Из «Вавилона» в Европу
Переезд в соседнюю страну и знакомство с новой компанией — это «перезагрузка» сознания? Авантюра? Или и то и другое? Системному инженеру Артему Бычкову удалось узнать ответ на этот вопрос, обрести свободу на проекте и убедиться, что знать два языка хорошо, а три лучше.
Давай вспомним о твоей работе до переезда в Минск.
До EPAM я работал над проектом для Deutsche Bank. Назывался он Financial Data Warehousing, то есть хранилище финансовых данных. Мы внедряли новую версию этой системы. У нас была очень классная команда: ребята из Украины, Болгарии, Польши, трое инженеров DevOps, включая меня, из Москвы. Представители заказчика находились во Франкфурте.
А как ты начал двигаться в направлении Беларуси?
После окончания проекта я решил попробовать релокацию, сперва в рамках своей компании. В итоге получил два варианта: переезд либо в польский город Лодзь, либо в столицу Румынии. Тщательно все обдумав, я отказался в пользу «внешней» альтернативы — EPAM Минск. И сейчас уверен, что поступил правильно.
В Беларуси я бывал и раньше, причем не только в столице, но и в Витебске, Бресте, Брестской области. Беларусь ближе как в географическом, так и в культурном плане, жители говорят по-русски, граница не такая строгая, что не в последнюю очередь стало аргументом «за».
EPAM удалось удивить тебя чем-то новым и незнакомым по приезде?
В плане организации процессов сюрпризов не было. Разве что приятно удивили внутренние системы: как эталонным веб-дизайном, так и своей отличной функциональностью.
При работе над проектом здесь довольно много свободы, пространства для развития, предложений, идей, инициатив. Клиент совсем не против, если я хочу освоить что-то новое, чтобы затем применить к нашей системе, усовершенствовать внутренние процессы. Это здорово!
И кто же предоставляет такие возможности?
Один из крупнейших клиентов EPAM — Thomson Reuters, в частности, подразделение TR Legal, UK and Ireland. У них есть сайт practicallaw.com — база данных готовых решений для юристов по всему миру. Сайт довольно-таки старый и представляет собой любопытный клубок разноплановых технологий, инструментов и сервисов. Я поддерживаю этот сайт вместе с коллегами из Лондона, а разработчики и тестировщики находятся в Минске и Польше (Краков).
Я уже успел побывать в Англии и познакомиться с командой, все они очень приятные и веселые люди, а уровень их профессионализма и технической компетенции просто исключительный.
Так что, помимо свободы и широкого спектра технологий, здесь мне нравится возможность коммуникации непосредственно с представителями заказчика. Работа с англичанами — это чудесный опыт как в культурном, так и в языковом плане.
Рабочие будни EPAM Минск
А какие приятные сюрпризы преподнес Минск?
Во-первых, отсутствие транспортных проблем, а значит, и существенную экономию времени. Можно больше времени уделить семье, дополнительным активностям как на работе, так и по дому, походам или поездкам, культурной жизни города. За выходной и вовсе можно переделать кучу дел!
Во-вторых, город приспособлен для пешеходов и велосипедистов гораздо лучше, чем Москва. Столица России — это уровень Лондона. Огромный мегаполис, настоящий Вавилон. А Минск — крупный город, но без проблем с трафиком и количеством народа. Он нравится мне комфортностью и экологичностью. Выходишь вечером на улицу — и чувствуешь запах меда, липы, свежести (даже в центре!). Здесь чистый воздух, деревья в цвету, несмотря на развитую промышленность города.
Я стараюсь понемногу осваивать полюбившийся мне белорусский язык, ведь знать белорусский, русский и английский куда круче и интереснее, чем просто английский и русский.
И в целом, по моим ощущениям, Минск — во многом более европейский город, чем, скажем, Москва или Санкт-Петербург.
Беседка для работы на свежем воздухе, митапов и барбекю в минском офисе EPAM
В чем, на твой взгляд, проявляется эта «европейскость»?
Прежде всего, в ритме жизни. Ведь в Европе, особенно Северной и Западной, люди ценят свое время. В выходной магазины работают часов до трех, а потом все расходятся по домам и проводят вечера с семьей. Город в плане сферы обслуживания не гудит 24 часа в сутки, здесь не сходить в парикмахерскую в 2 ночи или на фитнес в 3 утра. Так что у меня наконец нормализовался баланс сна и бодрствования. Правда, Минску стоит непременно позаимствовать у мегаполисов поздние киносеансы.
Географическая близость к Европе тоже ощущается: стоит приехать в Гродно, и там центр города больше похож на Литву, в Бресте же чувствуется сильное влияние Польши. Сам Минск, конечно, не похож ни на один город в Беларуси! Архитектура здесь величественная, монументальная, далеко не только советская. Современный Минск — это био-тек и деконструктивизм зданий замысловатой формы из стекла и металла, который спокойно соседствует со сталинским ампиром и милыми «пряничными домиками» Троицкого предместья и Верхнего города.
Еще здесь невероятно много парков, воды, а в удаленном от центра районе можно встретить стрит-арт высотой в многоэтажный дом!
Это то, что я понял и увидел за три месяца. Конечно, нужно пожить здесь минимум год, а лучше два, чтобы прочувствовать город, узнать его лучше и полностью влиться в новый ритм жизни.
А что было тремя месяцами ранее? Как проходила релокация?
Какой-то фундаментальной подготовки у меня не было, разве что сориентировался по ценам, необходимым формальностям и точному расстоянию от Москвы до Минска. Да и EPAM оказала значительную поддержку!
Большое спасибо Александре Замковой, которая вела весь процесс релокации до и после переезда. Еще хочу поблагодарить своих менеджеров Дмитрия Ивашкевича, Дмитрия Чопко и тимлида Владимира Португалова за организацию рабочего процесса.
Самое сложное при переезде — это принять решение. Собрать вещи и тронуться в путь уже легче. Релокация, смена компании, места жительства, страны — это интересная авантюра.
Почему тебе было сложно решиться?
Я имею в виду стандартное нежелание человека менять привычный круг вещей, покидать дом, «теплое» место в Москве и привыкать к новой стране. Но этот выход из зоны комфорта позволяет лучше понять себя, дать себе встряску, «отфильтровать» приоритеты и двигаться дальше. Своего рода «reset» для сознания и даже мировоззрения.
У меня не было подобного опыта, и я не жалею о своем выборе. Не ожидал, что Беларусь окажется настолько классной, этакой скрытой жемчужиной между Россией и Европой.
А какие перспективы открывает перед тобой EPAM?
Я планирую развиваться экстенсивно, то есть осваивать больше технологий и рабочих инструментов (на проекте для этого есть возможности). В плане интенсификации, или качественного перехода на другой уровень, для меня очень ценна отлаженная система персонального развития — портал Grow, где можно ставить профессиональные цели и отслеживать их достижение.
В дальнейшем, кроме технических знаний и набора компетенций, я бы хотел сместиться на менеджерские и организационные задачи. Среди дополнительных возможностей компании — наличие языковых курсов и Language Level Assessment. Так что буду стремиться расти профессионально и совершенствовать языковые навыки.
Здорово, что EPAM предоставляет возможность релокации в офисы по всему миру. Не факт, что я когда-нибудь ей воспользуюсь, но потенциальный шанс мне нравится. Ведь это значит, что компания, например, в случае завершения проекта, заботится о своих сотрудниках и ищет им варианты по душе.
А моя жена сейчас готовится к курсам тестировщиков в EPAM, и, я надеюсь, вскоре мы будем работать в одной компании!