Из-за бага прошивки Airbus A350 самолёт нужно перезагружать каждые 149 часов
Airbus A350–1000
Некоторые модели авиалайнеров Airbus A350 по-прежнему приходится полностью перезагружать каждые 149 часов, несмотря на предупреждение агентства авиационной безопасности ЕС (EASA) о недопустимости такой ситуации, выпущенное ещё два года назад.
На этой неделе EASA повторно выпустило «директиву полётопригодности» (airworthiness directive, AD), с указанием для авиакомпаний обязательно отключать и снова включать самолёты A350, чтобы предотвратить «частичную или полную потерю некоторых систем или функций авионики».
Обновлённая директива вступает в силу с сегодняшнего дня (26 июля) и относится к новым самолётам A350–941, на которых установлено старая заводская прошивка, пишет The Register. Судя по всему, для предыдущих самолётов действует аналогичная прошлая директива, которая тоже указывает обязательно выключать и включать самолёт до того, как электроника отработала 149 часов в непрерывном режиме.
Изначальная директива 2017 года упоминает «проблемы в эксплуатации, когда произошла потеря связи между некоторыми системами и сетью авионики». Последствия сбоев варьировались от «потери избыточности» до «полной потери конкретной функции на общем удалённом концентраторе данных и основных модулях обработки ввода/вывода».
Другой производитель самолётов Boeing сильно пострадал в 2015 году от похожей проблемы с его авиалайнерами 787 Dreamliner. Она тоже была связана с конкретным временем непрерывной работы: тогда была обнаружена ошибка переполнения памяти, из-за которой генераторы 787 Dreamliner отключались после 248 дней непрерывной работы. Было обнаружено, что программный счётчик в прошивке генераторов переполнялся конкретно после этого точного промежутка времени. И это не единственная программная ошибка, которую нашли в 787 Dreamliner за последние годы.
Обычно авиалайнеры оставляют включёнными на стоянке у гейтов аэропорта, чтобы обслуживающий персонал мог провести обычные проверки систем между рейсами, особенно если самолет подключён к наземному питанию.
Решение проблемы для A350–941 довольное простое: нужно установить обновления прошивки самолёта или продолжать включать и выключать самолёт.
Технические детали бага в прошивке A350
В маркетинговой брошюре компании Airbus от 2013 года объясняется, что блоки общего удалённого концентратора данных (Common Remote Data Concentrator, CRDC) A350 позволяют «значительно упростить проводку», а отраслевой журнал аэрокосмической индустрии более подробно описывает конструктивные нововведения авиалайнера Airbus: это 29 концентраторов CRDC, которые «распределены по самолёту». Они работают совместно с 21 модулем обработки данных ввода/вывода (Core Processing Input Output Module, CPIOM), взаимодействуя с различными системами и датчиками.
Модули CRDC принимают входные данные, например, точное положение плоскости управления полётом (flight control surface) — и преобразуют их в цифровой сигнал, совместимый со стандартом компьютерной шины ARINC 429 для передачи по внутренней сети A350 в CPIOM. Эта сеть работает по разработанному Airbus протоколу под названием ADFX, или Avionics Full-Duplex Switched Ethernet. По сути, CPIOM — это мини-компьютер;, а в A350 на модулях CPIOM работают дискретные «приложения» авионики. Сами CRDC не размещают и не запускают приложения. Таким образом, условие сбоя, описанное в директиве EASA, может означать потерю связи с конкретным приложением на CPIOM после переполнения буфера.
Учебное пособие авиакомпании Delta Airlines на Scribd объясняет, что такое приложения CPIOM A350. Среди них:
- система определения количества и оптимизации расхода топлива, которая сообщает пилотам количество израсходованного топлива;
- система контроля давления в кабине;
- система защиты от обледенения и атмосферных осадков;
- система отбора воздуха из двигателя, которая, среди прочего, поставляет кислород для дыхания в пассажирский салон;
- система выдвижения и втягивания шасси.
Модель A350–941 в последние годы купили многие авиакомпании, включая Air France, American Airlines, Delta Air Lines и Lufthansa, а также Air China и тайваньская China Airlines. Как British Airways, так и Virgin Atlantic закупали модель A350–1041, которая отличается от пострадавших A350–941.