IP-телефония: вчера, сегодня, завтра

e60536e60c7e5e3242aaf953560658f1.jpg

Аппаратный период: телефония нулевых

На самом деле история технологии VoIP, используемой в IP-телефонии, стартует в далеких 1920-ых годах. Инженеры AT&T изобрели способ передачи голоса через вокодер, но о глобальном коммерческом использовании тогда никто не помышлял. Первый голосовой пакет был передан через ARPANET в 1973 году, а в 1996-ом на свет появился протокол SIP. 

Этот стандарт работает и в современных системах IP-телефонии. Коммерческие решения на базе созданных технологий стартовали в 1998 году, когда компании с собственными сетями осознали преимущества передачи голоса через интернет. 

В России до 2010 года возможности интернета были еще не столь сильны, а об облачных сервисах мало что было известно. Поэтому у компаний не было достаточных мощностей для организации телефонной связи через интернет-сеть, приходилось использовать аппаратные решения. Как происходил процесс:

  • У поставщика услуг связи закупались кабельные линии (витая пара), которые размещались в офисе.

  • В отдельном помещении, а где-то прямо на стене офиса устанавливали мини-АТС: аппаратное устройство, распределяющее звонки по абонентам.

  • Кабели подключались к телефонным аппаратам, АТС настраивалась и весь офис мог использовать свою телефонию для внутренних звонков и выхода во внешний мир через провайдеров связи. 

Естественно, что все было завязано на использование аппаратных устройств и юнитов. Для масштабирования или миграции телефонии приходилось добавлять устройства, мощности, новые кабели и аппараты. Но с развитием интернета ситуация начала меняться. 

IP-телефония с 2010 и до наших дней

В начале десятых бизнес осознал, что мини-АТС — это дорого и затратно. При этом все компьютеры в офисах уже были подключены к глобальной сети и чаще всего использовали корпоративное безлимитное подключение, через которое можно было выгодно передавать любые данные. 

К тому же активно развивались IP-телефоны — аппараты с возможностью подключения через интернет-кабель, а чуть позже — по беспроводным сетям. Еще проще было использовать IP-телефонию прямо на ПК: удобное приложение плюс гарнитура создавали из рабочего места пользователя аналог телефонного аппарата. 

Аппаратные АТС уступили место виртуальным. Звонки теперь осуществляются прямо через интернет. Сложные настройки канули в прошлое, теперь управление всем телефонным офисом можно производить из любой точки, подключаясь к управлению виртуальной станции. 

Плюсы переоценить сложно:

  • Простая масштабируемость. Доступ к звонкам появляется вместе с устройствами для доступа в интернет — ПК, ноутбуками, планшетами и т. п., и не только. Звонить можно откуда угодно, где есть доступ к IP-сети, увеличивая объем корпоративной телефонной инфраструктуры. 

  • Легкое переключение при миграции офиса. Можно сохранять все свои номера, структуры и сети, даже если компания переезжает в другой город или страну. 

  • Стабильность и безопасность при подключении к надежным операторам. Аппаратные платформы находятся в защищенных дата-центрах провайдера, где применяется резервирование как устройств, так и каналов, что при использовании внутренних АТС могут позволить далеко не все компании. Угрозы взлома и перехвата данных минимизированы за счет постоянно обновляемых протоколов шифрования и управления идентификацией.

  • Умная защита. Самообучающиеся многоуровневые системы антифрод автоматически определяют подозрительную активность на линии и минимизируют потери из-за спам-звонков и автодозвона. Можно использовать VPN-соединения и доверенные IP-адреса для повышения безопасности канала.

  • Множество подключаемых сервисов и возможностей. IP-телефония интегрируется с CRM-системами и аналитическими метриками, позволяя сохранять данные по звонкам и абонентам с обеих сторон, записи переговоров. 

Рынок предлагает множество вариантов под любые задачи и бюджеты. В компании New-Tel вы можете выбрать подходящий корпоративный тариф от 880 р. в месяц, плюс возможность бесплатно протестировать возможности IP-телефонии на тарифе Free.

Можно подключить любые устройства:

  • Стационарный SIP-телефон;.

  • Обычный телефон, подключенный к SIP.

  • Программный IP-телефон для ПК или других стационарных устройств.

  • Смартфоны со специальным приложением. 

Это лишь базовые возможности, доступные в IP-телефонии прямо сейчас. Технологии активно развиваются, и у бизнеса и пользователей появляется все больше возможностей. 

Будущее IP-телефонии и богатство возможностей завтрашнего дня

Масштабирование IP-систем телефонии осуществляется не только с использованием интернета. Технология FMC сегодня позволяет добавить в единую сеть и мобильные телефоны сотрудников, подключив их к единой виртуальной АТС.

Все возможности стационарных IP-телефонов при этом сохраняются: ведется статистика, запись разговоров, работа через CRM и контроль связи сотрудник-клиент. Потребуется лишь специальная FMC SIM-карта, стоимость которой невелика. 

Внимание бизнеса также обращено на увеличение многозадачности IP-телефонии: наряду со звонками можно отправлять документы, изображения и видео, одновременно участвуя в разговоре. Таким образом компания может беспрепятственно проводить интегрированные встречи с клиентами или сотрудниками из других уголков земного шара.

Сегодня рынок IP-телефонии оценивается почти в 50 млрд долларов, прогнозы предполагают рост более чем в 2 раза к 2032 году — до 109,6 млрд долларов. Это одна из самых быстрорастущих IT-отраслей. 

Для бизнеса это означает новые решения и возможности для реализации глобальных задач:

  • Дальнейший перенос мощностей телефонии в облако. Повышенные отказоустойчивость, качество каналов связи и безопасность провайдеров, таких как New-Tel, активизирует полный отказ от использования аппаратных платформ в инфраструктуре бизнеса.

  • Интеграция с интернетом вещей. Здесь VoIP-технологии значительно расширят свои лимиты, заменяя привычный телефон на умные устройства: колонки, камеры, электронные замки.  Возможности IP-телефонии здесь позволяют звонить с любого устройства и получать с него данные в реальном времени.

  • Развитие 5G. По сравнению с текущей технологией связи 4G,   следующее поколение имеет пропускную способность в несколько раз больше. Переход на 5G положительно повлияет и на качество связи, поскольку одна из проблем IP-телефонии сегодня — это задержка сигнала из-за большого объема трафика внутри устаревающих сетей. Поколение 5G позволит уменьшить задержку прохождения пакетов VoIP и гарантировать бесперебойность сети. 

  • Активное влияние искусственного интеллекта. Без этой технологии сегодня не обходится ни одна IT-сфера. ИИ помогает внедрять голосовых роботов и автоматизировать цикл бизнес-коммуникаций с клиентами. 

Все многообразие возможностей IP-телефонии как сегодняшнего дня, так и завтрашнего, представлены в арсенале компании New-Tel. Низкие затраты, доступность и масштабируемость делают технологию столь популярной сейчас, а непременное развитие сохранит интерес для бизнеса в ближайшие 10 лет минимум. 

Поэтому если ваш бизнес еще не использует все преимущества IP-телефонии, самое время задуматься о том, чтобы пойти в ногу со временем. 

© Habrahabr.ru