Издательство как венчурный фонд. Как устроен книжный бизнес
У традиционного книжного издательства очень много общего с венчурным бизнесом. Я руководил издательством МИФ 9 лет и хочу поделиться с вами тем, как работает издательство.
Меня зовут Михаил Иванов, я сооснователь Smart Reading и издательства МИФ (Манн, Иванов, Фербер). Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезные материалы об инвестициях и бизнесе.
Каждая книга рассматривается, как инвестиционный проект. На сегодня (декабрь 2024) подготовка (включая перевод) и печать тиража 3000 экземпляров может стоить около 1 млн. рублей +/- 20%
Это — средняя цена черно-белой книги в 250 страниц.
Это только прямые издержки, плюс есть косвенные — зарплата команды, склады, логистика, ИТ, налоги, офис. И у акционеров должна остаться прибыль!
Деньги нужно инвестировать сразу, а получать только через 6–12 месяцев. Немного улучшают экономику продажа книг в электронном виде, но они же и отнимают долю у продаж бумажных более рентабельных книг. В подписных моделях авторы и издатели получают совсем крохи. Там зарабатывают платформы.
Каждую книгу издательство старается сделать хорошо и продать много, но далеко не каждая подается на ожидаемом уровне. Из 10 изданных книг, 5 продаются тиражом в 3–5 тысяч экземпляров , 3 — проваливаются (не продаётся даже первый тираж) и навсегда оседают на складе, а две становятся бестселлером и много лет приносят деньги автору и издательству. Например,»7 навыков высоко-эффективного лидера» (у Альпины) или «От хорошего к великому» (у МИФа).
Заранее сказать, какие книги станут лонгселлерами невозможно. Особо в ситуации с русскоязычными текстами. Когда вы приносите рукопись, издательство, в первую очередь, оценивает, какая у вас есть платформа — число последователей в сетях, и то, насколько тема продается. Вечные темы — саморазвития, модные темы — AI.
При большом количестве проектов издательство не может уделять одинаковое внимание всем книгам и продвигать вашу так, как это можете сделать вы сами. Если вам повезет, вы на месяц попадете в фокусный ассортимент издательства. А дальше все зависит от вашего таланта и удачи.
Получается хорошо, когда складывается платформа автора и издательства.
Если вы хотите написать книгу, начните с темы и аудитории, которой эта тема близка и важна. И создавая книгу, растите свою платформу последователей, вовлекая их в продукт и его содержание уже на момент создания. Чтобы переговоры с традиционным издательством имели шанс на успех, подготовьте проспект вашей книги с описанием вашей платформы и того, какие книги в этой теме уже хорошо продавались.
МИФ начинался с 12 книг в год. Сейчас это около 50 в месяц! Фокуса по продвижению хватает только на ключевой ассортимент. На мой взгляд, у МИФа остается лучший маркетинг — от выбора обложки и названия до промо. Каждый автор, даже очень богатый и известный человек, радуется покупке его книги!