Из-за климатических изменений самолётам стало сложнее взлетать
В том, что сейчас на Земле происходят масштабные климатические изменения, уже мало кто сомневается. Единственное — часть ученых (большая) говорит, что наступил период глобального потепления, а часть утверждает, что наоборот, грядет глобальное похолодание. Как бы там ни было, среднегодовая температура постепенно повышается, и в ряде регионов это очень заметно. Где-то тают ледники, выступает грунт или скалы, которые были скрыты в течение многих веков. Ну, а где-то становится настолько жарко, что самолеты не могут нормально взлететь.
Да, это звучит немного странно, но некоторые модели авиалайнеров просто не в состоянии взлететь, если температура воздуха превышает определенный предел. Недавно это случилось в одном из аэропортов США, а именно в том, что расположен в городе Феникс. Здесь в один из жарких дней компания American Airlines была вынуждена отменить более 50 рейсов. Ее авиалайнеры Bombardier CRJ физически не могут оторваться от земли, если температура воздуха превышает 47 градусов Цельсия.
Интересно, что в одном из научных журналов, Climatic Change, почти одновременно с этим событием появилась интересная статья, авторы которой пытаются решить вопрос — безопасны ли полеты самолетов при высокой температуре атмосферного воздуха. Забегая наперед, стоит сказать, что участники исследования не предсказывают никаких катастрофических последствий для авиаиндустрии. Самолеты будут летать даже в том случае, если реализуются наиболее мрачные сценарии, предложенные различными учеными-климатологами.
Скорее, речь идет о том, что при дальнейшем глобальном потеплении архитектура аэропортов, режим вылетов и конструкция различных самолетов должна измениться. Объединенная команда исследователей попыталась выяснить, что произойдет с 19 крупнейшими аэропортами мира, если температура продолжит повышаться так же активно, как и сейчас. Среди аэропортов упомянуты Международный аэропорт Дэнвер и Международный аэропорт Дубая. Прогнозная модель изменений климата строилась вплоть до 2080 года.
Ученые анализировали оптимальную массу самолета для взлета при разных температурных условиях. Что касается моделей самолетов, рассматривались пять наиболее популярных. Это Boeing 737–800, Airbus A320, Boeing 787–8, Boeing 777–300, и Airbus A380. Ключевым элементом стала масса самолета при отрыве от земли. Дело в том, что чем выше температура, тем ниже плотность воздуха. А это означает меньшую подъемную силу самолета при взлете. Bombardier CRJ не смогли взлететь со своего аэропорта в Фениксе именно по этой причине — не хватало подъемной силы. Конечно, пилоты могут решить эту проблему, ускорив самолет на земле, но если взлетная полоса недостаточно длинная, ничего не получится.
Как можно решить проблему горячего воздуха? В первую очередь, снизив объем топлива, заливаемого в самолет, а также сократив число посадочных мест. В аэропортах с критической температурой за массой самолета должны внимательно следить. Если она выше, чем должна быть, самолет необходимо облегчить. Интересно, что это уже делают в Лондонском аэропорте.
Снижение массы самолета не будет слишком значительным, речь идет о 0,5%-4%, не более того. Для Boeing 737–800 это означает пересадку 3–4 пассажиров с одного рейса на другой. Для авиалайнеров, рассчитанных на 160 человек, это уже 12–13 пассажиров. Ну и некоторые модели самолетов могут быть более подвержены действию высокой температуры, чем другие, так что и изменения будут более значительными.
Здесь прямое влияние на возможность самолета оторваться от земли оказывает еще и длина взлетной полосы. Об этом коротко упоминалось выше. Например, в одном из аэропортов Нью-Йорка самолеты Boeing 737–800 в жаркие дни должны быть разгружены на половину. Дело в том, что длина взлетных полос здесь гораздо меньше, чем во многих других аэропортах. В аэропорту Дубая, несмотря на достаточно длинные взлетные полосы, модель Boeing 777–300 тоже придется разгружать. Это означает снижение объема топлива на 6,5 и значительное сокращение числа пассажиров.
Понятно, что лишь разгрузкой это не ограничится. Также не на все 100% поможет модификация самолетов и инфраструктуры аэропортов. Чем жарче будет становиться во многих аэропортах, тем больше пассажиров станут избегать этих мест, чтобы внезапно не оказаться вместо своего законного посадочного места в зале ожидания аэропорта. Чем больше пассажиров будет уходить из «жарких» в «холодные» аэропорты, тем значительнее будет изменение направления финансовых потоков. В жарких регионах внезапное обеднение аэропортов окажет негативное влияние на экономику. В холодных и умеренных все произойдет наоборот.
Владельцам же авиакомпаний нужно думать о том, какие меры предпринимать, уже сейчас. Чем скорее будут предложены и реализованы пути решения проблемы, тем лучше.