Как ИТ-специалисту развить навыки коммуникации. 20+ полезных материалов

7dbfhzrvu8qgww0mf9xahakyhvo.png

Наверняка почти каждый может вспомнить какое-нибудь свое выступление, которое кажется провальным. Вроде и презентацию подготовил, и речь отрепетировал, но перед началом вдруг предательски дрожит голос, а слова вылетают из головы. В итоге рассказываешь какую-то ерунду… И это на обычном еженедельном митинге перед знакомой аудиторией. А тем временем спикеры на многотысячных конференциях держатся легко и непринужденно, даже шутят.

Конечно, можно не выступать вообще, тогда проблема будет «решена». Но если вы хотите повышать авторитет в команде, убедительно доказывать свою точку зрения и продвигать собственные идеи, придется прокачивать коммуникативные навыки, в которые по многим типологиям входит в том числе и презентационное мастерство. В этой статье максимально конкретно рассмотрим, как это сделать.
Привет, Хабр! Меня зовут Екатерина Войнова, я работаю в PR-команде компании-разработчика офисного ПО МойОфис и отвечаю за продвижение компании как привлекательного работодателя во внешних источниках. За более чем 12 лет в ИТ (высоконагруженные сервисы, телекоммуникации, геймдев, PR-агентства и пр.) я работала с большим количеством спикеров, Могу с уверенностью сказать, что даже самые классные из них постоянно оттачивали свое мастерство и никогда не прекращали пробовать новое в своих подходах к выступлениям.

Какие бывают коммуникативные навыки


Обычно выделяют 13 основных коммуникативных навыков. В разных источниках они могут называться по-разному, дробиться или объединяться, но все они сводятся примерно к такому списку:

  • Умение четко и понятно формулировать мысли.
  • Умение слушать.
  • Умение управлять эмоциями.
  • Навыки нетворкинга.
  • Владение переговорными приемами и техниками.
  • Навыки интервью.
  • Навыки убеждения.
  • Навыки аргументации.
  • Навыки владения голосом и речью.
  • Управление собственным состоянием.
  • Навыки презентации.
  • Навыки работы с аудиторией.
  • Проявление харизмы.


В этой статье я сосредоточусь на нескольких — на мой взгляд, главных — коммуникативных навыках:

  • Умение четко и понятно формулировать мысли.
  • Навыки владения голосом и речью.
  • Навыки презентации.
  • Навыки аргументации.
  • Навыки работы с аудиторией.


Если вам интересно подробнее узнать о других перечисленных ранее навыках, дайте знать в комментариях.

Что дают эти навыки


Думаю, вы согласитесь с тем, что развитые коммуникативные навыки и прокачанный личный бренд дают новое окружение, широкие возможности и нетворкинг на конфах. Однако не всем это нужно или не критично. Но умение презентовать себя дает и другие преимущества:

  • Влияние личного бренда на зарплату (и на дополнительные вознаграждения). Благодаря выступлениям вас будут знать как специалиста и эксперта не только в конкретной компании, но и за ее пределами. Это повысит стоимость ваших услуг на рынке, вы сможете выбирать лучшие условия.
  • Реализация собственных идей. Если вы грамотно излагаете свои мысли и держите внимание аудитории, вас с большей вероятностью услышат. Легче будет «продать» свою точку зрения и получить свободу действий.
  • Адаптация в новой команде. Коммуникативные навыки особенно важны, если вы переходите на позицию тимлида. Люди уже как-то работали до этого, и ваша задача на новом месте — максимально аккуратно разобраться в локальных процессах. Коммуникативные навыки помогут установить контакт с нужными сотрудниками, к вам начнут прислушиваться, и ваша работа от этого будет эффективнее. Скорее всего, придется много выступать на митингах и делиться своим видением публично. Далеко не со всеми членами команды вы будете общаться с глазу на глаз, многие составят о вас впечатление именно по выступлениям.


Сейчас, когда мы видим успешных ИТ-специалистов с развитым личным брендом — Ивана Замесина, Анну Булдакову и других — кажется, что они такими родились. Но за успехом каждого стоит усердная и кропотливая работа над собой. Например, Иван Замесин в своем telegram-канале относительно недавно рассказывал, что в 2014 году ему было страшно даже разговаривать с людьми. Реальный пример, как целенаправленная работа над коммуникативными навыками дает впечатляющие результаты: видео с его выступлениями говорят сами за себя.

Умение четко и понятно формулировать мысли


n0ajsf13ltx1lrib-7yrdy50k_4.png
Знаете, почему многие не любят получать аудиосообщения? Думаю, одна из причин — запутанная речь. Люди говорят долго, слишком быстро или слишком медленно, со словами-паразитами, перескакивают с одного на другое, и все это усложняет восприятие полезной информации. Даже если вы не выступаете на большую аудиторию, умение четко и понятно формулировать мысли необходимо. Человек, который ясно выражается, располагает к себе, а значит у него больше шансов быть услышанным. 

Как прокачать это умение


КНИГИ:

  • Кэрол Флеминг «Говорить легко! Как стать приятным собеседником, общаясь уверенно и непринужденно» (об искусстве small talk). 
  • Татьяна Кузнецова «Говори так! Как выступать уверенно, не тупить и быть счастливым»
  • Любые хорошие книги из классики. Если не любите Достоевского, можно поискать что-то увлекательное в зарубежной литературе: Стейнбек, Золя, Диккенс, Кинг… Если книга «не идет», смело берите другую, главное в чтении — поймать спонтанный интерес.


ВИДЕО:
 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Ведите письменные практики или дневник. Просто пишите обо всем, что происходит в вашей жизни. Сначала можно поставить таймер на 10 минут и постепенно увеличивать время спонтанного письма. При регулярной практике вам станет легче излагать мысли, а еще бонусом вы получите развитие рефлексии.
  • Прежде чем начать говорить, подумайте 10 секунд. Сформулируйте про себя главный тезис и цель высказывания. Часто мы не можем выразить мысль, потому что не додумали ее, нет четкого и конкретного понимания, что именно хочется сказать. Когда это понимание есть, речь дается намного легче.
  • Записывайте «голосовые» сами себе. Наткнулись на холивар в интернетах? Замечательно. Но не торопитесь вступать в дискуссию, лучше запишите аудиосообщение самому себе, объясните, что именно вас триггерит. А потом переслушайте и подумайте, логично ли вы выразили мысль? Насколько убедительны ваши аргументы для воображаемого собеседника? Сделайте выводы и запишите «голосовое» еще раз. 


Навыки владения голосом и речью


А.С. Макаренко, известный педагог, как-то сказал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно». Громкость, интонация, темп речи — всё это влияет на восприятие вашего спича, на отношение к вам. Сейчас мы чаще общаемся в мессенджерах, чем лично или голосом. Поэтому мы теряем навык говорить выразительно и в целом говорить. Развитие навыков владения голосом и речью поможет говорить так, чтобы вас слушали и понимали правильно. 

Как прокачать это умение


КНИГИ:

  • Скотт Беркун «Откровения оратора»
  • Радислав Гандапас «К выступлению готов!»
  • Нина Зверева «Я говорю — меня слушают. Уроки практической риторики»


ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

ВИДЕО:

Любые видео TED Talks. Сконцентрируйтесь не на содержании выступлений, а на форме: как ведет себя спикер, где делает паузы, как работает с аудиторией. Анализируйте видео, репетируйте и перенимайте понравившиеся приемы.

ПРОЧЕЕ:


Навыки презентации


ln6_rof6i6vsmvyrdncu2qa_cag.png
Навыки презентации необходимы, если вы выступаете публично на конференциях или митапах. Умение четко формулировать мысли и управлять голосом — далеко не гарантия, что выступление будет интересным. Чтобы ваши слушатели не залипли в смартфоны, нужно также держать их внимание. И этот навык тоже можно развить, как и остальные!  

Как прокачать это умение


КНИГИ:

  • Кармин Галло «iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса»
  • Джереми Донован «Выступление в стиле ТED. Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций»
  • Джерри Вайссман «Блестящая презентация»
  • Никита Непряхин «Как выступать публично»
  • Сэм Хорн «Минуту внимания!»


ВИДЕО:
ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:
ПРОЧЕЕ:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Репетируйте выступление с таймером. Боль всех конференций — поехавший тайминг. Спикеры, которые укладываются в обозначенное время и при этом успевают рассказать свою презентацию от начала до конца, выгодно выделяются на общем фоне. Поэтому при подготовке не забудьте проверить длительность своего выступления и повторить речь несколько раз с разным темпом, пока не найдете нужный.
  • Запланируйте вопросы в зал, интригу или крючок. Пока вы рассказываете, внимание слушателей постепенно начинает ослабевать. Заранее подумайте, как будете удерживать интерес: запланируйте в середине выступления какой-то крутой поворот, расскажите противоречивый факт или устройте интерактив.
  • Учитесь быть не слишком «отрепетированным». Гладкая отрепетированная речь чувствуется всегда, даже если вам удается выступать без напряжения. Это все равно оставляет осадок. Чтобы чувствовать себя комфортно и немного импровизировать во время речи, больше практикуйтесь и не относитесь к тексту выступления слишком серьезно — не надо заучивать его дословно. А еще помогают маркеры «здесь и сейчас»: расскажите что-то, что произошло с вами по пути на конференцию, о чем вы думали, как вы планировать начать презентацию. Такие «живые» ходы очень располагают к себе!


Навыки аргументации


Любая аргументация состоит из тезиса, который мы обосновываем, и аргументов, которые мы приводим в поддержку этого тезиса. Конечно, мы огорчаемся, если не удалось убедить собеседника и «продать» свою идею. Причина как раз в аргументах: те факты, которые кажутся абсолютно рациональными для нас, не всегда убедительны для оппонента. Развитый навык аргументации поможет сделать рассуждения более обоснованными, четкими и строгими, покажет вашу идею с самой выгодной стороны.

Как прокачать это умение


КНИГИ:

  • Сергей Кузин «На линии огня. Искусство отвечать на провокационные вопросы».
  • Никита Непряхин «Убеждай и побеждай. Секрет эффективной аргументации».
  • Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно».
  • Джеймс Борг «Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей».


ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:
ВИДЕО:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Записывайте «голосовые» сами себе. Этот способ я уже описала для умения четко и понятно формулировать мысли, здесь он тоже очень поможет.


Навыки работы с аудиторией


ee2wxjsu1_bi5mmajngh1ljix2g.png
Что главное в выступлении? Слайды, речь? Давайте вернемся в самое начало и вспомним, зачем вообще мы выступаем. Выступление — это, в первую очередь, обращение к аудитории. Вы рассказываете не в вакууме, вы рассказываете людям. И поэтому навык работы с аудиторией — один из важнейших коммуникативных навыков. С ним вы быстро адаптируетесь к разным слушателям, сможете учесть их особенности и ответить на любые «неудобные» вопросы.

Как прокачать это умение


КНИГИ:

  • Брайан Трейси «Убеждение. Уверенное выступление в любой ситуации».
  • Джеймс Хьюмс «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн».
  • Рейналдо Полито «Как завладеть аудиторией от собеседника до зала. Супер-советы».


ВИДЕО:
ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Деловая игра «Турнир ораторов». В первую очередь предназначена для клиентских менеджеров, чтобы развить навыки работы с аудиторией (в т. ч. реагирование на выявленные потребности), но пригодится и для ИТ-команды.


Как компании развивают спикеров


Можно самому прокачивать коммуникативные навыки —, а можно делать это с помощью компании, в которой вы работаете. Предложите себя в качестве спикера для конференций: многие организации ищут тех, кто хочет выступать публично, потому что такие выступления повышают экспертность не только конкретного специалиста, но и всей компании на рынке.

Мы практикуем как раз такой подход. В МойОфис работает по-настоящему экспертная команда, которая может поделиться своим опытом. Коллеги периодически участвуют в ИТ-конференциях, это в том числе помогает поддержать HR-бренд и рассказать потенциальным сотрудникам про атмосферу в нашей компании, про принятую у нас культуру доверия и ответственности, про продукты. Выступление с докладом приносит огромную пользу не только МойОфис,  но и самому спикеру. Это вклад в личный бренд, практика ораторского мастерства, возможность увлечь своим делом новичков и поделиться опытом. А мы помогаем на каждом этапе подготовки, чтобы процесс был максимально комфортным, а результат — впечатляющим :)

Мы точно знаем, что для развития коммуникативных скиллов недостаточно теоретической базы и точечных тренингов с разовыми упражнениями. Необходима не только практика, но и особая среда, чтобы поддерживать навыки на должном уровне. Поэтому роль спикера станет для вас отличной возможностью тренироваться.

Как развивают спикеров разные организации?


На Хабре есть немало постов о том, как компании готовят спикеров. Про свой опыт рассказывали, например, Мир Plat.Form и ЮMoney. Насколько мне известно, довольно распространены еще дебаты и переговорные поединки, которые регулярно проводятся среди сотрудников некоторых компаний. Как правило, не очень часто — 1 раз в квартал. На таких поединках сохраняют атмосферу соревнования: есть турнирная доска и призы победителям (мерч или другие неденежные бонусы), уровень оценивают эксперты. Дополнительно — внутренний тотализатор или приз зрительских симпатий.

Мы в МойОфис активно работаем со спикерами — приглашаем для «прокачки» внешних экспертов (2–3, не одного), которые не просто проводят тренинги, но и супервизию видеозаписей с разных мероприятий. Занятия проходят минимум раз в месяц, зависит от частоты выступлений каждого спикера. Эксперты дают обратную связь и помогают сформировать развивающую задачу на следующий месяц. 

Главное — начать


Кажется, что предстоит много работы (и затрат, если брать в расчет платные тренинги). Но вы удивитесь, какой крутой результат могут дать даже небольшие усилия. Начните целенаправленно работать всего лишь с одним навыком и постепенно подключайте остальные. И помните, коммуникативные навыки — ключ к вашим хорошим отношениям с коллегами и карьерному росту. Еще в XVI веке Мишель де Монтень сказал: «слово наполовину принадлежит тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

© Habrahabr.ru