IPv6: Сколько адресов нужно для счастья?

Картинка, которая может ввести в ступор привыкших к IPv4 специалистов: R6#sh ipv6 interface brief FastEthernet0/0 [up/up] FE80::218:18FF: FE45: F0E2 1::1 1::2 1::3 1::10 1::100:500 2::1 2::2 Причём каждый из этих адресов может быть использован наравне с другими. Как так? Важные изменения в IPv6 Адресов на интерфейсе может быть много. У адресов есть scope — область видимости или область действия. Активно используются адреса с областью действия в пределах сегмента — так называемые link-local. Адреса могут быть сгенерированы самостоятельно. Теперь подробнее.

1. Много адресов на интерфейсе Конечно можно возразить, что в IPv4 тоже были различные методы, как назначить на интерфейс несколько адресов (secondary, alias и так далее). Но в IPv6 адреса сделали равными, и это открывает широкие возможности.К примеру, узел может использовать один адрес для связи в своей локальной сети, другой адрес для связи в пределах организации и третий — для доступа в Интернет. Или сразу 10 для доступа в Интернет — на каждый сайт отправлять запросы с нового адреса.

Также узел может быть доступен одновременно сразу через двух провайдеров безо всяких BGP: по одному адресу через одного, по другому адресу — через второго.

Введён механизм предпочтения и старения адресов, с помощью которого можно делать плавную смену адресов в сети. На первом этапе все запросы начинают отправляться с новых адресов, но узлы продолжают откликаются и на старые тоже. Затем ещё через некоторое время старые адреса полностью списываются в утиль.

На первый взгляд может показаться «Ну и ладно», однако такие маленькие детали приведут к совсем другой логике назначения адресов.

2. Scope Опять же, формально область действия была и у адресов в IPv4.Есть link-local адреса. Они обычно известны под кодовым именем »$@#*!!! Опять DHCP не работает!» и выбираются из диапазона 169.254.0.0/16. Но вообще-то у них есть функции помимо «Дать админу понять, что его DHCP-сервер не выдаёт адреса».

Во-первых, такой адрес может быть автоматически сгенерирован самим устройством. Во-вторых, он вполне подходит для связи внутри сети. Ограничение: он вообще-то не должен маршрутизироваться, ибо link-local.

Кроме них, RFC 1918 задаёт три диапазона приватных адресов: всеми любимый 192.168.0.0/16, большой 10.0.0.0/8 и незаслуженно забываемый 172.16.0.0/12 (т.е. от 172.16.0.0 до 172.31.255.255). Они маршрутизируются, но только в пределах вашей внутренней сети. Для связи в Интернете их использовать нельзя.

Наконец, есть (недостаточно) много уникальных («публичных», «белых») адресов, которые выдаются в пользование организациям и провайдерам и подходят для связи в глобальном масштабе.

Существенное ограничение IPv4: нельзя использовать эти адреса одновременно. Либо link-local, и сиди без связи с другими сетями, либо приватные, но без NAT в Интернет не попасть, или публичные, которые подходят для всего, но нынче в страшном дефиците.

В IPv6 одновременно можно использовать адреса с разной областью действия. Надо постучаться к соседу по сети — используем link-local. Пошли в Интернет — берём глобально-уникальный.

Для узлов предусмотрены три варианта адресов:

Link-local. Диапазон FE80::/10. Обязан быть на всех узлах с IPv6. Создаётся узлом самостоятельно (например, по EUI-64), либо можем задать его ручками. Как следует из названия, действует в пределах сегмента, поэтому уникальность требуется только в пределах этого сегмента (как у MAC-адресов, например). Отсюда на разных интерфейсах может быть одинаковым. Unique-local address (ULA). Это аналог «приватных» адресов. Scope — вообще говоря, глобальный (RFC 4193), но в Интернете их маршрутизировать никто не обязан, поэтому в большинстве случаев будут срезаться провайдером, например. Назначать можно по аналогии с адресами 192.168…, только теперь их много больше, поэтому вероятность выбрать одинаковые гораздо ниже. Примечание В IPv4 есть одна неприятная ситуация с приватными адресами, когда фирма А покупает фирму Б, и в этих фирмах используется одинаковая сеть (в худшем случае 10.0.0.0/8). Сращивать их — головная боль. Хотя адреса ULA можно брать любые, рекомендуется их генерировать случайным образом и заносить в один из общественных каталогов (например сюда). Это гарантирует очень маленькую вероятность пересечения. Если же вы возьмёте «красивые» адреса ULA, и потом вам придётся сращивать одинаковые сети на пару с другим таким же неудачником админом — сами виноваты. Глобально уникальные адреса. Таких больше всего. Маршрутизируются, уникальны на всей планете, прямой аналог публичных IPv4 адресов. Примечание Ранее существовали т.н. site-local адреса со своей областью действия — одной площадкой (site). Но разработчики IPv6 пришли к выводу, что понятие площадки слишком мутное, и от site-local отказались в пользу ULA.

Кроме общего понятия «область действия», у каждого конкретного адреса на конкретном интерфейсе возникает зона действия. Это часть топологии, на которую распространяется область действия данного адреса с данного интерфейса. Для программистов обычно предлагается такое объяснение: область действия — это абстрактный класс, а зона действия — экземпляр класса. Например, у link-local-адреса на интерфейсе Fa0/0 зоной действия будет сегмент сети, подключенный к интерфейсу Fa0/0.

Границы зон проходят по узлам. Отсюда link-local адреса на разных интерфейсах маршрутизатора будут лежать в разных зонах.

Визуализировать области действия и зоны действия поможет картинка: image

Побочный эффект: возникает двусмысленность. Если мы говорим «Отправь пакет на FE80::101», то встречный вопрос будет «На который из интерфейсов?», потому что данный адрес может быть на любом из интерфейсов. Поэтому для link-local адресов обязательно уточняется интерфейс, который будет использоваться. В Windows используется записи вида FE80::1%5, где после символа »%» идёт ID интерфейса. В Linux применяется название (FE80::1%eth0).

3. Польза от link-local адресов Возможность одновременно использовать адреса разных типов открывает очень интересные возможности.Возьмём вот такую топологию: image

Сколько подсетей нужно, чтобы у нас была связь по IP между компьютером и сервером?

В IPv4 понадобится 4 подсети, и даже если мы будем брать сети /31, это 8 адресов.

Сколько подсетей достаточно будет настроить в IPv6?

Правильный ответ Две, одна между компьютером и Router0, а другая между сервером и Router2. Остальные адреса могут быть link-local, их можно сгенерировать автоматически.

Как это возможно?

А очень просто. Маршрутизация работает хоп за хопом. На каждом этапе нам нужно знать только исходящий интерфейс и адрес следующего перехода, причём физический, а IP нам нужен постольку-поскольку.

Компьютер знает link-local адрес ближайшего роутера (Router0). Router0 знает link-local следующего в цепочке (Router1). Router1 знает адрес Router2. Router2 может доставить сообщение серверу. Обратно так же.

Проверим.

Включим маршрутизацию IPv6

Router#conf t Router (config)#ipv6 unicast-routing Включим IPv6 на интерфейсах, адреса link-local создадутся автоматически Router (config)#interface fa0/0 Router (config-if)#ipv6 enable Router (config-if)#interface fa0/1 Router (config-if)#ipv6 enable Router (config-if)#end Router# Проверяем Router#show ipv6 interface brief FastEthernet0/0 [up/up] FE80::201: C7FF: FE8D: B001 FastEthernet0/1 [up/up] FE80::201: C7FF: FE8D: B002 Настраиваем глобальные адреса Router0#conf t Router0(config)#interface fa0/0 Router0(config-if)#ipv6 address 1::1/64 Router2#conf t Router2(config)#interface fa0/1 Router2(config-if)#ipv6 address 2::1/64 Обратите внимание, что на компьютерах в общем случае ничего настраивать не нужно, адреса будут автоматически получены. Каким образом — тема отдельной статьи.Наконец, понадобится маршрутизация. Настроим OSPFv3.

Router0#conf t Router0(config)#ipv6 router ospf 1 %OSPFv3–4-NORTRID: OSPFv3 process 1 could not pick a router-id, please configure manually

! Обратите внимание, нужно настроить router-id, для каждого из роутеров свой уникальный Router0(config-rtr)#router-id 1.0.0.0 Router0(config-rtr)#exit Router0(config)#interface fa0/0 Router0(config-if)#ipv6 ospf 1 area 0 Router0(config-if)#interface fa0/1 Router0(config-if)#ipv6 ospf 1 area 0 Повторяем процедуру на остальных роутерах (меняя router-id, само собой). После этого у нас установится соседство (по link-local адресам!), и в таблицу маршрутизации попадут нужные маршруты. Router0#sh ipv6 route IPv6 Routing Table — 4 entries Codes: C — Connected, L — Local, S — Static, R — RIP, B — BGP U — Per-user Static route, M — MIPv6 I1 — ISIS L1, I2 — ISIS L2, IA — ISIS interarea, IS — ISIS summary O — OSPF intra, OI — OSPF inter, OE1 — OSPF ext 1, OE2 — OSPF ext 2 ON1 — OSPF NSSA ext 1, ON2 — OSPF NSSA ext 2 D — EIGRP, EX — EIGRP external

C 1::/64 [0/0] via::, FastEthernet0/0 L 1::1/128 [0/0] via::, FastEthernet0/0 O 2::/64 [110/3] via FE80::201:63FF: FE59:4501, FastEthernet0/1 После чего можно убедиться, что всё работает.На грани экстрима Можно обойтись всего двумя глобальными адресами (на компьютер и на сервер). Однако в этом случае на Router0 и Router2 придётся создавать статические маршруты до компьютера и сервера, соответственно, поскольку самостоятельно роутеры об этих адресах не узнают. Затем можно сделать редистрибуцию в OSPF и проверить, что связь даже в таком странноватом случае будет.

Вывод: для транзита трафика достаточно использовать link-local адреса. Глобально-уникальные адреса и ULA нужны будут только в том случае, если вы хотите обратиться к самому устройству (к примеру, зайти на роутер по SSH).

Несомненный плюс маршрутизации по link-local адресам в том, что убирается привязка к конкретной адресации. Можно привести такую аналогию: в IPv4 маршрут записывался через названия улиц и домов — «По улице Ленина до дома 51 и направо». В IPv6 маршрут можно записать как «два светофора прямо, на третьем направо». В случае смены адресации («переименования улиц») маршруты IPv4 нужно перестраивать заново, а в IPv6 всё продолжит работать как обычно.

4. Автоматическое назначение адресов Про EUI-64 разъяснение было ранее, но сама тема в целом достойна отдельной статьи.IPv6-адреса через EUI-64: Точки над i

Надеюсь, статья была полезна. Следующая на очереди тема — раздача слонов адресов.

© Habrahabr.ru