Как изменилась работа UX/СХ-исследователей весной 2022 года: опрос Альфа-Банка
За последние 1,5 месяца в нашей жизни изменилось примерно всё. И мы решили посмотреть, как политические и экономические события повлияли на работу специалистов UX/СХ. Что появилось нового, а что осталось прежним, какие возникли проблемы и как мы со всем этим справляемся. В исследовании мы сфокусировались в основном на рабочих вопросах и постарались не уходить глубоко в эмоциональные состояния.
Опрос проводили среди исследователей разных грейдов из продуктовых компаний и агентств. Фрилансеров не опрашивали — обычно они сотрудничают с несколькими компаниями, поэтому сравнивать рабочие процессы было бы некорректно.
Исследование проходило с 16 по 26 марта 2022 года, в нём участвовали 69 человек — из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Воронежа, Алматы и Стамбула.
Опрос распространяли через социальные сети (LinkedIn), профильные сообщества в Telegram (ResearchOps, UX Dating), внутренние исследовательские чаты. Часть участников пришла благодаря сарафанному радио.
Больше 60% участников исследования работают в продуктовых компаниях финтеха и телекома.
Что мы узнали: кратко
Большинство специалистов отметили, что заработная плата, занятость, бонусы и премии остались прежними. Сохранилась и возможность удалённой работы. Но все понимают, что ситуация в течение апреля-мая ещё может измениться.
Почти 40% опрошенных сказали, что стали проводить меньше исследований. При этом 9,1% участников отметили, что их, наоборот, стало больше. Формат исследований (очно и онлайн) не изменился.
Многие специалисты при блокировках систем используют личные аккаунты или переходят на аналоги.
Почти половина опрошенных отметили, что нуждаются в дополнительной прокачке хард- и софт-скиллов.
Изменился найм исследователей: 5% участников опроса рассказали, что снизился спрос на джунов и возрос интерес к T-shaped-специалистам. При этом больше 70% опрошенных отметили, что их компании пока остановили найм исследователей, а почти 6%, напротив, отметили, что количество вакансий увеличилось.
Больше 75% участников опроса не заметили изменений в процессе рекрута респондентов. Остальные подчёркивали, что им стало сложнее привлекать людей.
83,3% исследователей также отметили, что у респондентов резко повысился уровень тревожности и сократилось количество тем, по которым они готовы общаться.
Исследователи говорили, что им самим трудно работать в прежнем режиме и сохранять work-life balance. Кроме того, специалисты стали больше переживать при подготовке и проведении исследований. Не у всех получается справляться с тревогой самостоятельно. В большинстве компаний заботятся о поддержке — проводят открытые встречи, организуют консультации психологов.
И подробнее — с цифрами и графиками.
Об условиях работы
Многие исследователи говорили, что хотели бы переехать за границу и работать оттуда. У 38% участников опроса эта возможность была и до февраля, а у 3% шанс уехать появился с марта. Интересно, что для 11% опрошенных возможность релокации сейчас закрыли.
Почти 46% исследователей ответили, что часть команды уехала за границу, при этом 90% из них сказали, что это никак не повлияло на рабочие процессы.
Система мотивации осталась прежней для 60% участников исследования. Среди позитивных изменений можно отметить внеплановые премии и индексацию зарплаты, среди негативных — уменьшение премий и закрытие компаний.
О проектах
У 75% участников опроса остановились проекты. Когда они возобновятся — непонятно.
У половины опрошенных изменилось количество исследований: у 39,4% их стало меньше, а у 9,1% — больше.
Основные причины увеличения количества исследований: пересмотр бэклога, приток новых клиентов и изменения в поведении клиентов.
Причины сокращения количества исследований:
уменьшились бюджеты;
появились трудности с рекрутом;
сократились или прекратились коммуникации с клиентами;
снизился приоритет исследований в компании;
закрылись неактуальные исследования.
У 68% участников опроса произошли или происходят изменения в бэклоге.
Что касается актуальности и валидности уже проведённых исследований, только 15% специалистов посчитали необходимым провести такую переоценку.
65% опрошенных сказали, что не изменили направленность исследований: потребности клиентов и необходимость помощи в кризисных ситуациях дополнительно не изучали.
О рекруте и взаимодействии с респондентами
Большинство опрошенных (78,7%) отметили, что процесс рекрута не изменился. Среди основных сложностей исследователи назвали проблемы с поиском респондентов и ограничения со стороны компании.
Как участники опроса работают с ограничениями по рекруту:
закладывают больше времени на поиск;
временно останавливают проведение исследований;
ищут в два раза больше респондентов для компенсации конверсии;
ищут среди знакомых;
рекрутируют сами, не обращаясь в агентство.
Исследователи отметили, что у респондентов резко повысился уровень тревожности и сократилось количество тем, по которым они готовы общаться. Об этом сказали 83,3% опрошенных.
О развитии и найме исследователей
В текущей ситуации 45% опрошенных чувствуют потребность в дополнительной прокачке навыков. При этом исследователи отмечали, что для них важно развивать как hard, так и soft skills.
Основными навыками, необходимыми для развития, называли стрессоустойчивость и управление конфликтами. Участники опроса говорили о желании прокачать иностранные языки и глубже изучить методологию исследований, особенно интервью. Многие отмечали, что хотели бы получить знания и освоить навыки, необходимые для работы на зарубежном рынке.
Более 70% опрошенных сказали, что в их компании приостановили найм исследователей, а почти 6%, напротив, отметили, что количество вакансий увеличилось.
Мы интересовались, изменились ли требования к кандидатам. 42% участников опроса отметили, что требования остались прежними. А 5% рассказали, что снизился спрос на джунов и возрос интерес к T-shaped-специалистам.
О профессиональном софте
Из-за санкций у большинства опрошенных ограничен доступ к профессиональному софту: Figma, Miro, Zoom, Slack, Optimal Workshop, Maze, Calendly, Alchemer. Многие специалисты при блокировках систем используют личные аккаунты или переходят на аналоги.
Примеры:
О психологических аспектах
Многие исследователи отмечали, что сейчас им сложно сохранять work-life balance. Говорили о том, что сконцентрироваться было особенно тяжело первые две недели, а потом работа дала возможность отвлечься от тревожного фона:
«Первую неделю-полторы было сложно концентрироваться на работе, сейчас уже проще. Просто привыкаешь к факту этой дичи вокруг».
«Постепенно эмоциональный фон возвращается в своё русло. Из-за наплыва срочных задач просто удалось вовлечься в работу (ассоциировать задачи с помощью тем, кому ещё хуже). Но, кажется, что это временно и когда-то накроет — тогда и нужна будет помощь».
«Концентрация была на нуле, сейчас чуть лучше. Спасает скорее только повышение и необходимость для этого работать».
Некоторые респонденты сообщили, что в их жизни ничего не изменилось, или отметили, что сознательно ограничивают просмотр новостей ради спокойствия и сохранения продуктивности:
«Сейчас работаю из-за рубежа и получается сохранять баланс — на фоне нет тревожности коллег».
«Ничего не изменилось — как в пандемию сломалось, так и продолжается».
«Появилась тенденция: в начале недели задачи делать почти невозможно, зато в выходные получается в два раза больше. Связано с тем, что в понедельник особенно много новостей, а в выходные затишье».
С тревогами и опасениями при проведении исследований столкнулись 41% опрошенных. У большинства специалистов они связаны с сомнениями по поводу валидности результатов и корректности методологии в текущей ситуации.
Мы спрашивали, как исследователи справляются с тревогой.
Кто-то работает с внутренними переживаниями:
«Разделяю тревогу на реальную и мнимую. Смотрю, что могу сделать с реальной. Если могу, что-то делаю, если нет — проживаю эмоции и смиряюсь. Как правило, помогает: снижает тревожность, даёт ощущение ответственности за свою жизнь и возможности на неё влиять».
Другие стараются минимизировать влияние тревоги и оптимизировать именно рабочие процессы:
«При подготовке стараюсь учесть текущую ситуацию. Строю исследование так, чтобы результаты были минимально смазаны. Задаю такие вопросы, чтобы снизить влияние политической ситуации на ответы респондентов».
Но у многих самостоятельно справиться с тревогой не получается.
О поддержке руководства
В большинстве компаний есть поддерживающие мероприятия:
предоставляют или расширяют доступ к дополнительной психологической помощи;
организуют открытое обсуждение вопросов;
проводят встречи с командами, чтобы рассказать об изменениях и поддержать.
Часть опрошенных отметила, что во взаимодействии с руководством не хватило:
обсуждения возможности работать из-за рубежа;
централизованного информирования в связи со вновь вводимыми ограничениями;
понимания и участия;
конкретики в выстраивании стратегии исследований в компании;
личного общения;
финансовой поддержки;
гибкости в отношении изменения сроков проведения исследований.
Вместо заключения
Мы планируем и дальше продолжать исследование среди UX/СХ-специалистов. Хотим провести серию глубинных интервью об изменении рабочих процессов. Это позволит получить более подробную информацию по инсайтам, которые у нас теперь есть.
Исследование провели СХ-исследователи Alfa Research Center: Коростелёва Софья, Тэтюхина Юлия, Чумак Анастасия и Николаева Людмила.
А какие ещё исследования от Альфа-Банка вы хотели бы увидеть, мнение каких специалистов вас интересует?