Как идеи российских предпринимателей меняют агробизнес: список перспективных проектов молодых ученых

Темпы развития рынка агротехнологий в России превышают 15–20% ежегодно. В эту сферу со своими проектами приходят все больше студентов и молодых выпускников вузов,  желающих совершить свой вклад в цифровизацию отечественного АПК (агропромышленного комплекса).

Сегодня расскажем вам про 11 перспективных агротех‑проектов, прошедших через Студенческий агротех‑акселератор от РСХБ и «Сколково» и представленных на демо‑дне акселератора.

8f7a2600fb719fb1993ed3b2ac725e0c.png

«АгроЗевс» — уничтожают сорняки лазером

Проблема: при борьбе с сорняками фермеры используют гербициды, но из‑за этого теряется значительная часть урожая — по причинам химического стресса у растений, уплотнения почвы, а со временем и появления устойчивости к химикатам у сорняков.

Решение: компания создает автономную роботизированную платформу, которая перемещается по полю, сканирует насаждения, находит сорняки и прижигает их лазером для уничтожения.

Бизнес‑модель: компания предоставляет услугу стоимостью 3000 рублей за га. Потенциальными клиентами называют хозяйства с площадью посевов от 100 га.

Что сделано: создали MVP продукта (детект‑система, которая правильно определяет ростки пшеницы в девяти случаях из десяти), получили ангельские инвестиции в 350 000 рублей, договорились о проведении пяти пилотов в России и СНГ.

Сейчас компания находится в процессе получения еще 4 млн рублей от инвесторов. Дополнительно ей понадобятся еще 16 млн рублей на выплату зарплат команде из шести человек, покупку оборудования и комплектующих.

Dark Farm — строят сеть сити-ферм по производству зелени

Проблема: большая часть зелени производится промышленно с помощью технологии гидропоники, утверждают в компании Dark Farm. В магазин к покупателю она едет с далеких загородных теплиц или летит на самолете из других стран. Как результат, 30% товара портится по пути и не доезжает до магазинов, говорят в Dark Farm, а остальное попадает на стол тоже не в самом свежем виде.

Решение: стартап предлагает создать сеть вертикальных ферм в пределах города: выращенную на них зелень можно будет доставлять потребителю максимально быстро. Пользоваться сервисом смогут как заведения общепита, так и обычные потребители (например, оформив подписку). Выращивать зелень планируют методом аэропоники, что, как надеются основатели, позволит собирать больший урожай и сделать продукт вкуснее и полезнее.

Сейчас компания намерена построить первую сити‑ферму площадью 100 кв. м и попробовать занять 10% рынка Ростова‑на‑Дону, что должно принести ей около 30 млн рублей в год. У проекта уже есть MVP, два заказчика среди ресторанов, грант в 1 млн рублей.

Весь рынок России компания оценивает в 360 млрд рублей.

KAPhages — профилактические бактериофаги для крупного рогатого скота

Проблема: из‑за заболеваний скота сельское хозяйство России теряет 8 млрд рублей ежегодно (30% из них — из‑за мастита). Ожидается, что 2050 году смертность от резистентных к антибиотикам бактерий будет больше, чем от рака (более 10 млн смертей в год).

Решение: альтернативой антибиотикам мог бы стать коктейль из бактериофагов. Проект находится на стадии разработки MVP. Сейчас в команде два человека.

Бизнес‑модель: прямые продажи в агрохолдинги, контрактное производство коктейлей. Компания обещает сохранить около 6% чистой прибыли с молока (11,4 млн рублей на 1000 фуражных коров в год).

Планы: зарегистрировать первый продукт для мастита КРС в 2026 году. Ищут 10 млн рублей на разработку продукта.

Plate to plate — приложение для перепродажи продукции, которую кафе и ресторанам не удалось продать за день

Проблема: 15–20% реализуемой продукции в общепите не успевают продать до конца срока годности и выбрасывают. Например, в России ежегодно на свалку попадет 17 млн тонн еды стоимостью более 1,6 трлн рублей.

Решение: приложение, через которое можно реализовать нераспроданную за день еду со скидками от 30 до 70% и картой мест.

Бизнес‑модель: комиссия в размере 5% от стоимости проданного товара + месячная комиссия за работу приложения (2500 рублей). Первым делом компания хочет выйти на рынки Сочи и Москвы.

Потребности в инвестициях составляют 1,5 млн рублей, срок возврата инвестиций — год после достижения безубыточности (по планам он начнет окупаться на второй год работы).

AgroGames — настольная игра про АПК для школьников

Проблема: отрасль страдает от нехватки квалифицированных кадров. По данным Минсельхоза, ей не хватает 200 000 сотрудников, а количество вакансий за 2022 год выросло на 51%. По мнению AgroGames, отрасль развивается динамично, а ее непопулярность связана в первую очередь с тем, что молодежь просто не знает о возможностях в АПК, думая, что это «что‑то связанное с колхозами и необходимостью собирать картошку».

Решение: настольная карьерная игра, через которую можно рассказать о профессиях в АПК, замотивировать работать в отрасли и показать, как получить должность мечты. Игра будет построена вокруг карты профессий, а задача игрока — дойти от начальной позиции, которую можно занять сразу после вуза, до топовой.

Бизнес‑модель: b2c‑ и b2b‑продажи. Российский рынок настольных игр оценивают в 22 млрд рублей. По оценке компании, она сможет зарабатывать на нем около 50 млн рублей в год.

Планы на 2024 год: выпустить прототип, начать производство и первые продажи. Сооснователи проекта — братья‑близнецы.

«ТочноПоле» — система управления агропредприятием

Проблема: сейчас, как утверждают в «ТочноПоле», агрономам приходится иметь дело со слишком сложным и перегруженным софтом для управления полем. Кроме того, покупателям такого ПО приходится сильно переплачивать за ненужные функции.

Решение: приложение, в котором, по мнению компании, есть только необходимый функционал: расчет NDVI, прогнозирование урожайности и контроль за наличием запчастей для парковой техники. Это позволить снизить цену на разработку приложения и максимально упростить интерфейс для пользователей.

Бизнес‑модель: продажа лицензий на 1–3 года стоимостью от 5 до 50 рублей за гектар. Средний чек для предприятия составит 50 000 до 100 000 рублей.

Планы: в 2024 году хотят протестировать софт на реальных предприятиях, а в 2025 году — получить от 3 млн рублей прибыли. Ищут 3 млн рублей на разработку MVP приложения.

Сейчас в команде 6 человек, привлекли грант ФСИ.

Fast Network — комьюнити-менеджер для бизнеса

Проблема: в агротех‑отрасли в год проводится около 150 мероприятий, но их организаторам сложно находить участников из‑за нишевости бизнеса.

Решение: телеграм‑бот, который поможет найти собеседника,  быстро зарегистрироваться на событие и собрать информацию о новых знакомствах (формат телефонной книги). Организатор сможет легче находить участников, а участники расширять нетворкинг. После каждой встречи собирается обратная связь для улучшения отбора. Бизнес‑модель: b2b и b2c.

Компания ищет новые возможности для пилотов.

V Fiber — ткань из переработанных растительных сельскохозяйственных и пищевых отходов

Проблема: в России ежегодно образуется 87,5 млн растительных сельхозотходов, но перерабатывается лишь 5% из них. Одновременно с этим есть материал под названием лиоцелл, однако производят его за рубежом.

Решение: создавать лиоцелл из сельхозотходов — это дешевле и экологичнее, чем покупать зарубежный материал.

Рынок: российский рынок лиоцелла составляет 30 млрд рублей. Клиентами видят производителей одежды, нитей и тканей. Компания уже общается с брендами одежды, и они проявили заинтересованность.

Компания провела НИР по выделению целлюлозы из отходов тростника и договорилась о проведении НИОКР с двумя институтами. Компания ищет инвестиции в размере 4 млн рублей на проведение НИОКР, отработку производственной технологии, пилотные внедрения, привлечение клиентов и ФОТ.

«ЛактаПро» — повышение количества лактаций у коров

Проблема: в России производительность коров в четыре раза ниже, чем в мире, а средний надой составляет 11 л.

Решение: фармпрепарат, повышающий цикличность лактаций.

Рынок: 63,7 млрд рублей — рынок ветеринарной фармацевтики в России. Клиентами видят b2b‑ и b2g‑сегменты, государственные и частные агрокомпании, частные хозяйства, владельцев КРС. К 2028 году выручку планируют в размере 218 млн рублей, а прибыль в размере 64 млн рублей.

К концу года компания планирует получить прототип и провести клинические тестирования.

Привлекают 7 млн рублей на проведение полноценного НИОКР и пилота, сертификацию препарата и ФОТ.

«Отборщик проб»

Проблема: сейчас отбор проб воды очень трудоемок (несколько человек плавают на лодке и вытаскивают пробы воды) и неточен из‑за человеческого фактора, а сами пробы можно отбирать только в 3–4 утра.

Решение: лодка‑отборщик проб воды, которая помещается в рюкзак, погружается на глубину до 10 м, оснащена датчиками кислорода, pH, температуры. Управлять устройством можно через приложение. Альтернативой может стать и буёк для мониторинга, который постоянно находится в воде и передает данные в режиме реального времени.

Бизнес‑модель: продажа самих отборщиков и индивидуальных емкостей для забора воды, подписка с возможностью получить аналитику показателей при помощи нейросетей, оптовые госзакупки приборов НИИ и экологическими лабораториями.

Агроплатформа с модулем полезной нагрузки

Проблема: АПК страдает от кадрового голода, особенно — в период сборки плодов и уборки сельхозкультур. В частности с этой проблемой столкнулся партнер стартапа — агрохолдинг «Степь». Для холдинга эта проблема становится особенно острой в периоды сбора плодов и уборки сельхозкультур. А, например, в Северо‑Кавказском федеральном округе спрос на работников АПК вырос на 20% только в 2022 году.

Решение: универсальная агроплатформа (ровер), которая позволит механизировать и упростить труд в сельском хозяйстве. По сути это стальная равная концентрация, которую можно оснащать прицепными и навесными модулями полезной нагрузки. Компания планирует выйти на рынок с полностью готовым решением к маю этого года.

Бизнес‑модель: дистрибьюторская, типы продаж: b2c, b2b, b2g. Изготовление базовой модели роверы стоит 150 000 рублей, а продавать его намерены за 300 000 рублей. Своим единственным прямым конкурентом компания называет XAG, чье решение стоит 1 млн рублей.

О студенческом акселераторе РСХБ

РСХБ уже во второй раз запустил студенческий акселератор. Подать заявку на участие в программе могли студенты бакалавриата, магистратуры, аспиранты и научные сотрудники, развивающие агротех‑стартап на стадии идеи или прототипа. В 2023 году на участие в проекте было подано более 250 заявок от учащихся высших учебных заведений со всей страны, 75% заявок составили студенты бакалавриата и магистратуры. В ходе акселерации стартапы смогли найти первых клиентов и заключить новые партнерства: две команды вышли на этап переговоров с представителями банка о запуске пилотных проектов, а четыре — о тестировании своих решений на площадках других крупных компаний.Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале. Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале. Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.

Еще больше новостей и аналитики об агротехе, ИТ и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.

© Habrahabr.ru