Из чего состоят карьерные сайты: топ-5 фич и 4 месяца разработки

Всем привет! Меня зовут Данила Соловьев, я заместитель руководителя направления PHP в AGIMA. Недавно мы разработали собственное коробочное решение — это универсальный бэкенд для карьерных сайтов на Laravel. Мы можем разработать такой за четыре месяца. В этой статье объясняю, что побудило нас сделать такую коробку, из чего она состоит и кому может пригодиться.

cab902b65a34629f809cc00586ff7153.jpg

Как карьерные сайты стали популярными

За последние два года спрос на IT-специалистов в России увеличился. В начале года в правительстве говорили, что рост по отношению к 2022 году составил 63%. Но поскольку рынок и не думает сбавлять обороты, потребность в кадрах, скорее всего, никуда не денется. Многие компании это поняли и начали активно заниматься своими карьерными сайтами.

Мы почувствовали эту тенденцию на себе. Только в этом году мы сделали шесть карьерных сайтов и в работе еще два. Все эти компании — гиганты с активным IT-подбором. Каждый из них хочет быстро сделать удобный сайт для поиска специалистов, который будет аккумулировать вакансии и транслировать корпоративные ценности.

Вот как объясняет такую потребность один из наших заказчиков:

Карьерный сайт нам нужен, чтобы исключить зависимость от поведения внешних площадок. Как финансовую, так и технологическую. Иногда нужны кастомные доработки, а на привычных площадках типа HH нельзя использовать форматы и идеи по продвижению бренда работодателя: от анонсов ивентов до работы с университетами. Часто нужна расширенная аналитика и быстрая пересборка структуры и контента. А своя функциональная и хорошо задизайненная страница создает устойчивую точку контакта и заводит в прямой диалог с соискателями.

Первые подобные проекты мы сделали с нуля, один из них — Авито Карьера. А дальше поняли, что можем оптимизировать процесс. Карьерные порталы устроены примерно одинаково, а значит, мы можем экономить время и деньги заказчиков с помощью коробочного решения. Мы собрали набор универсальных HR-фич, объединили их и получили готовый продукт.

Кому карьерный сайт точно нужен

Карьерные сайты — это своего рода must have для больших компаний с активным подбором. Если маленькая фирма ищет 2–3 сотрудников в месяц, то производство такого сайта не окупится. А вот если это огромная корпорация, у которой постоянно в работе 150–300 вакансий — карьерный сайт быстро оправдает вложенные ресурсы.

Мы можем судить об этом по нашим заказчикам. Это компании с тысячами сотрудников и с большими IT-департаментами. На одном только Авито Карьера каждый день более 400 предложений работы:

На каждую вакансию рекрутер тратит время и деньги. Ее нужно разместить на площадках для поиска специалистов: HeadHunter, Superjob, Авито Работа, Хабр Карьера и т. д. После этого каждую нужно продвигать: писать посты, делать посевы в соцсетях. Стоимость вывода одного специалиста может доходить до 25% его годового оклада.

Мы предусмотрели это в функционале нашей коробки. Добавили туда интеграцию с сервисом Хантфлоу — благодаря ему вакансии разлетаются по площадкам автоматически. Плюс он позволяет собирать аналитику: считает воронку откликов, офферов, отказов и т. п. Поэтому находить слабые и сильные места подбора через карьерный сайт станет проще.

Компаниям, которые редко ищут сотрудников, такая аналитика ни к чему. Они и так знают, сколько вакансий закрыли за месяц и как долго искали каждого сотрудника. Но чем выше объем подбора — тем аналитика важнее. Поэтому мы вшили этот функционал в нашу коробку. Остальные опции позволяют увеличить конверсию в отклик. Вот они:

Основные фичи

  1. Главная функция — интеграция с Хантфлоу. Это платформа для ведения базы кандидатов и автоматизации работы по всем процессам подбора. Многие компании, в том числе мы, используют ее как основную. Человек откликается на вакансию, и его данные автоматически попадают в CRM-систему Хантфлоу. Дальше вести кандидата рекрутеру уже намного проще.

  2. Сделали админку, которая позволяет конструировать лендинги. Если в компании много подразделений, можно сделать страницу для каждого и рассказать о задачах, ценностях и особенностях. Причем встроенный визуальный редактор работает по принципу WYSIWYG. Хотя под потребности каждого заказчика мы будем его допиливать.

Чтобы работать со встроенным редактором, не нужны специальные навыки — всё интуитивно понятно.

Чтобы работать со встроенным редактором, не нужны специальные навыки — всё интуитивно понятно.

  1. Еще одна функция — интеграция с поисковой системой Elasticsearch с синонимичным поиском, чтобы человек мог быстро найти вакансию. Например, название вакансии на сайте — PHP Developer, а соискатель напишет «ПХП», или просто «разработчик», или «PHP разраб». В любом случае система выдаст нужную вакансию.

  2. Мы добавили в коробку блок с новостями. Он не обязательный, но некоторым заказчикам нужно писать о своих ивентах или просто вести блог. При необходимости его можно отключить или вернуть.

  3. Чуть позже добавим в коробку функцию рендеринга картинок для шеринга. Тут всё просто: если кто-то скинет ссылку на вакансию в соцсети, к ней автоматически подгрузится картинка. То есть ссылка будет яркой, красивой, на картинке, скорее всего, будет лого компании, название вакансии и какие-то теги.

Этот функционал закрывает 90% потребностей рекрутеров, остальные 10% — это кастомные решения. Если поработать с его SEO-оптимизацией, он будет появляться в поиске выше, чем условные HH, SuperJob или Хабр Карьера. И кандидат узнает про компанию ровно то, что компания хочет рассказать. И выглядеть это будет ярко и динамично.

Плюс на поддержку такого сайта почти не требуется ресурсов. Делать лендинги и публиковать новости может даже один контент-менеджер, тут всё зависит от объемов. А публиковать вакансии и собирать отклики со всех популярных площадках и с карьерного сайта можно всё через тот же Хантфлоу. Времени это займет меньше, чем если выкладывать вакансию на каждую площадку отдельно.

В среднем на публикацию одной вакансии на работных сайтах уходит от 30 минут до часа. Сюда же добавим пересылку резюме заказчикам, письма соискателям, назначение интервью и т. д. Предположим, в компании один рекрутер, который успевает за день найти десять релевантных резюме. Только в этом случае интеграция с Хантфлоу даст сэкономить 19 рабочих дней за год.

Какой стек мы выбрали

В качестве основного стека мы выбрали PHP и фреймворк Laravel.

В техническом смысле карьерные сайты легковесные. Там не бывает высоких нагрузок или огромной проходимости, как на больших еком-проектах. Люди ищут работу реже, чем, например, пылесос. Поэтому мы могли выбрать любой стек, который нам нравится. А Laravel быстро разворачивается, у него большое сообщество и много модулей, которые можно добавить при необходимости. Поэтому выбор пал на него. 

Для админки мы изначально выбрали Twill — это CMS для Laravel со встроенным WYSIWYG-редактором и редактором блоков. В первых проектах админка работала на ее основе. Но пока готовили статью, нашли более актуальное и современное решение — FilamentPHP. Функции те же, что у Twill, но пользоваться легче. В новых версиях будем использовать уже ее.

Плюсы коробки

  1. Коробочное решение выгодно как нам, так и заказчикам. И главная причина — деньги. Мы потратим на такой сайт меньше ресурсов, а значит, и для заказчика цена будет ниже.

  2. Коробочное решение — это быстро. Мы быстрее начинаем работу, так как у нас уже есть развернутая среда. Мы быстрее делаем эту работу, потому что многие блоки у нас готовы.

Тут важное уточнение: коробочное решение — это не значит, что мы просто поменяем дизайн под заказчика. Каждый сайт по-прежнему уникален, мы допиливаем бэкенд под требования и учитываем нюансы. Но даже в случае, если нам надо сделать максимальный объем работ: UX, системная аналитика, веб-дизайн, бэкенд, фронтенд, DevOps — даже в этом случае разработка займет 4–6 месяцев. Хотя точный срок мы сможем назвать только после предпроектного обследования.

  1. Коробочное решение проще поддерживать. У нас  уже есть база знаний, и чем дальше, тем больше она будет. Эту базу мы передаем заказчику, и в ней есть ответы на все вопросы, которые могут возникнуть.

Коротко о главном

Чтобы закрепить сказанное, повторю основные мысли. Карьерный сайт нужен не всем. Маленьким компаниям с неактивным наймом лучше не тратить на него деньги. По нашим наблюдениям, карьерные сайты делают себе заказчики, у которых одновременно в работе не менее 100 вакансий.

Чтобы вам было проще определиться, ниже опросник из трех пунктов. Если у вас совпадает хотя бы два из них — скорее всего, карьерный сайт вам нужен:

  • вы много и интенсивно нанимаете, в постоянной работе у вас от 100–150 вакансий;

  • вам не хватает возможностей HH и подобных площадок, чтобы показать компанию лицом;

  • вам нужна подробная аналитика по подбору персонала.

Сделать карьерный сайт с нуля можно максимум за полгода. А если дизайн готов — хватит и четырех месяцев.

Если у вас остались вопросы — задавайте их в комментариях. Мы будем рады рассказать как о технической стороне коробки, так и о продуктовой. Под каждую из этих тем у нас свой телеграм-канал: вот тут про управление продуктом, а вот тут — про разработку.

30 ноября мы проведем онлайн-митап для HRD, HRBP, Head of Devrel и СPO. Расскажем, как с помощью карьерных сайтов оптимизировать работу рекрутеров, тратить меньше времени на подбор и привлекать релевантных кандидатов. Присоединяйтесь.

© Habrahabr.ru