Как айтишники делали автосервис

Айтишники, когда под кальянчик придумали идею своего автосервиса

Айтишники, когда под кальянчик придумали идею своего автосервиса

Привет, Хабр! Я хотел бы поделиться с вами историей о том, как несколько айтишников собрались однажды за кружечкой тыквенного латте и обсуждали идеи для нового бизнеса. В результате обсуждений они пришли к решению открыть собственный автосервис. Несмотря на то, что в этой области они были неопытны, они уверенно считали, что автосервисы всегда приносят огромную прибыль. Я расскажу вам, как все начиналось и чем все закончилось.

Внимание! Все действия происходят в Новосибирской области.

Идея создания собственного автосервиса начинает более детально обретать форму. На одной из встреч в кальянной для бизнесменов, учредители принимают решение о том, что автосервис будет специализироваться на ремонте подвески. Учитывая, что дорожное покрытие в Новосибирске не всегда идеальное, и вторым по расходам у местных жителей после продуктов является ремонт подвески после попадания в яму. Данный вид работ является золотой жилой.

Совет директоров определил нишу, где крутятся

Совет директоров определил нишу, где крутятся «бабки»

Знакомство с величайшими бизнесменами своего времени

На данный момент в составе учредителей всего три человека: Вося, Иван и Олег. Они работают в качестве разработчиков в одной компании и являются друзьями в жизни. Благодаря успехам в своей команде, они чувствуют, что пора попробовать что-то новое и достичь успеха в другой сфере. Однако из-за загруженности основной работой им необходимо найти человека, который возьмет на себя роль директора и управляющего автосервисом.

Такой человек находится в лице Ольги, сестры Воси. После длительного декретного отпуска она принимает решение вернуться к работе и развиваться, с поддержкой мужа, который является директором популярного автосервиса. Муж будет курировать процесс и делиться своим опытом и советами, в то время как Ольга будет фактически выполнять обязанности директора. Условия, которые они предлагают нашей группе айтишников, следующие: они обладают полноправной долей в бизнесе (25%) и на первоначальных этапах будет инвестировать намного меньше, и также не будет делить расходы на четверых, поскольку Ольга будет работать бесплатно.

Ольга доносит информацию другим участникам бизнеса

Ольга доносит информацию другим участникам бизнеса

Предложение в целом не слишком устраивает группу IT-специалистов, но в отсутствие лучших вариантов они соглашаются, с условием, что Ольга с мужем все-таки должны будут внести средства на самое дорогое оборудование, а наша троиться возьмет на себя аренду помещения, зарплаты и другие сопутствующие расходы.

Первый месяц или чтобы больше зарабатывать, нужно больше тратить.

Первым шагом для нашей группы является поиск подходящего помещения. На рынке представлено множество вариантов для аренды, начиная от гаражей и заканчивая огромными складскими помещениями. Однако нас интересует вариант с минимальными первоначальными вложениями, то есть с наличием ям для ремонта или подъемников для автомобилей.

После тщательного поиска и просмотра всех объявлений об аренде мы находим подходящий по параметрам вариант. Однако он значительно дороже по арендной плате. В этом помещении уже есть инфраструктура автосервиса, включая ямы, три подъемника, зону для мойки автомобилей, приемную зону, зону отдыха для персонала и отдельную зону для клиентов. Однако перед использованием требуется провести множество ремонтных работ.

Аренда помещения — 150 000 рублей в месяц + коммуналка.

Когда необходимое помещение появилось, Олег предлагает перенести хорошие практики из айти в работу коллектива. Разбить зоны ответственности по учредителям и завести доску с задачами, где все смогут отслеживать работу друг друга. И в целом, чтобы работа пошла быстрее.

Олег на пике славы

Олег на пике славы

Не все согласны с таким решением, так как в соответствии с условиями Ольга должна будет выполнять все основные работы, что является причиной того, что они не делят расходы автосервиса с другими участниками процесса. Тем не менее, для быстрого старта все решают активно включиться в процесс и вложить свои усилия в общее дело.

Вося переквалифицируется из главного разработчика в системного администратора данного предприятия, достает свой старый свитер и отправляется выполнять свои задачи. Его задачи включают: закупку необходимого оборудования, организацию интернет-соединения, работу с CRM-системой, а также поиск и заказ установки системы видеонаблюдения.

Получился следующий список: моноблок (40к), мфу (15к), роутер с антенной для усиления сигнала (10к), установка камер и хранилище видеозаписей (98к), телевизор для вывода камер и в клиентскую зону (60к), 1С Автосервис + интеграция с бухгалтерией (10к + 2к в месяц), крепления провода (10к).

Весь список суммарно: 245 000 рублей

Вося наконец возглавил айтишное направление, но есть ньюанс...

Вося наконец возглавил айтишное направление, но есть ньюанс…

Иван становится главным прорабом данного предприятия, и его задачи включают в себя управление ремонтными работами. Необходимо выполнить ремонтные работы в комнате отдыха клиентов, в комнате отдыха персонала, установить освещение в ямах, а также в помещении приема клиентов.

Зарплата бригаде + материалы выходят в 170 000 рублей

Олег становится плотником и приобретает кличку «папа-карло». В его задачи входит подготовить всю необходимую мебель и бытовую утварь.

Получился следующий список: стол (5к) и диваны в комнату отдыха (60к), игровое кресло для мастера приемщика (15к), стойка мастера приемщика (34к), кулеры для воды х2 (10к), шкафы и ящики для запчастей (35к), холодильник (15к), сейф для налички (10к), диван и шкафы в комнату персонала (20к)

Весь список суммарно: 204 000 рублей

Ольга принимает на себя ранее обговоренные обязанности директора и транслятора воли эксперта. В ее задачи входит составление списка необходимого оборудования для ремонта подвески, поиск персонала через свои каналы связи, занятие юридическим оформлением организации, реклама в социальных сетях, открытие банковских счетов и установка терминала оплаты.

На данном этапе, по мере продвижения других участников в выполнении своих задач, Ольга успевает лишь составить список оборудования. Это обстоятельство вынуждает нашу троицу параллельно выполнять задачи, которые Ольга должна была взять на себя. Кроме того, Ольга не планирует инвестировать в автосервис и намерена получать символическую зарплату в размере 50 000 рублей в месяц за свою работу. Отказ от инвестирования она аргументирует тем, что директора автосервисов получают 300 000 рублей в месяц, а она просит только малую часть, поскольку 250 000 рублей являются ее вкладом.

Получился некоторый список запчастей: стенд сход развала (1.5кк), сканеры для считывания ошибок (500к), наборы отверток (60к), костюмы (30к), юрист (30к), реклама (50к), остальное (50к)

Весь список суммарно: 2 170 000 рублей

Ольга отвечает про инвестиции в автосервис

Ольга отвечает про инвестиции в автосервис

Эти события вызывают первый конфликт, ведь не прошло и месяца, как первоначальные договоренности были нарушены. У айтишников возникло сильное желание бросить все и зафиксировать убытки, однако на данный момент они уже инвестировали значительную сумму, и Ольгу они выгнать не могут. Поэтому они принимают решение заново переговорить и все-таки убрать зарплатную часть Ольги, поскольку ее труд — это ее вклад.

После первого конфликта наступает перемирие, поскольку все запланированные работы выполнены, персонал найти удалось, и до первой прибыли осталось совсем немного.

Итоги месяца: 3 089 000 рублей, то-есть на троих инвесторов по миллиону

Бабки крутятся, но деньги не приходят

Релиз стартовал без особых проблем. Работало сильное сарафанное радио (друзья, родственники, друзья друзей), а также запущена была оплаченная реклама во всех популярных сервисах. Даже начали с периодичностью в 1–2 дня приезжать первые автомобили. Однако неясно, куда все заработанные деньги уходили. Ольга отчитывалась о обороте в 600 тысяч рублей на второй месяц и утверждала, что все расходовала на необходимые покупки. В то время как наши айтишники продолжали оплачивать аренду и зарплаты полностью.

Ежемесячный расход: аренда 150к, мастер х2 100к, приемщик 50к и реклама 30к остальное ±100к

Расход: 430 000 в месяц

Ольга отвечает Олегу, который спросил почему нет денег в кассе

Ольга отвечает Олегу, который спросил почему нет денег в кассе

Такое положение дел продолжается несколько месяцев. Ольга утверждает, что обороты средств растут каждый месяц, однако ежемесячно вкладывается полная сумма расходов, а денег в кассе так и нет. К счастливому совпадению, Ольга и мастер-приемщик отказываются вести учет в 1С Автосервис, объясняя это тем, что не умеют пользоваться программой, и поэтому все расходы и доходы фиксируются в ежедневнике Ольги.

Это снова приводит к серии конфликтов и сомнений в компетентности Ольги и ее мужа. Ведь купленные сканеры, на которые были потрачены средства, не пригодились, и были другие вещи, на которых можно было сэкономить. Также отсутствие бизнес-плана или какого-либо плана развития оказывается заметным, так как Ольга с мужем утверждают, что работают в «режиме ручного управления» и бизнес-план не требуется.

Вося высказывает мысль, что, возможно, пора распродать оборудование и зафиксировать убытки, чтобы избежать дальнейших финансовых затрат в этом проекте, а другие участники процесса решили найти помощника директора, который бы помог составить бизнес-план и в целом помогать управлять бизнесом Ольге.

Вося взывает к остальным участникам процесса

Вося взывает к остальным участникам процесса

В таких подозрениях и вечных скандалах проходят первые четыре месяца бизнеса, и все участники уже эмоционально выгорели. Ольга не принимает во внимание советы других, не желает отчитываться и вообще обсуждать с другими проблемы, что, вероятно, связано с отсутствием нормального рабочего опыта. Все основные идеи по улучшению ситуации предлагают группа айтишников, а не эксперты. Ольга и ее муж просто отвечают на все это, говоря, что им «нужно хотя бы один год поработать, чтобы по расходам выйти в ноль», но получают весьма справедливый ответ: «что если ничего не делать, то через год будет то же самое».

Добавляется к общей сумме за четыре месяца — 1 720 000 рублей

Общая сумма вложений составляет — 4 809 000 рублей

Шпион внедряется в ряды автосервиса

Вося, Иван и Олег находятся в поиске подходящего директора и начинают собеседовать кандидатов. Однако для урегулирования конфликта к ним обращается муж Ольги и предлагает взять длительный отпуск, чтобы работать в автосервисе и попытаться решить текущие проблемы. Это предложение в целом устраивает сторону айтишников, и появляется надежда, что не все так плохо и всё скоро наладится.

В самом айти-синдикате происходит раскол, где Вося и Олег считают, что Ольга с мужем просто водят их за нос и обманывают, в то время как Иван полностью доверяет их действиям. Вося и Олег аргументируют, что они постоянно меняют условия договоренностей, обещали скидываться на оборудование, но перед закупкой отказались участвовать, требуют выплаты зарплаты и не выполняют качественно свою работу.

Вося и Олег объясняют Ивану...

Вося и Олег объясняют Ивану…

Иван в целом занимает позицию, где он считает, что все просто не понимают, и на самом деле нужно жить дружно, и все наладится. Он игнорирует и прощает Ольге и остальным явные проблемы. Иван считает, что нужно постоянно пробовать новые идеи, и все улучшится, а на замечания коллег типа «Почему в кассе никогда нет денег?» Иван старается не отвечать.

Иван обращается ко всем...

Иван обращается ко всем…

Так проходит еще четыре месяца работы, и муж Ольги переходит из отпуска на постоянную работу в данном автосервисе, параллельно информируя, что он из кассы берет себе зарплату и Ольге. Потому что работать бесплатно нельзя, и так неинтересно, на что получает замечание, что они не вкладывали деньги и должны были за это работать. Но муж Ольги уведомляет, что их расходы даже выше, потому что если умножить зарплату в 300 тысяч на 8 месяцев, то это выходит даже больше.

В целом, все взаимодействия айтишников с Ольгой и ее мужем начинают напоминать цыганские фокусы: постоянно меняются договоренности, есть эмоциональные качели, газлайтинг и давление в сторону айтишников. Они постоянно слышат слова вроде «вы во всем виноваты, нам ничего не должны, и ничего вам не обещали».

Как видит муж Ольги айтишников

Как видит муж Ольги айтишников

И ситуация для Воси и Олега выглядит весьма бесперспективной и плачевной, поскольку они постоянно вкладывают деньги, а профит получает только Ольга и ее муж. Они спокойно работают и берут необходимые средства из кассы, не деля никакие риски с другими участниками процесса. Мнение мужа Ольги также подразумевает, что было бы неплохо, если через несколько лет они вернули сумму вложений плюс небольшой процент и стали единоличными владельцами автосервиса.

Также в процессе функционирования автосервиса айтишники утратили контроль. Нет понимания, что происходит с кассой и сотрудниками. Все процессы курируются Ольгой и ее мужем, и приходится полагаться на то, что они не обманут своих партнеров.

Добавляем расходы за четыре месяца — 1 720 000 рублей

Общая сумма становится — 6 529 000 рублей

Печальный захват бизнеса

Все расходы, которые несет наша группа айтишников, начинают выглядеть все более подозрительно срежиссированными, поскольку каждый месяц сумма неизменно составляет 430 000 рублей, а все излишки, вероятно, уходят в карман Ольги и ее мужа. Клиенты приезжают каждый день, ремонтные работы проводятся, но денег по-прежнему нет.

В результате Вося и Олег предлагают полностью отказаться от этой затеи и либо продать бизнес как готовое дело, либо просто распродать все оборудование и разделить полученные средства на троих. Иван не согласен с таким вариантом и все еще верит в будущую прибыль, считая, что нужно лишь немного подождать. После долгих обсуждений не удается убедить Ивана, который искренне доверяет Ольге и ее мужу, и продолжит финансировать автосервис.

Мнение Ивана о муже Ольги

Мнение Ивана о муже Ольги

Так проходит еще несколько месяцев, но ситуация остается практически неизменной. Увидев раскол между айтишниками, Ольга и ее муж предлагают выкупить доли Воси и Олега за 500 000 рублей с отсрочкой на один год. В их глазах уже надоела эта бесконечная ложь и выкачивание денег, поэтому они соглашаются на эти условия, заключают договор займа и выходят из собственности автосервиса.

Добавляем расходы еще за три месяца — 1 720 000 рублей.

Общие расходы — 7 819 000

Ивана продолжают «доить» еще пять месяцев, а затем находят повод для выкупа его доли. Договариваются о рассрочке на несколько лет и о том, что за его долю они вернут 700 000 рублей.

После того как Ольга и ее муж стали единоличными владельцами автосервиса, дела пошли в гору: появилась прибыль, удалось немного снизить арендную плату, мастеров перевели с фиксированных зарплат на процент от работ. Таким образом, Ольга и ее муж получили работающий бизнес за 1.7 миллиона рублей в рассрочку. А наши айтишники зафиксировали большие убытки и остались в недоумении.

Даже когда настал срок платежей, пришлось выходить на очередные разбирательства, так как Ольга с мужем не желали их отдавать. Вося, разочарованный такими действиями, полностью прекратил с ними всякое общение.

Иллюстрация, как Ольга и ее муж смотрят на учредителей

Иллюстрация, как Ольга и ее муж смотрят на учредителей

Заключение

В заключение, хочу подытожить, что лучше всего открывать бизнес в форме единоличного предпринимательства, чтобы избежать долевого участия других лиц, что уменьшает риски стать жертвой обмана или оказаться под влиянием большинства в принятии решений. Ведь если бы Вося открыл кофейню и она не оправдала бы ожиданий, он мог бы просто закрыть ее, в то время как при наличии четырех собственников он ограничен в своих действиях. Также я рекомендую избегать бизнеса с родственниками, поскольку родственные связи не гарантируют защиту от обмана. Вообще же, следует заниматься бизнесом в области, в которой вы являетесь экспертом.

Спасибо за внимание!

© Habrahabr.ru