Исследование: на NFT зарабатывают в основном немногочисленные инсайдеры
Организация Chainalysis опубликовала исследование, согласно которому лишь только малая часть участников NFT-рынка получает большие доходы с продажи токенов и коллекций. Эксперты вынесли такой вердикт после анализа маркетплейса Opensea.
Детальный анализ маркетплейса показала ожидаемый рост популярности NFT. С января по октябрь 2021 года пользователи совершили транзакции криптовалютой на сумму не менее 26,9 млрд долларов. Примечательно, что в основном для создания токенов используют контракты ERC-721 и ERC-1155.
Также можно заметить, что за год вырос показатель суммы еженедельных транзакций и средней суммы транзакции. Резкий рост показателей в последнюю неделю августа связан с выпуском NFT-коллекции Bored Ape Yacht Club от одноименной группы художников.
Сумма еженедельных транзакций и средняя сумма транзакции
Также исследователи подчеркнули, что покупка и продажа токенов происходит на специализированных площадках, аналогично процессу покупки монет криптовалюты. Отдельно специалисты отметили тот факт, что площадка OpenSea не хранит у себя пользовательские токены и дает возможность передавать их напрямую. Но есть и другие маркетплейсы, к примеру, Dapper Labs берет на себя задачи хранения и трансфера пользовательских токенов. Несмотря на это, самая популярная площадка — OpenSea. За 2021 год на маркетплейсы было получено криптовалюты на сумму более 16 млрд. долларов. На диаграмме ниже представлены самые популярные NFT-коллекции.
Самые популярные NFT-коллекции на OpenSea
Первое место занимает коллекция Meebits, созданная двумя разработчиками из Larva Labs. Сами экземпляры коллекции представляют из себя воксельных персонажей. Примечательно, что модели генерируются автоматически, а всего планируется создать 20 000 персонажей. После этого они отправятся в IPFS-хранилище для того, чтобы предотвратить их потерю. Топ популярных коллекций завершает CryptoPunks — проект все от тех же разработчиков.
Meebits и CryptoPunks
Если обратить внимание на данные веб-трафика популярных торговых площадок, то можно заметить, что в начале года лидировали пользователи из Северной Америки и Западной Европы, а к концу показатели выровнялись и уже ни один регион не составляет более 40% от числа ежемесячных посещений.
Анализ веб-трафика
Также анализ OpenSea позволил получит сведения о росте популярности NFT-рынка в целом. Согласно этим данным, более 6 тыс. коллекций подверглись как минимум одной транзакции, включая покупку, продажу и «чеканку». Также стоит отметить, что начиная с марта 2021 года количество подобных коллекций начало расти. Если весной еженедельно совершались транзакции с почти 200 коллекциями, то уже к октябрю эта цифра приближалась к 2 500 тыс.
Сумма еженедельных операций всех типов с NFT
Исследователи отметили, что рост популярности привлек к себе внимание инвесторов, покупающих коллекции на стадии «чеканки» или же у пользователя и ожидающих их роста. Однако анализ маркетплейса говорит о том, что только лишь 28,5% NFT, купленных во время «чеканки» и проданных на платформе, приносят прибыль.
Также исследователи отметили существование «белого списка» пользователей, который помогает успешному заработку на NFT. Все дело в том, что создатели начинают продвигать свои коллекции задолго до их выпуска. В основном это делается силами инсайдеров, популяризирующих коллекции в социальных сетях. Взамен за их работу, создатели добавляют инсайдеров в так называемый «белый список», что позволяет приобретать новые NFT на стадии «чеканки» по более низким ценам.
Анализ OpenSea показал, что пользователи из «белых списков» получают прибыль в 75,7% случаев. В это же время обычные юзеры только в 20,8%. Исследователи склоняются к тому, что без этого фактора получение сверхприбыли на перепродаже NFT практически невозможно. Ниже представлена диаграмма продажи NFT после «чеканки», разбитая по секторам на основе показателя рентабельности для пользователей из «белого списка» и обычных покупателей.
Также представители Chainalysis отметили, что 78% продаж покупателей, не включенных в «белый список», приводят к убыткам. В то время как пользователи из «белого списка» получают прибыль с 78% продаж и в 51% прибыль в 2 или более раза превышающую первоначальную сумму инвестиции.