога, приток новых клиентов и изменения в поведении клиентов.

Причины сокращения количества исследований:

  • уменьшились бюджеты;

  • появились трудности с рекрутом;

  • сократились или прекратились коммуникации с клиентами;

  • снизился приоритет исследований в компании;

  • закрылись неактуальные исследования. 

У 68% участников опроса произошли или происходят изменения в бэклоге.

a5576ecb2baac1bf4b52ec412d7229e0.png

Что касается актуальности и валидности уже проведённых исследований, только 15% специалистов посчитали необходимым провести такую переоценку.

dbb33dda25109f26c2dde029c0a69985.png

65% опрошенных сказали, что не изменили направленность исследований:  потребности клиентов и необходимость помощи в кризисных ситуациях дополнительно не изучали. 

О рекруте и взаимодействии с респондентами

Большинство опрошенных (78,7%) отметили, что процесс рекрута не изменился. Среди основных сложностей исследователи назвали проблемы с поиском респондентов и ограничения со стороны компании.

072c850121e4d5bc091bfb8ad146eace.png

Как участники опроса работают с ограничениями по рекруту:

  • закладывают больше времени на поиск;

  • временно останавливают проведение исследований;

  • ищут в два раза больше респондентов для компенсации конверсии;

  • ищут среди знакомых;

  • рекрутируют сами, не обращаясь в агентство.

Исследователи отметили, что у респондентов резко повысился уровень тревожности и сократилось количество тем, по которым они готовы общаться. Об этом сказали 83,3% опрошенных.

О развитии и найме исследователей

В текущей ситуации 45% опрошенных чувствуют потребность в дополнительной прокачке навыков. При этом исследователи отмечали, что для них важно развивать как hard, так и soft skills.

849de2a0542775ccdc5766c5b547ea76.png

Основными навыками, необходимыми для развития, называли стрессоустойчивость и управление конфликтами. Участники опроса говорили о желании прокачать иностранные языки и глубже изучить методологию исследований, особенно интервью. Многие отмечали, что хотели бы получить знания и освоить навыки, необходимые для работы на зарубежном рынке.

Более 70% опрошенных сказали, что в их компании приостановили найм исследователей, а почти 6%, напротив, отметили, что количество вакансий увеличилось.

ad522644f9cee7d631bd071a6cb80ea7.png

Мы интересовались, изменились ли требования к кандидатам. 42% участников опроса отметили, что требования остались прежними. А 5% рассказали, что снизился спрос на джунов и возрос интерес к T-shaped-специалистам.

О профессиональном софте

Из-за санкций у большинства опрошенных ограничен доступ к профессиональному софту: Figma, Miro, Zoom, Slack, Optimal Workshop, Maze, Calendly, Alchemer. Многие специалисты при блокировках систем используют личные аккаунты или переходят на аналоги.

Примеры:

О психологических аспектах

Многие исследователи отмечали, что сейчас им сложно сохранять work-life balance. Говорили о том, что сконцентрироваться было особенно тяжело первые две недели, а потом работа дала возможность отвлечься от тревожного фона:

«Первую неделю-полторы было сложно концентрироваться на работе, сейчас уже проще. Просто привыкаешь к факту этой дичи вокруг».

«Постепенно эмоциональный фон возвращается в своё русло. Из-за наплыва срочных задач просто удалось вовлечься в работу (ассоциировать задачи с помощью тем, кому ещё хуже). Но, кажется, что это временно и когда-то накроет — тогда и нужна будет помощь».

«Концентрация была на нуле, сейчас чуть лучше. Спасает скорее только повышение и необходимость для этого работать».

Некоторые респонденты сообщили, что в их жизни ничего не изменилось, или отметили, что сознательно ограничивают просмотр новостей ради спокойствия и сохранения продуктивности:

«Сейчас работаю из-за рубежа и получается сохранять баланс — на фоне нет тревожности коллег».

«Ничего не изменилось — как в пандемию сломалось, так и продолжается».

«Появилась тенденция: в начале недели задачи делать почти невозможно, зато в выходные получается в два раза больше. Связано с тем, что в понедельник особенно много новостей, а в выходные затишье».

С тревогами и опасениями при проведении исследований столкнулись 41% опрошенных. У большинства специалистов они связаны с сомнениями по поводу валидности результатов и корректности методологии в текущей ситуации.

2ff77ecc60be88112ce424a95944ffd0.png

Мы спрашивали, как исследователи справляются с тревогой. 

Кто-то работает с внутренними переживаниями:

«Разделяю тревогу на реальную и мнимую. Смотрю, что могу сделать с реальной. Если могу, что-то делаю, если нет — проживаю эмоции и смиряюсь. Как правило, помогает: снижает тревожность, даёт ощущение ответственности за свою жизнь и возможности на неё влиять».

Другие стараются минимизировать влияние тревоги и оптимизировать именно рабочие процессы:

«При подготовке стараюсь учесть текущую ситуацию. Строю исследование так, чтобы результаты были минимально смазаны. Задаю такие вопросы, чтобы снизить влияние политической ситуации на ответы респондентов».

Но у многих самостоятельно справиться с тревогой не получается. 

О поддержке руководства

В большинстве компаний есть поддерживающие мероприятия:

  • предоставляют или расширяют доступ к дополнительной психологической помощи;

  • организуют открытое обсуждение вопросов;

  • проводят встречи с командами, чтобы рассказать об изменениях и поддержать.

    03a16934c1ff7faa10d64f7337a23da5.png

Часть опрошенных отметила, что во взаимодействии с руководством не хватило:

  • обсуждения возможности работать из-за рубежа;

  • централизованного информирования в связи со вновь вводимыми ограничениями;

  • понимания и участия;

  • конкретики в выстраивании стратегии исследований в компании;

  • личного общения;

  • финансовой поддержки;

  • гибкости в отношении изменения сроков проведения исследований.

Вместо заключения

Мы планируем и дальше продолжать исследование среди UX/СХ-специалистов. Хотим провести серию глубинных интервью об изменении рабочих процессов. Это позволит получить более подробную информацию по инсайтам, которые у нас теперь есть.

Исследование провели СХ-исследователи Alfa Research Center: Коростелёва Софья, Тэтюхина Юлия, Чумак Анастасия и Николаева Людмила.

А какие ещё исследования от Альфа-Банка вы хотели бы увидеть, мнение каких специалистов вас интересует?

© Habrahabr.ru