Как я сделал CS:GO для сотрудников стратегическим проектом Home Credit Bank

stivfpr91cj5uzbhoitvc-9lbl0.jpeg
Комментаторская для турниров CS 1.6.

Началось с того, что у нас было некоторое количество старых компов операторов, которые можно было списать либо на которых можно было запустить Counter-Strike 1.6. И это показалось мне идеальным способом чуть больше подружить ИТ-площадки в Обнинске и Москве, потому что надо было постоянно общаться, а друг друга люди толком не знали.

Продолжилось это согласованием с ИБ банка специальной игровой сети, которая, с одной стороны, была изолирована от сети банка, а с другой — соответствовала требованиям наших стандартов.

Ещё через два года я защищал проект перед управляющим комитетом банка (туда входят председатель правления и другие топ-менеджеры), объясняя, что киберспорт — это ровно то, что нужно, чтобы «выращивать» руководителей команд. Рабочих команд, я имею в виду.

Теперь я могу рассказать, как правильно сносить лицо ИТ-директору после работы. И вообще про историю наших турниров, которые внезапно стали очень полезным инструментом для HR, обучения и карьеры.

Так что, если кто-то не верит, что киберспорт очень важен для больших международных компаний, у меня есть что возразить уже с практическими результатами.

Что случилось


Я работаю в Home Credit Bank, много лет занимаюсь командообразованием ИТ-специалистов. В какой-то момент у нас была прямая рабочая задача как-то поднять уровень взаимопонимания между площадками в Обнинске и Москве. Города рядом, но никто особо туда-сюда не ездит, люди друг друга не видят, а им нужно часто и много работать вместе. Стандартный способ поколения X — устроить корпоратив на выезде, потратить несколько тонн алкогольной продукции, получить несколько занимательных историй, поиграть по пьяни в пейнтбол и чуть повысить уровень командного взаимодействия. Мы же решили попробовать менее травматичный киберспорт и исключить алкоголь.

Параллельно образовался свободный ресурс — старые компьютеры операторов, которые могли использоваться только как тонкие клиенты. Ну или идеально подходили для запуска старых игр. Это были Celeron G640 с графическим ядром от intel (2.8ghz), RAM 4 Гб, HDD 500 Гб.

Из старых игр турниры можно устраивать по Квейку, Мортал Комбату и CS 1.6. Мы обсудили командами, чего хотим, выбрали CS 1.6 и сделали из этих старых машин LAN-зал для турниров.

История с Counter-Strike очень зацепила команды, и играть в турнире пришёл даже ИТ-директор. Он же обеспечил нам призовой фонд, пообещав хороший виски победителям. Через несколько часов ему снесли лицо несколько каток подряд, и он проставился.

Второй турнир Обнинск захотел сделать сам. На площадке — 1 500 человек, в основном это ИТ-блок и контакт-центр.

Чуть дальше про эту активность услышал Томск, тоже попросил старых компьютеров, тоже сделал игровую зону, и третий турнир мы играли уже на три города.

Так началась история киберспорта в Home Credit Bank.

Как это всё работает


В 2019 году согласовали проект на правлении банка, и его признали официальным. Тогда же обновили железо, закупили 32 игровых компьютера, сделали комментаторскую. Машины уже были Intel core i5–8400 2,8, 16 GB RAM, GeForce GTX 1060 6GB, SSD 200 Гб, HDD 1 Тб.

Сейчас у нас три игровые зоны: Обнинск, Москва и Томск. У них отдельные LAN«ы внутри гостевой сети. Машины видят только друг друга, соединения с другой банковской инфраструктурой нет. Проект официальный, согласован с ИБ банка, сделан по внутренним стандартам, есть ответственный за инфраструктуру.

v_1yqy8ohrpxon8kzdojqduzo9q.png
Мыши-клавиатуры-коврики обычно каждый приносит свои

Играют обычно далеко не профессионалы, призовой фонд не то чтобы очень большой, но для внутреннего турнира заметный. Теперь, конечно, когда мы «сражаемся» с командой из дочернего банка в Казахстане, будем стараться увеличивать призовой фонд (парни обыграли нас и получили миллион тенге, в России призовых было бы около 200 тысяч). Вся деятельность по играм — исключительно во внерабочее время: организация не оплачивается, участие не оплачивается, всё добровольно. Единственное, когда играл Томск, им в случае победы разрешили не выходить на смену на следующий день, чем они и воспользовались, потому что по их времени турнир закончился в три утра.

Призовые попадают прямо в официальную премию.

Есть ютуб-канал с трансляциями, одновременно 250 зрителей, в пике — до 700, всего просмотров — несколько тысяч. Время удержания очень хорошее: если стрим идёт час, то средний просмотр — около 45 минут. Уников за год около 10 тысяч. Примерно каждый 20-й играет. Турниры стримятся, на стримы может приходить кто угодно. Чтобы поддерживать зрительский интерес, мы время от времени разыгрываем сертификаты Озона (они очень удобны для отправки в электронном виде, потому что выиграть может не только сотрудник банка, но и любой человек снаружи, например, чей-то папа или просто случайный зритель).

Команды формируются либо самостоятельно, когда несколько человек подают командную заявку, либо мы собираем команды из индивидуальных заявок на турнир. Соотношение примерно 50/50, но побеждают обычно сработанные команды, состоящие чаще всего из шести-семи человек. Замены у нас разрешены во время турнира неограниченно, но не на игроков, заявленных в других командах. Однажды во время полуфинала возник критикал-инцидент с сетью, мы поставили на паузу игру, админ убежал в серверную (это была не его смена, но он был ближе всех), починил, вернулся, продолжил, и его команда выиграла.

Основная игра сейчас — CS: GO, есть Квейк 3, Дота 2, Лига легенд.

В 2020-м игровые зоны пришлось закрыть на карантин, тогда использовали их как студии для стримов и разговоров «за жизнь» с правлением банка (транслировались на сотрудников). На базе же студии делали квиз, шоу-программу, пробовали ещё активности.

В 2021 году был турнир между российским банком и «дочкой» в Казахстане, там подключались на сервера FASTCUP (они оказались удобнее Фейсита). Заявлялись на любительские турниры, заняли 4-е место в лиге чемпионов бизнеса.

Из России участвовали 145 человек, из Казахстана — 65, всего разных городов-участников — 67, зрителей онлайн-трансляции в пике — 120, общий охват аудитории — 6 500 человек, всего просмотров — 26 000.

По большей части игроки — это любители, которые в детстве резались в контру, но есть и десятые уровни Фейсита. Есть те, кто застал романтику компьютерных клубов и помнит, как это было круто. В Казахстане вообще оказалось, что эта культура жива, и там клуб — чуть ли не крутой отдых, прямо как английский гольф-клуб.

Резюме на предмет CS пока не смотрим, профессиональных игроков подразделения не нанимают, но кадры были очень удивлены тем, что после первого же турнира с участием Томска у нас добавилось ИТ-джунов, потому что они узнали про наши вакансии как раз благодаря CS. Там наши спецы приехали в Обнинск, четыре дня жили в гостинице, играли, получили призовые и поехали обратно, причём и билеты, и проживание оплатил банк. Дальше начался какой-то дикий вал кандидатов.

Цель командообразования именно как командообразование мы не измеряем, для нас метрика — это охваты и количество вовлечённых сотрудников. Но я точно знаю, что есть такое явление, как быстрый карьерный рост капитанов команд. Потому что, если вы можете организовать семь человек, чтобы они действовали как единое целое, тренировались вместе, прогрессировали и вырывали очко у противника, то, наверное, можете организовать и проект. Тем более что на проекте будет ещё и материальная мотивация. В итоге это что-то вроде обучения нужным банку навыкам через игру.

Формальное обоснование было таким:

  • Повышается сплочённость команды. Хоум Кредит работает на территории всей России от Владивостока до Калининграда, и общие мероприятия помогают людям знакомиться и лучше узнавать друг друга.
  • Это улучшает имидж банка как работодателя. Когда мы запустили канал на YouTube и других популярных площадках (Twitch, VK) и стали активно стримить, нас стали смотреть не только сотрудники банка, но и просто любители гейминга.
  • Ну и внутреннее образование и выявление менеджеров. Возможно, надо дальше исследовать, что происходит в командах, потому что CS: GO — игра во многом не про стрельбу, а про умение договариваться, понимать других, давать информацию и действовать согласованно. То есть про те самые софт-скиллы, которых обычно всем не хватает.


Сейчас с нами хочет играть ещё Индонезия, но пока есть инфраструктурные сложности: очень большая разница часовых поясов, английский у них не очень понятный для нашего уха, плюс они из русского знают только «Хорош», «Все раш Б» и ещё широкий диапазон слов, описывающих понятия спектра от «Я удивлён количеством врагов на точке» до «Я крайне разочарован своей стрельбой», которые я тут не могу привести из соображений корректности.

© Habrahabr.ru