Из точки в точку или как Япония, Китай и США планируют развивать космический транспорт

391f606460e135d4594b3bab2d8647d6.jpg

Перспектива попасть в любую точку планеты менее чем за два часа весьма заманчива. Именно её обсуждали 17 мая в Министерстве образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии. Совместно с частными компаниями планируется разработка суборбитальных кораблей, которые займутся доставкой пассажиров примерно в 2040 году. Об этом сообщило издание Mainichi.

Долгоиграющие планы Японии

Достижение такой амбициозной цели планируется через усовершенствование и удешевление пока еще разрабатываемой японской ракеты-носителя H3. Ее ввод в эксплуатацию должен сделать запуски более бюджетными — планируется что базовая конфигурация H3–30S сможет доставить 4 т полезной нагрузки на орбиту высотой 500 км за 45 млн. долларов США.

Будут созданы четыре конфигурации ракеты чтобы закрыть все потребности по доставке полезной нагрузки разной массы на различные орбиты.

4 варианта ракеты-носителя H3. Источник: JAXA4 варианта ракеты-носителя H3. Источник: JAXA

Первая цифра после тире обозначает количество двигателей первой ступени, вторая — число твердотопливных ускорителей, буква S — укороченный, а L — удлиненный головной обтекатель. 

Первый запуск планируется на этот год, причем у ракеты уже есть космический контракт — вывод на орбиту телекоммуникационного спутника компании Inmarsat в 2022 году. После этого, японцы планируют сделать ракету многоразовой, что по их прогнозам позволит снизить стоимость запусков вдвое. Ну, а к 2040-вым и вовсе выйти на 10% от первоначальной стоимости. 

Далее, с помощью частного сектора (возможно, гигантов наподобие Toyota Motors, Kawasaki и т. д.) приступить к разработке пассажирского транспорта, который будет заниматься доставкой, связывая крупнейшие города планеты. 

Рассматриваются два варианта исполнения — корабли с горизонтальными взлетом и посадкой, и вертикальными, как это реализовано у компании SpaceX на корабле Starship. 

Пока в интернете удалось найти лишь вот такой концепт.

Концепт суборбитального транспорта. Источник: JAXAКонцепт суборбитального транспорта. Источник: JAXA

Конечно, японцев нельзя недооценивать, но хотя со стороны планы и кажутся грандиозными, они слишком растянуты по времени. К тому же на конференции обсуждались только пассажирские перевозки и ни слова о доставке грузов. Учитывая сколько можно перевезти и за какой короткий срок, возможно именно грузоперевозки были бы более выгодными. 

Концепция Китая

С объявлением своих планов в сфере суборбитального транспорта Китай Японию опередил. О концепции доставки «точка-точка» китайские ученые рассказали при проведении конференции, приуроченной ко Дню китайской космонавтики — 24 апреля. 

На стенде Китайского исследовательского института ракетной техники (CALT) было представлено следующее видео:

КНР также представила два возможных варианта осуществления идеи.Использование многоразовой ракеты-носителя, либо суборбитального самолета с горизонтальными взлетом и посадкой. По всей видимости, разгоняться он будет на электромагнитных рельсах, а после, с помощью собственных двигателей, выходить в суборбитальное пространство.

Осуществлять грузовые перевозки планируется с 2035 года, а в 2045 реализовать доставку пассажиров. 

Китайские планы не менее грандиозные, чем японские. Единственное, но — недостаток технической информации. На какой базе будут разрабатываться эти концепты, либо же это будут абсолютно новые корабли и т. д.

Невозможно не сказать, что при просмотре ролика, первая концепция явно что-то напоминает. Возможно, пока рано обвинять Китай в плагиате. Но даже повторение успехов других, по крайней мере в космической сфере, что-то, да значит. К тому же, Китай в последнее время реализует много проектов — от разработки новых РН до запуска спускаемого аппарата на Марс. 

P.S. На время написание статьи, КНР заявила, что марсоход «Чжужун» успешно достиг поверхности Марса.    

Куда же без Маска?

Ну и последний в статье, но первый из представленной тройки (хотя корректно ли сравнивать космические агентства стран и главу отдельной корпорации?) представивший концепцию суборбитального транспорта.

В сентябре 2017 года на канале SpaceX был опубликован следующий ролик:

В нем продемонстрирован рейс из Нью-Йорка в Шанхай, который выполняется за 39 минут. Корабль взлетает с морской платформы, выходит на орбиту, после чего происходит отделение ступени, которая возвращается обратно, а корабль продолжает полет и приземляется в точке назначения.

По некоторым сведениям, суборбитальным транспортом заинтересовалось Минобороны США, которое подписало в 2020 году контракт с SpaceX — кораблями компании военные планируют доставлять грузы в различные точки земного шара.

Ну, а пока многие следили за испытаниями прототипов Starship, которые хоть и не всегда были успешны, но в конечном итоги достигли цели — 5 мая 2021 года пятнадцатый запуск завершился удачно.

13 мая стало известно, что компания SpaceX подала заявку в Федеральную комиссию по связи (FCC) для получения специальных полномочий на поддержание связи со Starship во время первого испытательного орбитального полета. 

По официальным данным, корабль будет запущен из Бока-Чика РН Super Heavy, который после отделения через 170 секунд приземлится на морскую платформу в Мексиканском заливе. Starship продолжит полет, который продлится около 90 минут, и совершит посадку вблизи острова Кауаи. Более подробно о полете тут.

Учитывая то, что Китай и Япония планируют осуществлять космические перевозки к тому времени, когда Маск хочет колонизировать Марс, возможно для последнего рейсы «из точки в точку» являются скорее побочной возможностью для Starship. Но почему бы не воспользоваться ей, если эта затея может принести прибыль.  

Поэтому вероятнее всего, первой в суборбитальных перевозках станет компания SpaceX, а кто сможет составить ей достойную конкуренцию предстоит со временем выяснить.Ну, а пока, можно следить за космическими событиями этого года, в котором уже осуществилась масса интересных и прорывных проектов, и ждать от него еще большего.

Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух дата-центрах в Москве. За последние годы UPTIME 100%. Размещение GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов, лицензии связи, SSL-сертификаты, администрирование серверов и поддержка сайтов.

© Habrahabr.ru