Как я стал ментором за пределами компании

e1c51295b15d18fb42b839579401d788

Всем привет! Меня зовут Юра Тюрин, я CTO, управляю разработкой SaaS-приложения для ритейла с командой из трёх десятков разработчиков, тестировщиков, DevOps-инженеров. Специализируюсь на разработке клиент-серверных мобильных и веб-приложений. Наставничеством внутри компании я занимаюсь уже более 7 лет. За это время я стал ментором как минимум для трех десятков коллег разного уровня опыта: от стажёров до руководителей. Но год назад я решил попробовать выйти за рамки своей компании и занялся публичным менторингом. О том, что из этого вышло, я расскажу ниже.

С чего всё началось

Для меня путь ментора начался внезапно. В один прекрасный день ко мне пришёл мой руководитель и сказал: «Мы берём джуна, будешь его обучать». Я был очень рад такому предложению — это означало, что руководство видит мои достижения и доверяет мне обучение, плюс — это первая ступень на пути к тимлидству. Так у меня появился мой первый менти (англ. mentee — ученик, подопечный).

До этого я никогда не обучал людей, так что в начале я делал это «как пойдёт». Когда у менти возникала проблема, он приходил ко мне и задавал вопросы, а я на них отвечал. Через некоторое время я понял, что это не очень эффективный подход — менти всего лишь получал советы как справиться со своими ошибками, хотя должен был учиться избегать их, используя мой опыт как пример. Тогда я углубился в тему менторинга и узнал несколько принципов:

  1. Надо совместно с менти ставить цели обучения.

  2. Важно составлять план достижения этих целей, в котором описывать промежуточные этапы и критерии достижения.

  3. Необходимо давать конструктивную обратную связь.

Поменяв подход, я заметил значительные изменения в скорости и качестве обучения своего менти. Сравнивая с тем, как я получал свой первый опыт и как быстро приобрел те же знания, я заметил огромную разницу. Обучение с ментором проходит значительно эффективнее. Знания, которые я сам когда-то получал за год, менти с моей помощью получил меньше чем за полгода.

После успеха с моим первым менти я стал активно продвигать менторинг внутри компании. Я организовал процесс обязательного менторинга новых сотрудников, обучал коллег навыку менторинга. При этом я сам продолжил обучать — сначала это были стажёры, потом более опытные ребята — от мидлов до тимлидов.

Менторингом я продолжал заниматься по нескольким причинам:

  1. Мне нравилось видеть как менти растет, используя знания, которые я ему передал.

  2. Менторинг позволяет улучшать свои знания в предметной области. Чтобы рассказать о чем-то другому человеку, сначала нужно уложить это у себя в голове, закрыть все пробелы. Это делает ваши знания более структурированными.

  3. Развиваются софт-скиллы. Учишься ставить цели и строить планы развития, а ещё объяснять так, чтобы человек понял.

  4. Это возможность продвижения по карьерной лестнице в сторону руководителя. Ведь менторинг — это уже показатель того, что вы можете ставить цели и контролировать их исполнение, давать обратную связь и умеете доносить свои мысли, а всё это — хорошие качества для руководителя.

Что такое менторинг

Давайте детальнее разберемся, что вообще такое менторинг.

Менторинг или наставничество — это процесс передачи знаний от более опытного человека (ментора) к менее опытному (менти). Ментор — это эксперт в какой-то области, имеющий практический опыт, значительно превышающий опыт менти. Обычно менторинг подразумевает под собой долгосрочное взаимодействие между ментором и менти, но в некоторых случаях для достижения цели достаточно одной-двух встреч.

Чтобы лучше понять, чем занимается ментор, давайте сравним его с учителем и коучем.

Учитель vs Коуч vs Ментор

Учитель — человек, который обучает какому-то навыку по определенной программе. При этом учитель может не иметь практического опыта в сфере, которую он преподает, но должен хорошо знать свой предмет и уметь доносить его до учеников.

Коуч — человек, помогающий людям достичь поставленной цели, применяющий определенный набор навыков или подходов, чтобы процесс движения к цели проходил эффективно. Коуч, при этом, может не быть экспертом в предметной области, но его подходы и инструменты работают таким образом, что глубокое знание темы и не обязательно. Он, скорее, как психолог, который не даёт готовых ответов, но задаёт правильные вопросы.

Ментор, в отличие от учителя, обязан быть практикующим экспертом в своей области. Но он не обучает, а направляет обучение в нужную сторону. Ментору желательно знать и использовать практики коучинга для более эффективного обучения, но это не обязательно, так как ментор больше опирается на свою экспертность, а не на умение обучать. Это же касается и образования ментора — не обязательно быть дипломированным педагогом, чтобы стать ментором.

Пример: хочу стать Java-разработчиком

Рассмотрим разницу на примере запроса: хочу стать Java-разработчиком. Как с ним будут работать учитель, коуч и ментор?

  • Учитель — будем встречаться 3 раза в неделю, на каждой встрече я буду рассказывать тебе определенную тему: ООП, синтаксис, классы и так далее.

  • Коуч — чего именно ты хочешь достичь, став Java-разработчиком? Какие действия ты планировал предпринять и почему? Какие возможности для обучения у тебя сейчас есть? Что тебя мотивирует? Вместе мы выработаем правильный подход, который поможет стать Java-разработчиком.

  • Ментор — чтобы получить работу, помимо Java тебе потребуется знать Spring, Hibernate, уметь работать с базами данных и писать SQL запросы, проектировать API. Для начала рекомендую прочитать книгу Java in action, чтобы разобрать базовые вещи, а потом будем делать тестовый проект и на его основе изучать Spring. Встречаться мы будем раз в две недели, на встречах будем отслеживать твой прогресс, проверять как ты усвоил знания и где у тебя ещё остались пробелы.

Менторинг за пределами компании

Хотя я много времени занимался менторингом внутри компании, я не задумывался о том, чтобы делать это вне её. Для меня это всегда ассоциировалось либо с людьми, продвигающими свои тренинги в социальных сетях, либо с компаниями, проводящими бизнес-тренинги для команд. Ни то, ни другое не казалось мне тем направлением, в котором я хочу развиваться. 

Однажды я узнал, что ошибался на этот счёт. Оказывается существуют площадки, которые значительно упрощают процесс поиска менти. Не нужно делать и продвигать свой сайт, регистрировать бизнес, чтобы получить своих первых менти которые помогут понять, нужно ли вам это вообще.

Мне стало интересно попробовать себя в роли ментора вне компании, но помимо интереса мною двигали и другие цели.

  1. Посмотреть, что происходит в IT-сфере за рамками компании — с какими проблемами люди сталкиваются, какие задачи решают.

  2. Расширить свой кругозор за счёт решения задач за пределами привычного стека технологий, используемых в моей компании.

  3. Понять, чего я стою как специалист. Тут вопрос не в деньгах, а в том, смогу ли я решать задачи так же эффективно, как делаю это на своей основной работе.

Первой, и основной платформой, на которой я зарегистрировался, был GetMentor.

GetMentor

Сервис GetMentor является, с одной стороны, платформой для поиска менторов, с другой — сообществом, развивающим идею наставничества. Он не берёт деньги за проведенные сессии ни с менторов, ни с менти, а живёт исключительно на энтузиазме организаторов и немного на донатах.

После регистрации ментора, профиль публикуется на сайте. У ментора появляется доступ к телеграм-боту, через который происходит всё взаимодействие с заявками от менти. Стоимость часа консультации ментор определяет самостоятельно: можно выбрать «Бесплатно», «По договоренности» или указать конкретную сумму. Весь процесс оплаты происходит вне платформы, так что ментор может сам решить, как ему удобнее принимать платежи.

После поступления заявки от менти, нужно связаться с ним в течение нескольких дней: познакомиться, задать уточняющие вопросы и договориться о встрече. Далее ментор сам управляет взаимодействием с менти — можно провести одну или несколько встреч, либо вообще не встречаться, а обсудить всё в чате Телеграм. После выполнения заявки, менти получает ссылку на форму, в которой он может оставить отзыв. Этот отзыв не публикуется на сайте, но его можно использовать как обратную связь.

Какие еще площадки менторинга я использовал

Помимо GetMentor есть и другие сервисы. Расскажу про те, которыми я пользовался.

Solvery — коммерческая платформа для поиска менторов. Тут уже не получиться работать бесплатно, так как платформа берёт комиссию с каждой проведенной сессии. Из плюсов: есть менеджеры, которые берут на себя организационную часть и решают проблемы, если они вдруг возникают. Помимо заявок, которые менти отправляют лично вам, есть ещё заявки, которые присылают в общий чат менторов. Это отличная возможность получить свои первые платные заявки, но надо помнить, что тут вы будете конкурировать с другими менторами.

Women In Tech — сообщество, помогающее женщинам развиваться в сфере IT. В качестве менти тут могут быть только женщины, а ментором может быть как женщина, так и мужчина. Менторинг проводится потоками: набирается пул заявок от менторов и менти, далее происходит отбор и матчинг менторов и менти, после чего менторы начинают проводить сессии. По правилам программы ментор должен провести с каждым менти ознакомительную встречу и как минимум три сессии. Это некоммерческий проект, так что все активности проводятся бесплатно.

Итоги за год менторства вне компании

За год менторства вне компании я помог 20 людям. Много это или мало? Сказать сложно. Я знаю как тех, у кого было 40 менти за два месяца, так и тех, у кого не было ни одного за три.

 Я думаю это зависит от нескольких факторов:  

  1. От того, с чем вы помогаете. Например людей, желающих войти в профессию намного больше, чем желающих стать senior Scala-разработчиком. 

  2. От стоимости консультаций. Бесплатные консультации позволят проводить больше сессий. 

  3. От качества вашего профиля. Нужно рассказать о себе, своём опыте, описать задачи с которыми вы готовы помогать, добавить подходящее фото.

Я решил проводить сессии бесплатно. Мне нравится помогать людям, и поток заявок не такой большой, чтобы это мешало работе или личной жизни. Но есть некоторые ситуации, когда я всё же беру деньги.

  1. Если обращается компания. Компания прямо или косвенно зарабатывает деньги на моём опыте, так почему бы мне тоже не заработать.

  2. Если поток заявок возрастает настолько, что это начинает мешать. Тогда я предлагаю взаимодействие на платной основе, либо прошу человека обратиться ко мне через какое-то время, когда поток заявок спадёт.

  3. Если доход человека достаточно высок, что ему не составит труда оплатить мой рабочий час. Например, однажды ко мне пришёл запрос на проведение тренировочного собеседования для senior уровня. Собеседование на такой позиции занимает достаточно много времени — надо определить стек, составить список вопросов, покрывающий три уровня сложности (легкий, средний, профи), провести само собеседование, написать отчёт и рекомендации. Я озвучил человеку сумму, которая покрывает мои трудозатраты, так как понимал, что для его уровня это вполне подъёмные деньги.

  4. Если планируется проводить несколько встреч, но менти не сильно мотивирован. В таких случаях я выставляю символическую сумму, например 1000 рублей за встречу, и тем самым проверяю насколько человеку важны мои знания.

Запросы, с которыми ко мне приходили, можно разбить на 4 категории.

Войти в IT (30%). Что нужно сделать, чтобы войти в профессию, какое направление лучше подойдёт (аналитика, тестирование, разработка), как эффективнее всего получить знания (курсы, книги). Бэкграунд у людей очень разный: от менеджеров в Евросети, до людей, уже имеющих опыт разработки, например, в университете. Тут важно развеять все мифы, которые нам навязывают курсы в интернете, что «Войти в ИТ» можно за три месяца и сразу будешь получать по 100к. Но при этом важно не убить мотивацию человека.

Найти работу (30%). Это запросы либо на проведение тестовых собеседований с последующей оценкой навыков испытуемого, либо на помощь в преодолении «последней мили» — когда менти, например, закончил курсы, но его навыков ещё не хватает, чтобы устроиться на работу.

Получить конкретный навык (20%). Это классический менторинг, когда менти хочет научиться чему-то определенному, например изучить фреймворк. В основном это люди, переходящие из одной сферы деятельности в другую. Например, системный администратор хочет перейти на позицию DevOps-инженера и ему нужно изучить как работает Kubernetes.

Решить разовую задачу (20%). Когда нужно помочь с какой-то конкретной проблемой: развернуть сервер, разобрать ошибки в тестовом задании, решить задачку, полученную на работе. Это немного не то, чем должен заниматься ментор, поэтому брать такие задачи или нет — решать вам. Но нередко в таких запросах попадаются очень интересные задачи, — например, один раз я проводил аудит DevOps-процессов на одном проекте. Запрос был бесплатный, но там был совершенно другой стек, на который мне было интересно посмотреть в реальной жизни, поэтому я согласился помочь.

Что из этого вышло

Стоило ли оно того? Безусловно!  

Я посмотрел на мир IT с разных сторон — глазами стажёра, желающего найти свою первую работу, или тимлида, пытающегося мотивировать выгоревшего сотрудника, или системного администратора с 20-летним опытом, пытающегося понять принципы DevOps. Каждый новый запрос — возможность приобрести ценный опыт, познакомиться с интересным человеком, узнать, что происходит за рамками компании, получить искреннюю благодарность за свою помощь.

Менторинг помог мне осознать свою ценность как эксперта — теперь я гораздо лучше понимаю какую пользу я могу приносить своей компании и IT-сообществу. Ещё я подключился к крутому коммюнити экспертов, к которому всегда можно обратиться за помощью.

Буду ли я заменять этим свою основную работу? Нет!

Сейчас менторинг для меня скорее хобби, которое не требует много времени и не мешает основной работе, так что я пока не планирую заниматься этим фултайм.

Буду ли я заниматься менторингом и дальше? Конечно!

В дальнейшем я хочу расширить свои границы и попробовать зарегистрироваться на зарубежных площадках для менторинга. Надеюсь следующие 12 месяцев менторинга принесут мне ещё больше интересного опыта.

Если тема менторинга будет интересна читателям, то в следующей статье я поделюсь более детальными рекомендациями: как победить синдром самозванца и начать менторить, как составить профиль ментора, как ставить цели и проводить сессии. 

Если у вас ещё нет опыта публичного менторинга, но вы эксперт и хотите попробовать —  присоединяйтесь к сообществу менторов на любой из платформ и делитесь знаниями!  

© Habrahabr.ru