Искусственный интеллект и цифровые советники. Часть 1: Введение
Это первая статья из цикла, посвященного одному из самых перспективных направлений в области искусственного интеллекта — системам поддержки принятия решений (СППР). Также их называют Decision Support System (DSS) или цифровые советники. Вторая и третьи статьи будут доступны позже.
В статье Искусственный интеллект: помощник или игрушка? (будет тут доступно позже) я рассмотрел ключевые направления для применения ИИ:
прогнозирование и принятие решений;
анализ сложных данных без чётких взаимосвязей, в том числе для прогнозирования;
оптимизация процессов;
распознавание образов, в том числе изображений и голосовых записей;
генерация контента.
Направления в ИИ, которые сейчас на пике популярности — распознавание образов, в том числе изображений и голосовых записей, а также генерация контента. И именно сюда идет большинство разработчиков ИИ. При этом данное направление самое проблемное и практически все разработчики таких ИИ-решений (на октябрь 2023 года) отчитываются об убытках. Но это мы разберем в отдельной статье.
Вернемся к нашей теме. Для экономики и бизнеса основное направление — прогнозирование и принятие решений. И именно в это направление идут ключевые инвестиции от государства и инвесторов.
Так что же такое СППР? Откуда они пришли? Что нас ждет? Давайте на эти разбираться.
Содержание
Что такое СППР или цифровой советник?
История возникновения СППР
Области применения СППР
Какие бывают СППР
P.S.
Что такое СППР или цифровые советники?
СППР или цифровой советник — это программное обеспечение, которое используется для принятия решений в сложных ситуациях. Ключевая задача — анализ данных в сложных условиях и подготовка рекомендаций.
Работать вся эта магия может на основе таких технологий как:
нейросети и машинное обучение;
большие данные и сквозная аналитика, озера и хранилища данных;
интернет вещей;
облачные вычисления;
цифровые двойники;
теория игр, теория ограничения систем;
системы правил на основе экспертных знаний.
История возникновения СППР
СППР появились с конца 1960-х годов. А точнее — модель-ориентированные СППР (Model-oriented Decision Support Systems — DSS). До этого были просто решения на базе статичных отчетов. Примерно то, для чего большинство российский компаний сейчас использует 1С.
И в итоге именно конец 1960-х сейчас считают началом современных СППР и цифровых советников. Давайте пройдемся по хронологии и ключевым вехам.
1971 год — вышла книга, в которой впервые были описаны результаты внедрения СППР, в основе которой математические модели.
1974 год — дано определение MIS (Management Information System):
«MIS — это интегрированная человеко-машинная система обеспечения информацией, поддерживающая функции операций, менеджмента и принятия решений в организации. Системы используют компьютерную технику и программное обеспечение, модели управления и принятия решений, а также базу данных».
1975 год — предложены критерии проектирования СППР в менеджменте.
1978 год — опубликован учебник по СППР, в котором описаны аспекты создания СППР: анализ, проектирование, внедрение, оценка и разработка.
1980 год — даны основы классификации СППР.
1981 год — созданы теоретические основы проектирования СППР и выделено 4 ключевых компонента всех СППР:
1) Языковая система (Language System — LS) — СППР может принимать все сообщения;
2) Система презентаций (Presentation System (PS)) (СППР может выдавать свои сообщения);
3) Система знаний (Knowledge System –KS) — все знания СППР сохраняет;
4) Система обработки задач (Problem-Processing System (PPS)) — программный «механизм», который пытается распознать и решать задачу во время работы СППР.
1981 год — описано, каким образом на практике можно построить СППР. Тогда же была разработана информационная система руководителя (Executive Information System (EIS)) — ИТ-система, которая обеспечивает руководителя информацией для принятия управленческих решений.
1990-е — разрабатывают так называемые Data Warehouses — хранилища данных.
1993 год — Е. Коддом для СППР специального вида был предложен термин OLAP (Online Analytical Processing) — оперативный анализ данных, аналитическая обработка данных для поддержки принятия важных решений в режиме онлайна. Исходные данные для анализа представлены в виде многомерного куба, по которому можно получать нужные отчёты.
2000-е — была создана СППР на основе Web.
2005 год — на Международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья» (ITTHC 2005) в Москве, А. Пастухов (Россия) представил СППР нового класса — PSTM (Personal Information Systems of Top Managers). Основным отличием PSTM от существующих СППР является построение системы для конкретного лица. Такую же логику я закладываю в своем проекте — цифровом советнике для управления проектами, где будут учитываться личные качества руководителя.
Области применения СППР
СППР может использоваться в любых направлениях и отраслях:
принятие решение и формирование лечебных протоколов в здравоохранении;
расчет цен и согласование потребностей;
оптимизации цепочек поставок;
принятие решение о предоставление кредитов;
страхование;
конфигурирование ИТ-систем;
прогнозы по выручке и рентабельности;
предсказание природных катаклизмов и рекомендации по мерам их предотвращения или ликвидации;
оптимизация продуктовых линеек, программ лояльности и минимизация оттока клиентов;
планирование закупок и хранения и т.д.
Вообще, в стратегии цифровизации практически любой крупной компании есть пункт о создании корпоративной СППР, и это следующий шаг после внедрения и развития решений бизнес-аналитики (BI-систем).
И для решений этого класса при регистрации в реестре Минцифры РФ выделен отдельный класс ПО.
Если говорить о стратегии на уровне государства, то Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. А все перспективные решения СППР будут базироваться именно на ИИ. При этом полезно посмотреть и на распределение затрат, среди всех сквозных цифровых технологий.
В общем и целом, СППР на базе ИИ являются самым перспективным направлением в области цифровизации и автоматизации. А сами решения будут становится стандартом для всех компаний и отраслей. О популярности этого направления можно судить и по тому, какое количество статей и материалов опубликовано в Российской Государственной Библиотеке.
Однако, создать такую систему можно только достигнув определенного уровня зрелости, особенно в работе с данными.
Какие бывают СППР
Общепринято 2 подхода к классификации СППР.
1. По соотношению данные\модели (методика Стивена Альтера)
FDS (File Drawer Systems) — системы предоставления доступа к нужным данным;
DAS (Data Analysis Systems) — системы для быстрого манипулирования данными;
AIS (Analysis Information Systems) — системы доступа к данным по типу необходимого решения;
AFM (s) (Accounting & Financial models (systems) — системы расчёта финансовых последствий;
RM (s) (Representation models (systems) — системы симуляции;
OM (s) (Optimization models (systems) — системы, решающие задачи оптимизации;
SM (s) (Suggestion models (systems) — системы построения логических выводов на основе правил.
2. По типу используемого инструментария:
Model Driven — в основе лежат классические модели (линейные модели, модели управления запасами, транспортные, финансовые и т.п.);
Data Driven — на основе исторических данных;
Communication Driven — системы на основе группового принятия решений экспертами (системы фасилитации обмена мнениями и подсчета средних экспертных значений);
Document Driven — по сути, проиндексированноехранилище документов;
Knowledge Driven — система на основе знаний, как экспертных (человека), так и определенных с помощью ИИ и машинного обучения.
P.S.
Мы с вами познакомились с тем, что такое СППР и зачем они нужны, когда появились и как развивались, какие бывают. В следующей статье мы подробнее рассмотрим:
как упрощено устроены СППР;
какие есть недостатки и ограничения у таких решений, которые тормозят развитие технологии.
Полезные материалы: