IT в тюрьме. Письма в неволю и из неволи

Николай Ярошенко. «Заключенный». 1878. Холст, маслоНиколай Ярошенко. «Заключенный». 1878. Холст, масло

«Не следует считать себя неуязвимым, надежно защищённым от какого-либо несчастья… Ведь недаром же вековой народный опыт учит от сумы да тюрьмы не зарекаться» (А.П. Чехов, «Палата № 6», 1892 г.).

В одной из прошлых статей мы подробно рассказали о неприятной ситуации, в которой оказались наши коллеги, и дали целый ряд практических советов относительно того, как себя вести, когда «к тебе пришли». Статья вызвала настолько большой ажиотаж (шутка ли, более 20 000 просмотров), что мы вновь решили разнообразить свои технически публикации (а за последние недели мы писали о Применении машинного обучения для определения содержимого колонки в таблице и о Специфике подготовки технической документации) материалом, который также напрямую касается уголовного преследования. И сегодняшняя наша статья посвящена такой для многих экзотической вещи как… переписка в СИЗО.

Немного придя от себя от первого шока, мы начали думать, как поддержать коллег в СИЗО. Особых вариантов не было — только посредством писем «туда». Понятное дело, сталкиваться на практике с «тюремной почтой» не приходилось, но мы, айтишники, всегда любим изучать что-то новое. Да, эта ситуация произошла не с нашей компанией, но с нашими коллегами, поддержать которых нужно обязательно.

Оказалось, что время «маляв», которые выбрасывают из окон следственных изоляторов, отправляют с голубиной почтой или тайно передают женам и адвокатам, безвозвратно прошло. Все-таки, на дворе XXI век, и цифровизация коснулась и такой важной вещи, как почтовые отправления под грифом Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Несколько лет назад была запущена система «ФСИН-Письмо», предназначенная для отправки официальных электронных сообщений (писем) лицам, находящимся в следственных изоляторах (СИЗО) или отбывающим наказание в местах лишения свободы, в учреждениях ФСИН России.

Для отправки письма нужно знать место нахождения Адресата: город/регион и название учреждения, полное ФИО и год рождения.

image-loader.svg

Затем нужно указать контакты отправителя: ФИО, телефон и e-mail адрес. К последнему пункту стоит отнестись наиболее внимательно — именно на этот адрес электронной почты отправитель будет получать уведомления о каждом этапе обработки письма (получение платежа, отправка цензору, сообщение о доставке адресату, получение ответа на письмо).

Что писать, а что не писать?

Следующая графа — собственно текст письма. О чем писать? Ну конечно, слова поддержки. Про здоровье. Пожелания держаться и не сдаваться. Про какие-то бытовые вещи. Можно про работу, про «жисть». Учитывая, что каждое из писем проходит через руки цензора, не советуем пытаться писать какие-то избыточные сокращения, коды и прочее. Цензор, почувствовав неладное, запросто может «завернуть» такую «маляву».

Обратите также особое внимание на то, что нужно четко знать, в каком учреждении находится подследственный. Следственный комитет достаточно часто переводит своих подопечных туда-сюда, так что адресат, который еще вчера был в «Матросской тишине» завтра может запросто томиться в «Бутырке». В этом случае письмо не дойдет и вам придет разочаровывающий ответ «адресат выбыл».

image-loader.svg

Далее необходимо оплатить услуги сервиса по доставке письма. Все как в обычном интернет-магазине: можно оплатить банковской картой VISA, MasterCard и даже Apple Pay. Платеж поступает в течение нескольких минут, и электронное письмо отправляется в учреждение.

К слову, общая стоимость письма: 1 страница размером до 2500 знаков стоит 55 рублей, плюс стоимость ответа на одной странице 55 рублей, плюс фотография 30 рублей. Можно не заказывать ответ или отправку фотографии.

Кстати совет, простой, но не всегда очевидный: отправить письмо с оплаченным ответом. Но сообщить, чтобы Адресат не спешил отвечать и приберег бланк ответа. Если его куда-то переведут, то у него будет возможность сообщить, где он.

В результате Отправителю система сообщает, что письмо сформировано и выдает Номер письма. Его нужно записать, чтобы иметь возможность в будущем проверить статус доставки.

Как это работает

Дальнейший процесс выглядит следующим образом: после оплаты доставки банковской картой, письмо отправляется цензору учреждения. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей в соответствии с их правилами. Например, принимаются сообщения только на русском языке.

Адресату доставляется распечатанное на черно-белом принтере письмо на листе А4 и фотография (если она была приложена). Если отправитель поставил галочку «получить ответ», то адресату будет также выдан вместе с письмом бланк для ответа, который тот сможет использовать в любой момент по мере необходимости.

После вручения письма адресату отправителю направляется уведомление о вручении письма. Если же долго нет ответа, Сервис предоставляет возможность проверить статус письма.

image-loader.svg

Адресат, получив бланк оплаченного ответа вместе с письмом, пишет на одной странице ответ по своему усмотрению в любое время. Ответ, в виде сканированной копии, отправляется на указанный отправителем в письме e-mail.

Вопросы и предложения по улучшению сервиса

Основные проблемы сервиса видны невооруженным взглядом. Во-первых, невозможно самостоятельно узнать, где находится интересующий тебя человек. Нет какого-то реестра людей, находящихся в следственных изоляторах (СИЗО) или отбывающих наказание в местах лишения свободы, в учреждениях ФСИН России.

Во-вторых, отсутствует поиск по ФИО и году рождения.

В-третьих, гарантия доставки предоставляется в случае наличия Адресата в данном Учреждении. А если его перевели в другое место? Вернут ли деньги в этом случае, вопрос остается открытым.

В-четвертых, не хватает сервиса подписки, чтобы подписаться и получать уведомления по интересующему тебя человеку, о его переводе в другое учреждение, чтобы знать где он находится в данный момент. Даже если предположить, что информация о точной дате перевода может быть конфиденциальной, информация о самом факте перевода, а также о новом месте нахождения очень важна для родных.

В итоге

Удобства использования сервиса очевидны:

— отправка письма в любое удобное время (как по электронной почте);

— относительно быстрая доставка (хотя бывают и задержки, а зачастую сервис серьезно сбоит в тех или иных учреждениях;

— получение уведомлений на электронную почту о каждом этапе обработки письма;

— различные формы оплаты (банковский перевод, карты VISA, через терминалы и т. д.)

— возможность отправить фотографию;

Хочется также отметить простой, удобный и интуитивно понятный интерфейс системы. В целом, конечно, очень здорово, что такой сервис есть, но дай Бог, чтобы никому не понадобилось им пользоваться!

© Habrahabr.ru