Как я 9 лет строил сеть в Астрахани
Половодье и контейнер базовой станцииДоброе утро! Меня зовут Илья, в 2002 году я начал инженером по обслуживанию базовых станций (тогда их было целых 14 штук на 10 сайтах), в 2004-м стал техническим директором филиала, а сейчас, с 2013-го, руковожу «Билайном» по всей области.
Это типичный рельеф пригорода. Гнездиться здесь негде, поэтому пустельга, кобчик, степные орлы и канюки-курганники и птицы помельче очень часто встречаются между высоковольтных изоляторов.
ПриродаНачнём с природы. Область делит пополам Волга, и на несколько месяцев в году она выходит из берегов, разливаясь по степи. В дельте тысячи озёр и островков, что сказывается как на доступности БС, так и на сложностях с электропитанием и качественными транспортными каналами.Летом у нас очень сильная жара (южный регион РФ), требующая хорошего охлаждения оборудования. Также у нас много пыли и мошки, плотно забивающей фильтры воздушных систем. А под прохладными контейнерами любят пережидать день степные животные — мыши, суслики, иногда змеи.
Жара Как только на станции отключается питание, она очень быстро разогревается внутри контейнера до +80. Первыми не выдерживают аккумуляторы. Затем выходит из строя и более дорогое оборудование. Поэтому сейчас мы устанавливаем на такие позиции системы фрикулинга.Внутри одного из сайтов. Это кирпичный домик, а не контейнер.
Фрикулинг в нашем регионе — это практически тоже самое, что открытая дверь контейнера. +40 совсем не подходит для ЦОДов, но зато отлично смотрится в контрасте с +80 без доступа внешнего воздуха. При этом в сезон мошки фрикулинговые фильтры за 2–3 дня работы утрамбовываются наглухо биомассой, поэтому в такое время они — экстренный резерв. Базовая станция «Сазаний угол» яркий тому пример.
Базовая станция «Сазаний угол».
Ветер Ветер в Астрахани дует всегда, и довольно сильно. Степь ровная, как стол, и единственные возвышенности — это инженерные сооружения вроде домов, мостов и так далее. Иногда проходит особенно сильный поток (по нему дают ураганное предупреждение). Он срывает всё то, что закреплено недостаточно тщательно. У региона не самый высокий 3-й класс по ветру. И хотя при проектировании учитываются погодные условия, мы прикладываем максимум усилий при установке и эксплуатации БС для избежания внештатных ситуаций по причине сильных ветров.Также ветер влияет и на ощущение температур человеческим организмом. Зимой из-за сильного ветра и большой влажности наши — 5 как -15 в Москве.
В дни с температурой ниже –20 мы прекращаем выезды кроме срочных аварийных. Чёрный кабель — это фидерный тракт.
Животные Обычно контейнер БС — это самое прохладное место в степи. Поэтому под ним практически всегда обитают мыши или гадюки. Подходить к оборудованию нужно с особой осторожностью.Ещё одна особенность — на базовых станциях не должно быть ничего блестящего. Вороны не останавливаются никогда. Вы можете есть, спать, гулять, отдыхать, а они будут долбить блестящую деталь в надежде утащить. День за днём.
Вот пример коллег. На крыше с нашими секторами птицы склёвывают изоляцию, и её постепенно заменяют оцинковкой.
География Волга в регионе и карта покрытия
Как видите, Волга делит и город, и область на две части. Люди живут по обеим сторонам реки. Через неё хорошо пробивает релейная радиолиния (РРЛ), но она имеет ограничения по полосе. Учитывая особенности заболачивания поймы, часто от одного радиорелейного узла до другого прямое расстояние может быть несколько километров, а вот добираться на машине можно почти сутки через мост или понтонную переправу где-то на 300 километров вверх по течению.
Есть позиции, до которых можно добраться только на лодке. Безусловно, инженеры проходят дополнительный курс поведения на воде в рамках техники безопасности.
А вот и сама лодка.
Блиново. Сюда весной и большую часть лета можно добраться только на лодке.
Население по области — около миллиона, примерно половина его живёт в городе Астрахани, есть очень высокая концентрация людей на севере области (до 10–12% абонентов), хорошо обжиты районы между этими точками. Учитывая это, стоит понимать, что до сбойной БС или сайта без питания мы можем добраться в среднем за 6–7 часов. Поэтому почти с самого начала развития сети мы делали структуру транспортной сети кольцевой. В итоге получилось три больших РРЛ-кольца. Самая узкая точка почти на границе области — 60 Мбит/с, чего вполне хватает местным жителям для уверенного сёрфинга 3G на скоростях около мегабита.
БС «Лотос», типичный представитель БС в двух хопах от кольца
На взморье населения мало, поэтому, как правило, где нет электропитания, нет и людей. Поэтому никакой экзотики вроде БС с солнечными батареями в регионе нет. Если место интересное, там, скорее всего, турбаза и нормальный промышленный ввод. Есть одна станция, которая уже несколько лет работает от дизеля, но контрольный пункт Росморпорта, и дизель их. На входе в главный банк Волго-Каспийского канала всегда стоят большие суда, ждут разрешений или уровня воды.
Станция на острове Искусственный, которая работает от дизеля
Так растёт в низовьях лотос.
Оптика Важность качественных транспортных каналов мы осознавали изначально, поэтому большое внимание уделяли строительству ВОЛС. На данный момент в эксплуатации около 750 километров, из которых городских ВОЛС — около 150, а ШПД (FttB) — около 200. Сейчас мы кладём оптику уже по левой стороне Волги до городов Харабали, Ахтубинск и Знаменск с заходом практически на все станции, резервирвируя эту ветку через Волгоград. Она должна обеспечить наши станции быстрым и качественным транспортом, а наших абонентов надежным и быстрым сервисом.
В самой Астрахани большинство станций подключены по ВОЛС, что дает нам возможность предоставить нашим клиентам доступ к пакетным сетям передачи на высоких скоростях.
Мы имеем возможность зарабатывать на рынке продажи услуг местным операторам
Рельеф Степь очень гладкая и ровная. Это хорошо для распространения сигнала. Когда я занимался развитием сети, то практически сразу мы решили строить «костяк» сети на собственных высотных сооружениях. Все они расположены в центре населенных пунктов. Благодаря этим БС в самых «сладких» местах области, у нас сейчас нет сложностей с дальнейшим развитием сети. И развертывание сети в каждом населенном пункте идет через собственные высотные сооружения, которые превратились в мощные транспортные узлыВышка на острове Искусственный
В городе же большинство наших позиций либо на производственных объектах, либо же в районах с плотной застройкой. Там мы ставим маломощные антенны в центре домов — на кафе, подстанциях и так далее. Если вставать выше и накрывать большую площадь, то абонентов станет куда больше доступной канальной ёмкости, плюс начнутся сложности с интерференцией и добротностью сигнала. Наша позиция была несколько дороже по кейсу на начало работ, но сейчас, опять же, окупилась на все сто. А все по тому, что радиопланирование у нас в компании традиционно сильно.
Типичный рельеф города, самый центр, ТЦ «Ярмарка». В жилых районах дома повыше и поплотнее
Строительство Когда я начинал инженером, у нас было, как я уже говорил, 10 сайтов и 14 базовых станций. Мы считали, что покрываем весь город. Примерно адекватная по объёму инфраструктура была у регионального оператора «Смартс». Чуть позже в город пришел «Мегафон», а ещё через пару лет МТС купили небольшого оператора с лицензиями и тоже начала свою работу.Был случай. На другую сторону Волги — в Трусовский район — уходила РРЛ. Мы рассчитали, что нужна четырёхпоточка (РРЛ на 4-ре потока Е1), а из Москвы прислали восьмипоточное оборудование. Было понятно, что 16 мегабит в этот район — просто какая-то запредельная полоса, а сам проект получился не дешевым. Для сравнения, сегодня туда уходит линк на 10 Гбит/с.
Постепенно стройка вошла в штатный режим, с учетом местной специфики, конечно. Если интересно, покажу отдельным постом нестандартные монтажи.
Установка столба на БС «Военный городок»
«Корбина» Когда в Астрахань пришла «Корбина», компания как раз находилась в процессе переговоров о покупке, «Голден телеком» владел 50% акций. Поэтому мы сразу и быстро договорились о том, что они берут нашу магистраль (и не строят свою), плюс «вписываются» в наши же позиции. В итоге у «Корбины» была полная транспортная сеть (тогда в аренде).и отличные места для узлов ШПД в наших контейнерах, где есть и температура, и защита от внешних факторов, и охрана, и хороший сервис. После покупки «Корбины», у нас получилась сеть без лишних элементов — всё просто, эффективно и сразу готово к обслуживанию. Красиво! Поэтому сейчас мы и лидируем в этом сегменте по городу. Технически мы можем предоставлять абонентам до 100 Мбит/с, что и делается на определенных тарифах для физлиц и некоторых для юрлиц.
Учитывая количество и географию ШПД-подключений, город полностью готов к P2P-сети на Wi-Fi-устройствах. Мы даже считали «на салфетках» такой проект, он реально был бы очень интересен. Но сами знаете, всё, что не indoor, — нужны разрешения на частоты.
Сейчас главная задача по ШПД — уход от старых технологий, которые были в основе сетей «Корбины». В частности, мы хотим в будущем уйти от L2TP/VPN, чтобы предлагать канал без туннеля. Работы уже идут.
LTE Мы были в первой пятёрке ВымпелКома для запуска LTE сначала в тестовую, а потом в коммерческую эксплуатацию.Пусконаладка первой LTE-станции в Астрахани
Сейчас в большей части области доступно 3G, а в городе — LTE. Однако, устройств, поддерживающих 4G пока еще не слишком много.
Границы с Волгоградом, Калмыкией и Казахстаном Из-за плоского рельефа местности на границе с Волгоградской областью наши абоненты часто «цепляются» к базовым станциям коллег, а их абоненты — к нашим. Особенно это касается охотников и фермеров. Поэтому мы сделали достаточно широкую полосу, где стоят «нейтральные» станции. То есть абонент продолжает разговаривать, не подозревая, что он в другой области.На границе с Калмыкией реализована похожая полоса. Есть особенность: на Цыган- Амане 10 километров реки «выступом» принадлежат Калмыкии, и местная БС подключена к коммутатору Элисты. Учитывая безроуминговую полосу, многие астраханцы проезжают там, даже не подозревая, что побывали в соседней республике.
Бывает, конечно, и потребность в спец.проектах. Например, сейчас строится большой объект прямо около границы Калмыкии (на их стороне). По договорённости мы организовали там связь при помощи мобильной станции, которая раздаёт вокруг вполне астраханское 2G, достаточное для разговоров, проверки почты и соцсетей.
На границе с Казахстаном людей нет, поэтому покрытие здесь точечное. Единственное исключение — таможенные пункты, где доступна и наша связь, и наш довольно быстрый интернет. Надо отметить, что граница с Казахстаном — это не то же самое, что граница, например, с Китаем. Там живут бывшие жители СССР, которые достаточно часто работают на территории России и наоборот.
Мумра
Это объект в Мумре. Там стоит вышка, на которой стандартное светоограждение и стандартные же красные фонари. Мы проверяли эту удалённую позицию раз в два месяца и несколько раз подряд обращали внимание, что с фонарей сняты красные «абажуры». Лампы целы, а колпаков нет. Меняли, конечно, но приезжали снова — их опять нет.
Колпаки сразу после монтажа
Поговорили с местными жителями. Диалог получился примерно такой: — Так это, внучки, башня-то высокая.— Да, и что? — Стоит удобно.— А фонари-то чего пропадают, не знаете? — Ась? — Фонари, говорю.— Ааа!… Так это, когда со взморья идёшь, она как маяк.— Ага. А без колпаков ярче, да? И вы их снимаете.— Не только снимаем, внучок. Мы там ещё следим, чтобы всё работало, чужих людей отгоняем, лампочки вот вам меняем. Маяк же.