Как я выгорел на работе и как этого не допускать

Знакомо состояние перманентной усталости и низкого удовлетворения собственными результатами и отдачей от работы? У меня такое продолжалось пару лет, и я полностью выгорел и уволился из Яндекса.

Как так произошло? Я не супер вджобывал, чрезмерного внешнего давления тоже не было, в отпуска ездил регулярно. Но почему-то стресс копился и в итоге достиг критической массы.

Ошибки, приведшие к такому результату, довольно типичны. Их я и разберу в этой статье — вдруг кому-то поможет избежать таких же граблей.

34c9abc5ae846d38e91a3214caaf8217.jpeg

Слабая самоорганизация

Что в офисе, что на удалёнке, к рабочим задачам я приступал только когда сроки уже начинали подгорать. До этого я занимался своими делами — готовился к поездкам, читал статьи и т.п. И чтобы всё-таки успеть, приходилось напрягаться изо всех сил. Почти всегда это получалось, совсем уж до крайности я не доводил, но в итоге зарабатывал перманентный стресс вместо удовлетворения от хорошо сделанной работы.

Как надо было

По этой теме люди пишут книги и проводят тренинги, так что в один абзац её не уместить. Но вот несколько пунктов, которые я внедрил с тех пор:

  1. Ритмичные отдыхи — например, по методу 60/60/30

  2. Заплати налоги и спи спокойно. Сначала делаю рабочие задачи, а потом с чистой совестью занимаюсь всем остальным.

  3. Экономлю мыслетопливо — дела держу не в голове, а в notion, отключаю уведомления в чатах, минимизирую переключения.

Недостаточная инициативность

Я делал только то, что от меня ожидали — в целом успешно решал поставленные задачи. И по внутренним ощущениям, каждая выполненная задача была «ну ок», а любые проблемы — неуспевание в срок, ошибки в коде — провалом. А для компенсации этих провалов не происходило ничего, что бы вызывало внутри «о, круто». Стресс копился.

Как надо было

  1. Попросить более амбициозную задачу, завершение которой воспринималось бы «о, круто», а не «ну, ок». Если её сразу не дадут, можно хотя бы договориться о шагах к том, как её получить. Но обычно сложных задач больше, чем желающих их решать.

  2. Делать что-то полезное по своей инициативе, может быть и вне рамок своей функции в компании. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть несколько мест, куда приложить усилия.

Делать что-то сверх ожиданий полезно, или даже необходимо, для роста в компании. Но главное, каждое действие в этом направлении, даже мелкое, ощутимо прибавляет к «я классно поработал» и снижает стресс.

Невнятная коммуникация

Я узнавал о проблемах в своей работе только по результатам перфоманс ревью (позже этот вопрос решился регулярными 1–1 встречами с руководителем). В ответ на вопрос, как мне расти в компании, получал только общие фразы типа: «проявлять инициативу, брать на себя больше ответственности».

Последние полгода моим фактическим руководителем был другой человек, от которого регулярных фидбеков у меня не было, и по своей склонности к паранойе я думал, что мной не особо довольны. Разумеется, это прибавляло к стрессу. Интересно, что при увольнении я услышал «тебе даёшь задачу и знаешь, что она будет выполнена. Это далеко не у всех так. Может, ты возьмёшь отпуск, отдохнёшь и подумаешь ещё раз?». Т.е, картинки моей работы в моей голове и в голове менеджера сильно разъехались.

Как надо было

Ответственность за проблемы в коммуникациях обычно лежит на обеих сторонах, но вот что можно сделать в подобной ситуации:

  1. Самому проявить инициативу и сразу попросить руководителя о регулярной обратной связи. Это значительно снижает неопределённость, а с ней и стресс.

  2. Если есть цель роста в компании, попросить руководителя более конкретно описать, что мне нужно сделать, чему научиться, чтобы перейти на следующий уровень в течении, например, следующего года. И что должно произойти в компании, чтобы это стало возможным (может быть, переходить просто некуда).

Мало вложений в себя

Я мало внимания уделял собственному развитию. Конечно, следил на новостями индустрии, но этого недостаточно. В итоге, мой потенциал практически не рос.

Как надо было

Как ни банально, но нужно постоянно учиться. Причём не столько даже в рамках своей профессии, а более широко — от фундаментального усиления интеллекта до самоорганизации. Это создаёт интеллектуальный и навыковый потенциал, позволяющий гораздо легче нести рабочую нагрузку, и, если есть такая цель, расти в компании.

Кроме того, очень помогает хороший коуч. Выбор коуча — отдельная тема, но на мой взгляд, он должен быть не просто выпускником каких-то курсов, а обладать собственным организационным, переговорным и прочим бизнес-опытом. На новом месте работы советы коуча несколько раз помогали мне найти возможности, которых я сам бы не увидел.

И что, помогло?

За полгода-год мне удалось внедрить всё, что описано в секциях «как надо было». И хоть нагрузка на новом месте существенно больше (естественный результат возросшей инициативности), работается легче. Авралы случаются редко, отдача выше, стресса меньше и перспектива выглядит лучше.

А мне-то что делать?

Не надо пытаться копировать написанное выше. Приведённый список возможных причин выгорания далеко не исчерпывающий. И предложенные способы их устранения не факт, что оптимальны, хоть и сработали для меня. Они даны скорее для иллюстрации.

Вот шаги, с которых я начинал:

  1. Проанализировать свою ситуацию и выделить самую большой боль. Если самостоятельно это сложно — привлечь коуча.

  2. Читать книги и ходить на тренинги по этой теме.

  3. Это всё не помогает В итоге, выработать собственное решение — скорее всего, чужое не заработает «из коробки».

  4. Повторять шаги 1—3 до бесконечности до ощущения, что в целом я живу неплохо.

Добавлю, что самоорганизация — одна из фундаментальных проблем. Трудно проявлять инициативу на работе или учиться новому, если и с текучкой разобраться не получается.

Полезные ссылки

Выбраться из кризиса мне помогли эти материалы:

  1. Книга Путь джедая — на мой взгляд, лучшая точка входа в тему самоорганизации.

  2. Тренинг Интеллект цели — ребята очень круто помогают построить стратегию на год или несколько лет.

  3. Учебник Системное мышление 2020 — даёт буст к интеллекту, способности делать проекты и к общему ощущению своего потенциала.

  4. Книга Думай медленно, решай быстро — даёт буст к интеллекту и к общему ощущению своего потенциала. Читать придётся минимум дважды :)

P.S. Команда Кошелька поздравляет всех с наступающим Новым Годом! Желаем как следует отдохнуть на праздниках, а в будущем году тоже хорошо отдыхать, эффективно работать и достичь крутых результатов без выгорания и вот этого вот всего!

Больше о том, как мы выгораем создаём классный продукт можно узнать в нашем телеграм-канале https://t.me/km_engineering

© Habrahabr.ru