Исследование: большинство пользователей не понимают, как Facebook обращается с их данными
В то время как специалисты беспокоятся об угрожающей централизации персональных данных в руках нескольких интернет-гигантов с непредсказуемыми последствиями для людей, сами пользователи даже не понимают проблемы.
Большинство пользователей Facebook не имеют ни малейшего представления о том, что социальная сеть использует их личные профили и историю посещённых страниц для таргетированной рекламы и подбора рекламодателей. Многие не знают, что по истории лайков можно определить сексуальную ориентацию, этническую принадлежность, религиозные и политические взгляды человека. Опрос Pew Research Center показал тотальную неграмотность пользователей в отношении приватности.
Нельзя сказать, что результаты оказались неожиданными. Сервис Facebook рассчитан на самых обычных людей, многие из которых вообще с трудом пользуются компьютером, а другие даже не подозревают, что находятся в интернете (то есть не знают о существовании других сайтов).
Стоит напомнить, что десять лет назад представители Google останавливали людей на улицах Нью-Йорка и задавали вопрос: «Что такое веб-браузер?». Почти никто не мог ответить правильно.
Опрос 963 совершеннолетних жителей США проведён в прошлом году в период с 4 сентября по 1 октября. Три четверти респондентов (74%) заявили, что они не знают, что Facebook отслеживает личные интересы пользователя для извлечения выгоды через целевую рекламу.
Личные данные человека, которые использует Facebook, содержатся в разделе «Ваши рекламные предпочтения», о существовании которого большинство людей тоже не знают. После демонстрации этого раздела примерно половине респондентов не понравилось то, что они увидели. 51% опрошенных заявили, что им не нравится сбор такой информации.
Во время опроса пользователей также попросили высказать мнение о двух конкретных классификаторах, которые работают в Facebook: один для выявления политических предпочтений пользователей, а другой — их расовой и этнической «близости».
Как выяснилось, Facebook определил политические интересы около половины пользователей (51%). Среди них 73% сказали, что автоматический классифкатор «очень» или «во многом» точен, а 27% сказали, что он описал их не очень точно или совсем неточно. Если оценивать всю аудиторию целиком, то Facebook хорошо определил политические интересы 37% своих пользователей.
Для некоторых пользователей Facebook также содержит категорию «мультикультурная близость». Согласно правилам таргетированной рекламы на Facebook, этот список призван обозначить «близость» пользователя к различным расовым и этническим группам (но не принадлежность к ним, потому что это уже будет расизмом). Facebook определил данную категорию для 21% опрошенных. Здесь точность чуть ниже, чем в политике: 60% признали правоту машинного обучения, а 37% сказали, что близость к указанной расовой или этнической группе не особенно сильна.
Казалось бы, столь пристальная слежка за пользователями заставит их изменить своё поведение и задуматься о проблеме. Но нет. Даже недовольство не приведёт к массовому закрытию аккаунтов: социальная сеть слишком важна для людей. Как показало недавнее исследование, средний пользователь Facebook не согласится на закрытие своего аккаунта на 1 год за вознаграждение менее $1000.
Большинство пользователей говорят, что социальным платформам вроде Facebook легко определить их расу и этническую принадлежность (84%), увлечения и интересы (79%), политические интересы (71%) и религиозные убеждения (65%).
Facebook анализирует десятки различных аспектов жизни пользователей — и позволяет рекламодателям ориентироваться на эту приватную информацию при покупке рекламы. На странице «Ваши рекламные предпочтения» содержится маленькая выжимка из рекламного профиля, который составили алгоритмы на основании личных данных, действий на сайте, лайков, комментариев, истории посещённых сайтов в интернете и т. д. Facebook накопил большой объём такой информации благодаря тому, что кнопки Like со следящими трекерами установлены на многих сторонних сайтах в интернете. К тому же, всё больше из них заменяют собственные системы аутентификации сервисом от Facebook.