Исследование: удары гигантских метеоритов привели к образованию первых континентов Земли

Научная группа из Университета Кертина в Австралии выяснила, что континенты Земли, вероятно, образовались в результате падений метеоритов на поверхность планеты. Земля является единственной планетой Солнечной системы, которая имеет континенты. Учёные полагают, что нашли доказательства гипотезы, которая объясняет уникальную геологическую характеристику Земли столкновениями с метеоритами.

mlwq2tm8a1muh9tshabif2bpj-a.jpeg

Во время исследований крошечных кристаллов циркона в горных породах кратона Пилбара в Западной Австралии учёные обнаружили доказательства ударов метеоритов, заявил геолог Университета Кертина и ведущий автор работы Тим Джонсон. Эти породы представляют из себя хорошо сохранившиеся остатки древней коры Земли.

Изучение состава изотопов кислорода в кристаллах циркона показало, что процесс, начинающийся с плавления пород вблизи поверхности, развивался глубже, что свидетельствует о геологическом эффекте ударов гигантских метеоритов.

Самый известный пример удара астероида в истории Земли — кратер Чиксулуб, который образовался более 66 млн лет назад. Столкновение привело к вымиранию динозавров и образованию кратера шириной 10 км у полуострова Юкатан в Мексике.

Исследователи полагают, что аналогичные воздействия формировали геологию Земли за миллиарды лет до образования Чиксулуба.

Континенты содержат критически важные металлы, например, литий, олово и никель, которые необходимы для новых экологически чистых технологий, позволяющих снизить последствия изменения климата, отмечает Джонсон. Эти месторождения полезных ископаемых являются конечным результатом процесса, называемого дифференциацией земной коры, который начался с формирования самых ранних массивов суши. Кратон Пилбара — один из них.

Команда Джонсона планирует продолжить изучение древних пород в областях, подобных кратону Пилбара, для обнаружения данных находок по всей планете. Ранние признаки частично подтверждают теорию того, что континенты появились в результате древних ударов метеоритов, заключает геолог.

Научная работа «Giant impacts and the origin and evolution of continents» опубликована 10 августа 2020 года в журнале Nature (DOI: 10.1038/s41586–022–04956-y).