История Heroku. Взлет и закат

История насчитывает довольно мало компаний, которые совершили настоящую революцию и поменяли взгляд на то, какими должны быть технологии. И одна из таких компаний, безусловно, — Heroku.

Чтобы понять, насколько революционным был их подход, давайте просто вспомним, что Heroku создала в 2007–2011 году. Я могу назвать как минимум 3 вещи — контейнеры, serverless и доставку кода через push в GIT. Во многом современный технологический ландшафт был вдохновлен решениями Heroku, увидевшими свет 15 лет назад.

В этой статье я хочу поговорить об истории компании и причинах утраты «былого величия» в наши дни. 

Начало истории Heroku

В 2007 году трое разработчиков Ruby — Джеймс Линденбаум, Адам Виггинс и Орион Генри — основали Heroku. Поначалу это был редактор кода в браузере. Проект вызывал «ВАУ эффект», но не сильно вовлекал пользователей. С этим проектом основатели даже прошли Y Combinator. В ходе доработки платформы разработчики сделали, как им тогда казалось, второстепенную фичу — возможность разворачивать приложения из мастер ветки привязанного GitHub. Цель была простая — дать возможность разработчикам сразу понять, как работает их код. Почему фича казалась второстепенной? На тот момент GitHub только появился, и делать интеграцию с ним было далеко не очевидной идеей. 

Но однажды, анализируя то, как пользователи используют проект, основатели Heroku заметили, что многие клиенты используют только функцию развертывания приложений через push в GIT. И с этого момента началась новая страница развития сервиса.

Редактор кода, с которого начинался Heroku

Редактор кода, с которого начинался Heroku

Пивот и рост

Адам Уиггинс (CTO Heroku) признавал, что отчасти они просто оказались в нужное время в нужном месте. Активно росло сообщество разработчиков, пишущих на Ruby (Heroku начинала именно с этого языка). Деплой приложений на Ruby on Rails был очень сложен, так как технологический ландшафт был другой (AWS, DigitalOcean и т.д. только появлялись). Да и самой концепции serverless и контейнеров еще не было. Возможность деплоить приложения через push в GIT казалась настоящим откровением и кардинально меняла пользовательский опыт. Даже первый слоган компании звучал как «хостинг устарел» и показывал, что Heroku — это подрывная инновация в отношении классических хостинг-провайдеров. 

Но революционным был не только способ доставки, но и формат исполнения. Сейчас мы бы назвали это serverless контейнерами, но тогда таких понятий не было и этот формат назвали Dyno. Главным преимуществом было снижение потребления вычислительного ресурса в сравнении с виртуальными машинами, возможность останавливать Dyno, когда они не работали, и хорошая горизонтальная и вертикальная эластичность.

Рост платформы был взрывообразный. И еще до того, как проект полностью оформился, стали поступать предложения по покупке, в том числе от Amazon и VMware. C последней было заключено соглашение о намерениях на 70 млн. $, но одному из инвесторов сумма показалась слишком маленькой и Heroku стала ждать лучшего предложения. И вскоре такое предложение поступило — в 2010 году компанию купила Salesforce за 212 млн.$ наличными. Если бы сделка состоялась на несколько лет позже, возможно, компания стоила бы уже несколько миллиардов долларов.

Стагнация

Как часто бывает после поглощений крупными компаниями, вскоре после сделки поток революционных идей стал иссякать. Да, было сделано много полезных функций, но полезных, а не революционных. Впрочем это не помешало компании экспоненциально расти еще несколько лет и удачно выйти в корпоративный сегмент с помощью Salesforce.

Помимо этого стали появляться сильные конкуренты и меняться тренды. Если в Heroku преимущественно размещались монолитные приложения, то новым трендом стали микросервисы на Kubernetes и развитие serverless в том виде, как мы его знаем сейчас.

Тренды поисковых запросов Heroku в сравнении с serverless и Kubernetes

Тренды поисковых запросов Heroku в сравнении с serverless и Kubernetes

Закат

На самом деле Heroku и сейчас успешная компания с миллионами клиентов. Но существенно менее успешная чем раньше, особенно в том, что касается роста. Если мы посмотрим на график запросов «Heroku» в Google, то увидим следующую картину.

Тренд поисковых запросов Heroku

Тренд поисковых запросов Heroku

Причем пик в 2022 г. вызван новостью о закрытии бесплатных тарифных планов, а рост закончился в 2012.

За 15 лет технологический ландшафт сильно изменился, и появилось много конкурентов, которые предлагали услуги, которые переманивали клиентов Heroku. Для крупных клиентов стало стандартом использовать профессиональные инструменты CI/CD, такие как Jenkins в связке с Kubernetes. Появились такие сервисы как App Engines в GCP и AWS Beanstalk. Причем ранее Heroku придерживалось следующей политики в ценообразовании — был бесплатный тариф для хобби-проектов, и платные, которые были очень дорогими (явно дороже VPS и даже решений от публичных облаков). Но с 2022 года, Heroku сделало бесплатный тариф платным, что сильно усложнило возможность оплаты пользователям из России. 

Heroku останется легендарной компанией, вдохновившей многих разработчиков, но она слишком долго стагнирует без инноваций, пользуясь своим прошлым успехом.

P.S. Мы сами вдохновились Heroku и их подходом, когда создавали наше облако Amvera Cloud. Не буду говорить, что пользовательский опыт использования Amvera не уступает Heroku — у нас и функционала пока меньше, да и в самом начале развертывание пока чуть сложнее (нужно написать один конфигурационный файл). Но уже есть функционал доставки обновлений через push в GIT, и главное — мы открыли доступ к нашей платформе за 3 дня до закрытия Heroku бесплатных тарифов, что дало возможность пользователям из России, не имеющих иностранных карт, почти бесшовно перенести сервисы. Я как CEO Amvera Cloud буду рад, если вы протестируете наш сервис, и оставите обратную связь. Пока не закончился бета-тест, использование облака Amvera бесплатно. Потом мы всем начислим 1000 руб. для продолжения использования сервиса.

© Habrahabr.ru