Как я вернул предустановленную на ноутбуке Windows и получил $60 обратно
Эта статья — помощь тем, кто бы хотел купить ноутбук или десктопный компьютер и при этом не платить лишние деньги компании Microsoft только за то, что они уговорили производителя заранее поставить туда их операционную систему.
В зависимости от места действия возврат Windows может быть более или менее хлопотным занятием. В моём конкретном случае дело происходило этой весной в США, где я сейчас живу. Но история не завязана сильно ни на Штаты, ни на конкретную пору года. Оказалось, что основной задачей скорее является поиск производителя ноутбуков, который по своей воле принимает возвраты ОС (им оказался Acer).
Мой личный мотив во всём этом предприятии был чисто идеологический. Полгода назад Microsoft на ровном месте апгрейда HDD на SSD взяла и заблокировала мой ключ к Windows. После чего я и пообещал, что впредь не буду тратить деньги на их ОС. Логика проста. Как говорил Эйнштейн: «Самая большая глупость — это делать то же самое и надеяться на другой результат». Соответственно, если продолжать платить за Windows, то люди из Microsoft будут продолжать и дальше ее отбирать по своей прихоти, весело попивая за мои денежки утренний кофе из сиэтловского Starbucks на 24-й Стрит.
И дело тут не касается какой-либо одной конкретной фирмы — на Хабре хватает историй о беспомощности людей перед лицом самых разных растолстевших компаний. Вот, к примеру, буквально позавчерашняя заметка с массой комментариев про отношение Корпорации Добра к своим прямым кормильцам.
Ладно, хватит лирики. Держите практическое исследование-рецепт, как купить ноут, вернуть предустановленную на нем Windows, получить компенсацию и комфортно пользоваться Linux в качестве ОС.
Разведка ситуацииКогда наш старый ноутбук приказал долго жить, то мне предоставилась возможность сдержать обещание и перестать платить Microsoft. Однако, вообще без операционной системы пользоваться компьютером было бы слегка затруднительно. Учитывая нулевую цену Linux и то, насколько комфортнее он стал в последнее время для обычного пользователя, выбор будущей ОС был очевиден.Вариантов покупки устройства, на котором я смогу пользоваться Linux и не оплачу Windows, было несколько:
ноутбук без ОС с DOS с Linux с Windows, которую я верну и получу компенсацию Ноутбуки без операционной системы я смог найти только б/у на eBay и Craigslist. Однако мне не очень хотелось получить в нагрузку проблемы с западающими клавишами, подуставшей батареей и царапинами на экране. Поэтому данный вариант не подошёл.С новыми ноутбуками на FreeDOS дело обстояло лучше, но они продавались физически достаточно далеко — в основном в Азии, с оплатой в рупиях, динарах и прочих деньгах с экзотичными названиями. Пример на Flipkart. Возиться с интернациональной доставкой, чужой валютой и неизвестными магазинами мне не хотелось.
Ноутбуки с Linux достать было несложно. Оказалось, что в США рынок развит, и есть ряд местных компаний, которые их вполне массово собирают и продают. К примеру, судя по отзывам, System76 и Emperor Linux достаточно хороши. Ноутбуки этих компаний ориентированы на Linux изначально, что видно по даже по мелочам.
Беда ноутов с бесплатным (!) Linux оказалась только во внезапно большей цене, чем у аналогичных устройств, идущих с платной (!) Windows. Есть несколько причин, почему так: меньшие объемы производства Linux-лаптопов; необходимость поддерживать корректную работу драйверов и ПО для менее распространённой пользовательской ОС; отсутствие привычного для Windows проплаченного разработчиками crapware. Но лично мне, как банальному потребителю, тратить дополнительные деньги не хотелось вне зависимости от причин.
Таким образом я отмёл первые три варианта, и начал изучать возможность покупки обычнейшего ноутбука на Windows с целью дальнейшего возврата предустановленной ОС. Обратите внимание: выбор мною именно этого пути, вовсе не означает, что он единственный и самый идеальный. Вполне вероятно, что вы сможете найти более подходящий вам метод заполучить Linux-ноутбук. Если уже знаете хороший вариант — все будут только рады, если дополните им эту историю.
Общую теоретическую подготовку к возврату Windows я получил благодаря соответствующей статье в Википедии. Которая, кстати, выдается первой в Google по красноречивому словосочетанию Windows Tax. Информация оттуда вкупе с темами на форумах показала, что на сегодняшний день нет четкого понимания того, является ли предустановленная Windows самостоятельным и навязываемым товаром, и обязан ли производитель предоставлять услугу возврата этой ОС отдельно от самого устройства. Всё сильно меняется от страны к стране из-за больших различий законодательной базы. В конкретном случае столь прогрессивных США дело оказалось не очень радужным. Местный практический опыт заключается в том, что здесь всё зависит от политики конкретного производителя.
Для справки — текст лицензии Windows примерно до (середины?) 7-й версии был вполне себе приятным для конечного пользователя. Так в документе было указано, что в случае отказа принимать соглашение, пользователь имел право вернуть ОС и получить компенсацию от производителя устройства. Но даже при таком соглашении у людей постоянно возникали проблемы с тем, чтобы воспользоваться своими правами. Подобный сценарий возврата обычно отсутствовал в книгах инструкций служб поддержки, и пользователю предлагали вернуть деньги только за ноутбук целиком. Впрочем, имея на руках текст лицензии, американцы уже могли надавить через государственные органы защиты прав потребителей. Или даже через суд. Что доставляло радостных хлопот производителям.
Где-то в районе Windows 7 ушлые юристы Microsoft вкупе с топ-менеджерами производителей электроники поменяли лицензию с удобной для человека на удобную для корпораций. Теперь при отказе принимать соглашение пользователь может лишь обратиться к компании-создателю ноутбука, чтобы узнать ее политику возврата покупок. Что нисколько не отрицает формального существования где-то там услуги возврата одной ОС без устройства (удобно для защиты от судебных дел по монопольным злоупотреблениям на рынке). Но в то же время позволяет компаниям полностью самостоятельно диктовать комфортные для себя условия. Естественно, они часто не слишком комфортны для пользователя.
Мне пришлось связаться с основными производителями ноутбуков, дабы заранее выяснить правила и не попасть впросак с покупкой. Следует отдать должное их отделам поддержки — все ответы я получал очень быстро: либо моментально в онлайн-чате, либо по электронной почте в течение суток.
Топ-компании, которые вообще НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ услугу возврата Windows в США:
Dell Lenovo Asus Toshiba HP Samsung Некоторые из них что-то когда-то делали в данной области, но те времена давно прошли, и нам в наследство остались только пыльные легенды о некогда славных эпохах.Единственная топ-компания, которая ПРЕДОСТАВЛЯЕТ услугу возврата Windows в США (за что ей респект):
Данная политика чётко указана на сайте Acer. При общении порадовало и то, что служба поддержки у них также в курсе этих положений. Плюс никаких сверхсекретных договоров и подписок о неразглашении (O_o — бывает и такое) они не требуют.Пошаговая инструкция Процесс в цифрах выглядел так:3 недели ушло с момента покупки ноута до момента, когда я смог им пользоваться 6 недель ушло с момента покупки ноута до момента получения денег за возвращённую ОС $14 моих денег и 1 неделя времени вылетели в трубу просто из-за неэффективности организации работы двух разных отделов Acer. Это стандартный бич любой большой конторы. $61.90 я получил в качестве компенсации за возвращенную Windows 8.1 Итак, сначала я купил сам ноутбук в онлайн-магазине Acer. Место покупки значения не имело, просто там мне больше всего подошли цены. Примечательно, что по двум разным URL один и тот же ноут можно было купить на их сайте с разницей в ~10%. Уверен, что это я ещё не нашел какого-нибудь третьего URL с 20% скидки… Американская электронная коммерция — она такая, суровая и с купонами.В течение 1 недели покупку доставили мне домой. Даже не включая лаптоп, я тут же связался по электронному чату со службой поддержки Acer — они открыли тикет в своей системе, сообщили сумму будущей компенсации и дали адрес основного фирменного сервисного центра, находящегося в Техасе. Туда следовало отправить ноутбук, чтобы с него удалили Windows и сняли все соответствующие наклейки. Так как я живу в Калифорнии, то лично заехать на место с ноутом мне было немножко накладно. Соответственно, я оплатил $14 за неспешную наземную доставку FedEx и отправил посылку в штат одинокой звезды.
Вот тут можно сказать пару слов о затронувшей меня корпоративной неэффективности Acer:
Во-первых, они не способны напрямую отправить свой ноутбук из своего онлайн-магазина в свой же сервисный центр.Даже если я заранее предупреждаю их службу поддержки, что хочу вернуть Windows в соответствии с политикой их компании, ноут всё равно делает петлю «магазин –> я –> сервисный центр –> я» вместо простого логичного маршрута «магазин → сервисный центр → я». Из-за этого мне пришлось ждать лишнюю неделю, пока ноутбук придёт ко мне домой, а потом ещё и тратить дополнительные деньги на его отправку обратно Acer«у в Техас. Во-вторых, Acer не способны сохранить упаковку, в которой им отправляется ноутбук и послать его мне обратно в ней же. Не знаю, почему так. Точнее, знаю — приставка «Inc.» в названии компании всегда добавляет бонус к скиллу «бюрократия процессов».Как бы то ни было, они меня заранее предупредили, что отправленный ноут вернется обратно в простейшем картонном ящике. Это неудобно — либо приходится тратить деньги ещё и на новую коробку для отправки электроники в сервисный центр, либо можно попрощаться с теплой оригинальной упаковкой. А ведь она нужна как минимум в случае покупки ноута на подарок. Ну и не забывайте о бессмысленном расходовании бумаги, деревьев и прочих ресурсов. Для американцев, пропагандирующих «зеленый» стиль жизни и имеющим добровольные «green teams» в каждом офисе, такое расточительство является достаточно странным. Но вернёмся к жизни после отправки ноутбука в сервисный центр. У FedEx ушло 5 дней на его доставку туда, затем 3 дня сертифицированные специалисты по удалению Windows снимали с него операционную систему, после чего ещё 5 дней ноутбук шел обратно. Итого, через 3 недели после изначального заказа я получил на руки чистенький ноут с единственной лейбой Acer«a и без каких-либо данных на винчестере.Скажу честно — как именно был очищен диск, я не проверял и восстанавливать ОС не пытался. Вполне допускаю мысль, что ребята из сервисного центра могут стирать Windows простым быстрым форматированием. Соответственно умелые шаловливые ручки способны в домашних условиях легко вернуть всё обратно. Но может быть и такое, что диску делается полный wipe с перезаписыванием каждого бита. Кто ещё будет возвращать Windows — пусть расскажет нам об этом моменте в комментариях.
Удалив ОС, Acer на самом деле не горел проактивным желанием связаться со мной и вернуть деньги. Поэтому я снова сходил в чат поддержки, дал им номер тикета и свой домашний адрес. Через 3 недели пришел симпатичный конверт с чеком на $61.90, который тут же был радостно обналичен в банке.
Итоговая сумма моей прибыли, за вычетом отправки ноута в сервисный центр, составила около $50. Жалко, конечно, 14 долларов, потраченных зазря на услуги FedEx. Но мы оба с Acer поимели свои плюшки — я достиг чего хотел, а они выделились политикой среди других продавцов ноутбуков и за это получили от меня честно заработанную денежку.
А пока суд да дело, я, не мудрствуя лукаво, поставил на ноутбук свежескачанный дистрибутив Ubuntu. Процесс прошёл на удивление абсолютно гладко — ОС установилась без сучка и задоринки, устройства обнаружились и заработали. Даже чувствительность тачпада я смог настроить аккуратно и точно (спасибо конфиг-файлам), что никогда не удавалось сделать в Windows.
Все основные программы тоже быстро нашлись онлайн. Firefox, Skype, KeePass, XnView, Libre Office и прочие создали в Ubuntu привычное окружение — так же, как это было раньше Переход с окошек Windows на окошки Ubuntu был настолько лёгким, что даже у жены новая ОС не вызвала и минимального отторжения. Мы остались довольны.
Напутствия и послесловие Если вы также захотите вернуть предустановленную Windows и получить за это компенсацию, то дам несколько советов.Читайте теорию — лицензию на ОС, информацию производителя и законы по защите прав потребителей.То, что вы предполагаете, и то, как юридически дела обстоят на самом деле, может очень сильно отличаться.
Ознакомьтесь с практикой — опытом людей конкретно вашего региона.На лёгкость возврата ОС (и на подобную возможность вообще) влияет локальное законодательство, местные правила производителей и исторические традиции. Предварительная разведка сэкономит вам деньги и нервы, а также позволит избежать множества отпечатков от грабель на лбу.
Мой опыт с данной конкретной компанией применим в любой стране.Сам Acer не накладывает ограничений на то, где должен быть куплен ноутбук. Так что, как минимум, один путь вы уже знаете. Конечно же, цена посылки, например, из Европы в Америку вряд ли отобьётся суммой возврата. Но я предполагаю наличие и более близких сервисных центров. Да даже просто ради общего благого дела оно того стоит.
Возврат Windows — дело стоящее и в персональном, и в общественном плане.Лично вы приобретаете приятную сумму денег. А для социума в целом — совершаете ряд полезных дел: разрушаете монополизацию рынка ОС, стимулируете компании с хорошим сервисом, пресекаете навязывание лишних товаров и услуг. Всё это обязательно отразится в позитивном виде на вашей будущей жизни в местном обществе. Хотя, может вы уже завели трактор и вам всё равно?
Лично для меня процесс был позитивен. Да, пришлось слегка подождать ноутбук. Да, пришлось потратить время на чтение форумов и общение со службами поддержки. Но в итоге всё получилось, и даже без особо больших хлопот. Плюс $50 осталось на занятие по серфингу или на новые кроссовки — ещё не решил.
Надеюсь, что и для вас, дорогие читатели, информация о данном опыте пригодится.