История DJI, или Как китайцы стали законодателями мод в области дронов

DJI завершает год выпуском на рынок ещё одного дрона. Китайский производитель дронов выпустил Mini 3, более доступную любительскую версию Mini 3 Pro, выпущенного в мае. В посте вспомним, откуда появилась DJI, посмотрим, где используются их дроны, и попробуем понять, почему китайцы самые крутые.

DJI Mini 3DJI Mini 3

Мечта о летающей фее

Все истории о DJI начинаются примерно одинаково. И это понятно, поскольку из песни слов не выкинешь. Мы тоже начнём с 1980 года, когда в семье инженера и бывшей учительницы родился Фрэнк Ван Тао, будущий создатель и лидер компании DJI. 

Мать Фрэнка оставила работу учительницы и занялась собственным делом. Ей удалось создать небольшой бизнес, который, несмотря на отсутствие амбициозных целей типа завоевать мир, приносил вполне стабильный доход. Этого дохода вполне хватало не только на обеспеченную жизнь, но и на исполнение желаний.

Унаследовав от отца любовь к механизмам, Фрэнк до безумия увлёкся авиацией и различными летающими штуками. Всё своё время он проводил за чтением книг о самолётах, изучал современные летательные аппараты и до дрожи в пальцах собирал авиамодели. И мечта у него была под стать увлечению: он буквально бредил созданием своей «феи» — так он называл летающее устройство с камерой. Ему хотелось, чтобы фея везде следовала за ним и снимала всё, что он говорит и делает. 

Несмотря на мать-учительницу, учился Фрэнк плохо. Он вообще был человеком дела, предпочитая практику теории. Однако и для него нашёлся достойный стимул, так что за хорошую успеваемость он получил в подарок на 16-летие радиоуправляемый вертолёт. 

Первый опыт управления дроном оказался не слишком удачным. Хрупкая игрушка практически сразу разбилась. Следуя своему увлечению, Фрэнк заказал запчасти для ремонта, а когда они наконец пришли, починил игрушку. 

Ван Тао сделал выводы из неудачного опыта со своим первым дроном, поэтому «феи» DJI достаточно прочные — настолько, чтобы оставаться целыми после падения. Но это произойдёт только через несколько лет, уже после того, как Фрэнк окончит университет. 

У него не стоял вопрос с выбором специальности, но не слишком прилежная учёба в школе накладывала свои ограничения. Мечтавший быть инженером Фрэнк оказался студентом Восточно-китайского педагогического университета, где изучал психологию. И уже после получения диплома психолога в 2003 году он наконец попал в Гонконгский университет науки и технологии. 

Несмотря на инженерный профиль, академическое образование совершенно не вдохновило молодого человека. Как и его отец, он с юности предпочитал работать руками, а не заниматься изучением теории. Его любимым занятием было многие часы разбираться с моделями летательных аппаратов и доводить их до совершенства. Он шёл к своей мечте — созданию беспилотника с идеальными характеристиками. 

Особого рвения в учёбе Ван Тао не проявлял до старших курсов. Именно тогда он увлёкся вертолётными системами управления. Профессор робототехники университета Ли Цзэсян рассказывал, что во время работы над групповым дипломным проектом полётного контроллера оставался в лабораториях до пяти утра, а все остальные занятия просто прогуливал. 

В итоге проект завершился неудачей: Фрэнк не успел доделать начатое, а сконструированная им система дала сбой перед запланированной демонстрацией работы. Однако фанатичная увлечённость Вана привлекла к себе внимание профессора Ли Цзэсян. Тот оценил техническую интуицию и лидерские качества молодого человека и пригласил его продолжить работу над полётными контроллерами в программе поддержки выпускников университета. 

Студенческий проект Ван всё-таки немного позже довёл до ума, когда в 2005 году получил целевой грант в размере 2300 долларов США на разработку дрона. В 2006 Фрэнк занял третье место в соревновании RoboCon, где продемонстрировал навыки инженера.

Рождение DJI

До 2006 года Ван Тао жил в общежитии института и занимался разработкой механизма управления нынешних беспилотников. А на сэкономленные от полученного гранта деньги Ван вместе с двумя друзьями-сокурсниками перебрался в город Шэньчжэнь, где основал компанию DJI (Dajiang Innovation Technology Co).

Увлечённость Фрэнка очаровывала людей, его идеи находили в них настолько горячий отклик, что его партнёры по стартапу шли на серьёзные жертвы. Например, один из них был вынужден оплатить внушительную неустойку за досрочное расторжение контракта на предыдущей работе, другой отправился в путь практически без денег в кармане.

Начало бизнеса сопряжено с расходами — нужно было платить за офис, выдавать зарплаты и оставлять какие-то деньги на развитие. С офисом выручил дядя Ван Тао, разместив стартап в крошечном помещении площадью 20 квадратных метров на складе своего магазина. 

До создания продукта мечты Ван Тао — той самой феи с камерой — было ещё далеко, поэтому DJI стала выпускать контроллеры и компоненты для DIY-дронов. На продажу ушёл и разработанный в колледже вертолёт. Его сборка обошлась в 2 тыс. долларов США, а вот продать его удалось за 6 тыс. долларов США.

Финансовую поддержку Ван получал от близкого окружения. Его лучший друг продал свою недвижимость, чтобы вложить деньги в компанию Фрэнка. Ван остался благодарен людям, которые помогли ему в тот непростой период. Близкие друзья получили долю в компании в виде акций.

Реализация первых изделий DJI шла с большим трудом. Их удавалось пристроить в институты и коммерческие организации для научных исследований. В месяц получалось реализовать не больше двадцати дронов, поэтому выручки с трудом хватало, чтобы выплатить зарплату сотрудникам. Иногда Вану приходилось добавлять денег из своего кармана, чтобы компания оставалась на плаву. Семье инженера приходилось буквально выживать. 

В 2008 году впервые дроны DJI были проданы за границу. Первые иностранные клиенты из Германии покупали дроны для развлечения и исследований.

Фрэнк стремился заводить новые знакомства. Для этого он активно участвовал в форумах и съездах, посвящённых развитию рынка дронов. Чаще всего подобные мероприятия проводились в США, где некоторые производители уже создавали устройства нового типа с четырьмя винтами — квадрокоптеры. 

DJI тоже подхватила идею и добавила в квадрокоптеры функцию автопилотирования. Покупатели получили возможность управлять полётом и не мучиться над постоянным контролем за ориентацией устройства в пространстве. 

По удачному совпадению компании удалось удешевить производство. Это позволило снизить розничную цену и получить закономерный рост продаж. Презентация новых функций привлекла внимание организаторов выставок и укрепила позиции DJI на рынке дронов.

Партнёрство мечтателей

Судьбоносным стало знакомство Фрэнка Ван Тао с американцем Колином Гвинном в 2011 году. Колин тоже был увлечён летательными аппаратами и мечтал внедрить дроны в кино. Молодых людей объединило желание сделать аппарат лучше, устранив недостатки присущие устройствам того времени. Вместе они разработали крепления для стабилизатора видеосъёмки. Благодаря слаженной работе, компания выполнила эту задачу, уменьшила вес устройства и ещё сократила затраты на изготовление.

Цена дрона упала ниже 1000 долларов США. Гвинн стал владельцем 48% доли компании DJI и её амбассадором в США. Он создал в Техасе филиал DJI North America, целью которого было привлечение новых потребителей.

В 2012–2013 количество уникальных разработок компаний скачкообразно привело к качественным изменениям, главным из которых стал первый квадрокоптер Phantom. У DJI получился чрезвычайно умный и простой в управлении дрон за 679 долларов США, готовый к полёту сразу после распаковки и позволяющий снимать фото и видео для интернет-вещания. 

Тот самый PhantomТот самый Phantom

Неудивительно, что Phantom просто взорвал рынок и стал супербестселлером, увеличив доход DJI в пять раз без повышения затрат на маркетинг. Компания стремительно превратилась во всемирно известный бренд. Во многом этому способствовала правильная диверсификационная политика. Квадрокоптеры продавались на ключевых рынках Европы, Азии и Америки, а также в Африке и Латинской Америке. За 2013 года компания заработала 130 млн долларов США. 

Год успеха Phantom ознаменовался разрывом отношений Фрэнка Ван Тао и Колина Гвинна. Ван узнал, что Колин втайне от него вёл переговоры о стратегическом партнёрстве DJI и американской компании GoPro, которая должна была стать эксклюзивным поставщиком камер для дронов DJI. На рынке даже успели появиться некоторые модификации Phantom с экшн-камерами GoPro. 

Из-за принципиальных разногласий по поводу подхода к продажам партнёры дошли до большого скандала и судебных разбирательств. Колин Гвинн получил отступные в размере 10 млн долларов США, все сотрудники DJI North America были немедленно уволены. Гвинн вместе с бывшими сотрудниками DJI перешёл в компанию 3D Robotics, основного конкурента DJI.

На вершине успеха

После громкого успеха Phantom развитие компании ускорилось. Чуть позже в 2013 году были выпущены Phantom 2 и Phantom 2 Vision, содержащие обновлённый, по сравнению с первой моделью линейки, набор функций. Кроме квадрокоптеров, компания выпускает платформы для постройки дронов S800, F330, F550, подвесы Zenmuse и другие продукты. 

В 2014 году DJI продала более 400 тыс. фантомов, в которых использовалась революционная технология передачи данных Lightbridge. Требовательным покупателям уже предлагались профессиональные стабилизаторы Ronin, платформы для постройки дронов S900 и S1000, а также квадрокоптеры-трансформеры Inspire1. Итоги года порадовали: выручка составила более 500 млн долларов США. 

DJI Phantom 3 ProfessionalDJI Phantom 3 Professional

В 2015 фанаты воздушной съёмки получили подарок — новый Phantom 3 в трёх вариантах (Professional, Advanced и Standard), подвесы Zenmuse X5 and X5 RAW. Для профессиональных киношников DJI создала стабилизатор Ronin-M.

Работа компании DJI над собственными уникальными разработками вместо адаптации под себя готовых решений других производителей привела к тому, что обороты ещё больше выросли, превысив один миллиард долларов США. В штате компании почти 3000 сотрудников по всему миру, а биржевая капитализация достигла 10 миллиардов долларов США. Доля компании Ван Тао на мировом рынке достигла 70%. Из-за высоких темпов развития, а также подхода бренда к «коробочному» решению и минималистичному стилю, DJI стали называть «Apple среди дронов».

Где летают дроны DJI

Если говорить о применении, то проще, пожалуй, сказать, что дроны DJI можно встретить практически повсеместно — в сельском хозяйстве и на нефтяных месторождениях, на телевидении, у журналистов и блогеров, в строительстве, картографии и медицине. 

Причиной такой популярности стала не только достаточно демократичная цена, но и простота использования. Несмотря на высокотехнологичность, летающие феи компании Ван Тао может использовать даже ребёнок. Фактически они превратились в удобный бытовой прибор, доступный каждому. 

Разработки DJI востребованы и в таких ответственных и благородных делах, как работа экстренных служб, медицина катастроф и разведка опасных зон. Дроны помогают собрать более полную и достоверную информацию о ситуации с безопасного расстояния. Это позволяет принимать более взвешенные решения, чем при использовании традиционных методов. 

Наглядно иллюстрируют распространённость изделий DJI несколько забавных эпизодов с участием дронов. 

В 2015 году популярность компании резко выросла, когда пьяный сотрудник Национального агентства геопространственной разведки США уронил квадрокоптер Phantom на лужайке перед Белым домом, устроив настоящий переполох. Побочным эффектом разбирательства вокруг DJI стала дополнительная огласка продукта.

Буквально через месяц после этой истории телеканал FOX в прямом эфире поднял тему безопасности дронов и в качестве эксперимента прямо в студии запустил квадрокоптер DJI Phantom 2. Пилотировавший дрон журналист Дэйв Мошер потерял управление, и Фантом врезался в стену.

DJI вскоре после этих инцидентов получила инвестиции в размере 75 млн долларов США, а её рыночная капитализация достигла отметки в 10 млрд долларов США.

Ещё один громкий случай произошёл в Японии, когда дрон с образцами радиоактивных отходов с Фукусимы сел на крышу офиса японского премьера. 

Разумеется, удобные и надёжные дроны используются и для преступных целей, например, для доставки запрещённых веществ и оружия. Но нацеленный на создание прекрасного мира Ван Тао системно решает такие проблемы. В прошивку современных дронов добавлены ограничения по полётным зонам. Из-за этого коптеры больше не могут летать рядом со стратегическими объектами типа аэродромов и резиденции президента США. 

В чём сила DJI

Сегодня DJI — это целый набор уникальных производств, в которых у компании практически нет аналогов или конкурентов:

  • всемирно известные квадрокоптеры Phantom и Mavic для массового потребителя, профессиональные мультикоптеры Inspire и Spreading Wings;

  • контроллеры для беспилотников A2, Naza и другие;

  • съёмочное оборудование Osmo и Ronin для стабилизации и профессиональной кинематографии;

  • платформы-конструкторы беспилотников Guidance, Matrice 100.

Фундаментом успеха DJI стал отказ от использования чужих комплектующих. Все дроны создаются на базе собственных разработок, выверенных инженерных решений, идеально подходящих друг к другу. Этот подход перекликается с философией Ван Тао, который в одном из интервью сказал: «Я просто умнее других и стараюсь держаться на расстоянии от толпы». 

Отказ от использования заимствованных конструкций, с одной стороны, потребовал больших затрат времени на производство и внедрение собственных решений. Но с другой, он избавил компанию от зависимости и позволил диктовать свои условия. Именно это, помогло DJI стать главным игроком на рынке дронов. 

Ещё одна сильная сторона устройств DJI — коробочные решения и минимализм. Дроны готовы к использованию прямо из коробки. А грамотно сбалансированные возможности управления и мощный ИИ, встроенный в софт, позволяют успешно пилотировать дроны даже полным дилетантам, решать все поставленные задачи без многочасового бдения над томами инструкций. 

Несмотря на фантастические успехи, Фрэнк Ван Тао продолжает оставаться непримиримым перфекционистом и по-прежнему работает над тем, чтобы создать беспилотник с идеальными характеристиками и добиться полного господства над небом. 

Заключение

В истории DJI есть ещё много интересного. Например, мы ничего не рассказали о так называемой войне дронов, которая началась после разрыва Ван Тао и перехода Гвинна в 3D Robotics. Но на сегодняшний день уже можно констатировать безоговорочную победу DJI: в 2015 году 3D Robоtics ушла с рынка потребительских дронов, а в августе 2017 сдалась окончательно, заключив партнёрское соглашение с DJI. В рамках соглашения в китайские дроны было интегрировано программное решение Solo Drone, разработанное 3D Robotics.

Современный мир слишком быстро меняется, чтобы делать достоверные прогнозы, но история Apple и других легендарных компаний показывает, что перфекционизм их руководителей меняет жизнь людей, создаёт новые потребности и возможности для их удовлетворение. DJI тоже идёт по пути совершенства. А это значит, что недалёк тот день, когда любой желающий сможет приобрести свою летающую фею и вести непрерывную трансляцию своей жизни или решать какие-то другие задачи. 

НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

© Habrahabr.ru