Интернет вещей: Перспективы и пути развития IoT в России
По экспертным оценкам, к 2020 году стоимость мирового рынка Интернета вещей составит $7,1 трлн, а количество подключенных устройств достигнет цифры в 25 млрд, и это без учета планшетных компьютеров, смартфонов и ноутбуков.
Мы уже можем наблюдать появление умных городов, умных автомобилей, умных фабрик и многих других умных объектов. Мобильные телефоны и планшеты уже давно подключены к Сети — в них изначально были установлены все необходимые для этого микросхемы и модули — однако микроволновые печи, холодильники и даже одежда начинают «выходить» в интернет только сейчас.
И вот что интересно: если в обычную пару кроссовок встроить систему датчиков, которые бы определяли, как используется спортивная обувь, то собираемая информация будет представлять ценность сама по себе. Собрав достаточное количество данных, можно будет проанализировать поведение спортсмена-бегуна, выявить ошибки, улучшить технику бега. Таким образом, обычный атрибут нашей с вами жизни — обувь — превращается в сервис.
Не так давно в Барселоне подошла к концу крупнейшая выставка мобильных технологий Mobile World Congress 2016, где были продемонстрированы основные тренды, устройства и технологии грядущего года. Алексей Басов, бизнес-ангел и вице-президент ОАО «Ростелеком», отметил, что на данный момент Интернет вещей находится на этапе формирования инфраструктуры, а границы его применимости постепенно расширяются.
Сейчас успешные решения имеют достаточно узкую направленность, однако их присутствие во всех сферах жизни — от здоровья и безопасности до транспорта и сельского хозяйства — демонстрирует скорый переход из количества в качество
— Алексей Басов
За примером ходить далеко не нужно. Новые технологии способны решить множество проблем здравоохранения, предлагая уникальные решения для исследования болезней. Например, компании IBM и Pfizer объединились для работы над проектом, задача которого исследовать болезнь Паркинсона. Датчики, установленные на теле больного и в его доме, позволят определить, как симптомы болезни влияют на активность человека.
Сегодня отследить симптомы недуга Паркинсона достаточно сложно, поскольку они изменяются в течение дня, а врачи наблюдают больного лишь ограниченный период времени. В этой связи слежение за ходом болезни представляет собой достаточно сложное испытание для пациентов, докторов и исследователей.
«Теперь у нас появилась возможность кардинально изменить способы мониторинга состояния пациента, объединив научную и медицинскую экспертизу Pfizer со способностями IBM к интерпретации крупных объемов данных», — говорит Микаэль Долстен (Mikael Dolsten), глава исследовательского подразделения Pfizer.
Вообще, западная публика весьма деликатно относится к вопросам здоровья. В 2014 году в США число регулярных посетителей спортзалов достигло рекордной отметки 54,1 миллиона человек (это 17% населения страны), а доходы американской фитнесс-индустрии превысили $22,4 млрд (это почти вдвое превышает показатели 2000 года). Посему неудивительно, что появляются такие стартапы, как Naked Labs из Сан-Франциско, который начал принимать заказы на систему 3D-сканирования тела.
Генеральный директор и соучредитель компании Фархад Фарахбакхшиан (Farhad Farahbakhshian) говорит, что фитнесс-трекер компании разрабатывается для людей, которые хотят следить за своим прогрессом при занятиях спортом. Девайс состоит из большого зеркала, подключаемого к обыкновенной розетке, а также беспроводной вращающейся площадки для обеспечения равномерного сканирования. Пользователи получают возможность просматривать 3D-сканы на смартфоне: на экране появляется точная копия тела человека с комментариями возле каждого участка тела.
Компании уже удалось привлечь инвестиции от таких инвесторов, как New Enterprise Associates, Three Leaf Ventures и Monstro Ventures, которые должны увлечь проект в «светлое будущее» (кстати, здесь и здесь вы можете найти несколько полезных советов о том, как запустить стартап в IoT-среде).
IoT — больше вопросов, чем ответов
Однако, как это бывает с инновационными технологиями, не все проекты остаются на плаву. Иногда это связано с несовершенством продукта, а иногда — с его устареванием. Нечто подобное и произошло с проектом Revolv (купленным Google) — одним из первых хабов домашней автоматизации, позволяющих управлять несколькими гаджетами из одного интерфейса.
Компания прекращает поддержку своего продукта 15 мая этого года. Более того, их продукт целиком и полностью становится неработоспособным. Пользователи, которые уже успели приобрести смарт-хаб, сильно огорчились. Один из клиентов Revolv, Арло Гилберт (Arlo Gilbert), написал в своем блоге следующие слова: «Google намеренно превращает мое устройство в «кирпич». Более того, единственный способ узнать об этом — посетить сайт производителя. Это большой плевок в сторону всех клиентов компании. Я являюсь обладателем компьютера Commodore 64, но даже он все еще работоспособен».
Неужели нам придется покупать заведомо «временную» аппаратуру? Сейчас нельзя сказать наверняка, поскольку IoT-продукты выходят на рынок в таких количествах, что не успеваешь за всеми следить. Едва ли не каждый день выходит новый гаджет, который затмевает собой конкурентов. Однако это — наименьшая из проблем. Стараясь поскорее выпустить свой продукт на рынок, многие компании торопят события, и случается так, что в свет выходит «сырой» гаджет, страдающий от проблем с программным обеспечением.
Это, в частности, относится к умному термостату Nest, не так давно наделавшему шума. Nest представляет собой интеллектуальный девайс, автоматизирующий процессы, связанные с поддержанием оптимальной температуры в помещении. Однако в январе этого года клиенты компании столкнулись с одним неприятным багом. Из-за ошибки в программном коде многие пользователи проснулись с утра в холодных апартаментах — за ночь полностью разрядилась батарея термостата.
Но не все так плохо, позитивная нота заключается в том, что такие громкие события выдвигают ранее игнорируемые проблемы безопасности на передний план (даже на федеральном уровне). Фирмы, занимающиеся разработкой систем безопасности, и производители умных устройств объединились, чтобы спасти IoT-мир до того, как ситуация выйдет из-под контроля.
Компания Gemalto планирует использовать накопившийся опыт в защите мобильных платежей, предлагая технологию Secure Element. SE — это устойчивый ко взлому компонент, который встраивается в гаджеты и обеспечивает продвинутую цифровую защиту с помощью шифрования и систем ограничения доступа к важным данным. В битву также вступила компания Microsoft, пообещав добавить шифрование BitLocker и технологию Secure Boot в Windows 10 для IoT, используемой на таких платформах, как Raspberry Pi.
Акселерация IoT-проектов: как развивать Интернет вещей в России
Несмотря на существующие проблемы, по всему миру открываются акселераторы в сфере IoT — Интернет вещей захватил умы человечества. В Барселоне Startupbootcamp запустил новую программу, которая направлена на развитие IoT-проектов и стартапов, занимающихся большими данными. Десять избранных стартапов будут работать в сердце Барселоны — инновационном квартале 22@, где уже работают несколько сотен других компаний.
В плане развития проектов и поддержки предпринимателей не отстает и Россия. В частности, отбор проектов в области Интернета вещей начинает Фонд развития интернет-инициатив. ФРИИ готов предоставить инвестиции от 2 млн. до 320 млн. рублей (в каждую компанию), поддержку в выходе на новые рынки и в развитии бизнеса, а также доступ к стратегическим заказчикам.
Для начинающих компаний у Фонда есть и отраслевой акселератор. Это означает, что команды пройдут действующую программу акселерации и в дополнение получат экспертную поддержку от отраслевых партнёров с перспективой дальнейшего развития проектов. Отраслевыми партнерами ФРИИ, заинтересованными в работе IoT-проектов являются компании сразу в нескольких направлениях.
Так, по направлению «Умный дом/Умная квартира» ГК «Кортрос» предлагает интегрировать наиболее успешные решения стартап-проектов при строительстве микрорайона Академический в Екатеринбурге. По направлению Smart City проекты смогут применить свои решения в рамках реализации программы АПК «Безопасный город».
По направлению Индустриальный Интернет GS Venture предоставляет заинтересовавшим профильным проектам инвестиционную поддержку в размере до 300 миллионов рублей в отдельный проект, возможность реализации проектов и серийного производства продукции на базе предприятий «Технополиса GS», помощь в выводе готовой продукции на рынок, ее рекламе и продвижении, а также эффективное взаимовыгодное партнёрство с бизнесами холдинга.
Такой интерес российского крупного бизнеса к теме Интернета вещей неудивителен: в России постепенно появляются интересные компании, занимающиеся разработками в этой области. Взять, к примеру, Элдис — онлайн-систему диспетчеризации приборов учета тепловой энергии, электроэнергии, газа, холодного и горячего водоснабжения и систем погодного регулирования.
За более чем десятилетний опыт работы командой написано более 100 драйверов для самых популярных устройств, используемых в этой отрасли. На данный момент ИИС Элдис пользуется более 600 организаций из 31 региона Российской Федерации (кстати, акселератор ФРИИ помог проекту найти свой сегмент потребителей, сократить длительность совершения сделки и в 3,5 раза увеличить число клиентов).
Еще один достойный проект — стартап Lapka, занимающийся производством датчиков Интернета вещей, который не так давно купила компания по аренде жилья Airbnb. По словам Вадика Мармеладова, основателя Lapka, в марте 2015 года проект преодолел отметку в 50 тысяч измерений, сделанных при помощи устройств компании. Каждый месяц датчики фиксируют порядка 4–5 тысяч замеров, при этом около 56% пользователей девайса живут в России, а 34% — в США.
Не менее приоритетным и многообещающим направлением развития IoT в России является Промышленный Интернет вещей.
В сфере Интернета вещей в промышленности можно выделить две главные тенденции. Первая — переход промышленности на экономику сервисов, то есть экономику, где важен конечный результат. Борис Глазков, директор Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком», поясняет, что это значит: «Допустим, что у вас есть авиалайнер, и вам критически важно, чтобы он был исправным, летал и не простаивал, дабы не терять прибыль. Вам неважно, за счет чего он летает, какой у него двигатель. Вам нужны летные часы».
Теперь вендоры предлагают авиакомпаниям сервис «двигатель как услуга», гарантируя работоспособность летной аппаратуры, беря на себя обязательства по её обслуживанию. Вот здесь-то и оказывается нужен Интернет вещей. Необходимо регулярно собирать информацию об условиях эксплуатации: расходе топлива, температуре и т. п., чтобы на основе этих данных предсказать поломку и своевременно её предотвратить.
Еще одно направление развития Промышленного Интернета вещей [Industrial Internet of Things] — повышение эффективности производственных систем. В этом случае IoT-технологии позволят оптимизировать производственные процессы: обеспечить точность операций, сократить складские запасы, минимизировать ошибки персонала и время человеческого вмешательства. Все это даст возможность значительно увеличить объемы производства любого продукта.
Многие считают, что российский IIoT является лишь отдаленной перспективой, реализуемой когда-то в будущем, однако, как сказал Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), выступая со своим докладом, «сегодня речь уже идет о настоящем».
«Интернет Вещей — это, наверное, самый значимый из всех технологических трендов, которые мы наблюдаем, — говорит Сергей. — Именно он приведёт к наибольшим изменениям наряду с самыми значительными возможностями в ближайшие пять лет. Компания Intel это понимает и в июле 2015 года открыла в Москве IIoT-лабораторию Intel Ignition Labs».
«Тот, кто сможет решить задачу внедрения IIoT в России, сможет выйти на международный рынок. Пока еще не поздно. Одна из главных нынешних задач — показать эффективность бизнес-кейсов Индустриального интернета и продемонстрировать, что он может дать промышленности, каким он будет и чем отличается от того интернета, к которому мы с вами привыкли», — добавляет Борис Глазков.
В ходе своего выступления Евгений Ковнир из Агентства стратегических инициатив подчеркнул, что необходимо уделить особое внимание конституции нашей страны, поскольку речь идет «о создании новых сфер, которые будут активно развиваться в ближайшие 10–15 лет».
Таким образом, главной задачей государства становится помощь компаниям и взаимодействие с ними. Чрезвычайно важно подвести все процессы под стандарты международных норм, поскольку в очень скором времени отечественный рынок Интернета вещей планирует «взорваться»: по прогнозам Мэтью Смита (Matthew Smith), топ-менеджера Cisco, в ближайшие 10 лет выгода от внедрения в России технологий IoT может достичь $200 млрд.
И в конце хотим добавить: Фонд развития интернет-инициатив активно поддерживает российские компании, работающие в сфере Интернета вещей, поэтому мы будем рады увидеть в числе резидентов Акселератора ФРИИ IoT-проекты в следующих направлениях:
Умный дом/Умная квартира:
- сервисы «Умная квартира», подключенные к системе сбора данных (ОДС — объединенная диспетчерская служба), интегрированные с системой IP-домофонии дома и личным кабинетом пользователя;
- безопасность квартиры (мгновенные уведомления о несанкционированном доступе, противопожарная охрана, уведомления о риске затопления и проч.);
- снижение потребления ресурсов (индивидуальные счетчики тепла, воды и электроэнергии, контроль освещения в помещениях, сервисы по анализу потребления ресурсов);
- забота о детях и пожилых родственниках (сервисы и мобильные приложения по безопасности детей и пожилых родственников, находящихся в квартире без присмотра).
Smart City:
- решения по направлению «безопасность»: системы видеонаблюдения и видеоанализа, системы оповещения и информирования, системы контроля качества и оборота лицензируемой продукции;
- решения по направлению «управляемость»: системы планирования градостроительной деятельности, электронного документооборота и контроля поручений, системы мониторинга и контроля ЖКХ;
- решения по направлению «комфорт»: комплексы моделирования и управления транспортными потоками, организация парковочного пространства, государственные (муниципальные) услуги, информационно-справочные услуги (порталы ЖКХ, потребительских услуг, нормативно-справочные системы).
Сельское хозяйство:
- платформы по управлению фермой, объединяющие систему сельскохозяйственной техники, оросительные системы (локальные датчики, ирригационные узлы, оросительные приложения);
- системы метеоданных (датчики дождя, влажности, температуры, метеосводки);
- системы подготовки семян (базы данных семян, базы данных характеристик фермы, системы подготовки семян);
- прочие решения для сельского хозяйства и животноводства.
Индустриальный интернет:
- производство инновационных промышленных датчиков, контроллеров и модулей;
- сенсоры, передатчики и приемники, точки доступа и обработки информации, методы повышения длительности автономной работы устройств.
Мы ждем заявки на получение инвестиций от проектов различной зрелости: от идеи до растущего бизнеса, поэтому если ваш сервис или продукт относится к одной из перечисленных тем, вы сможете стать резидентами 10-го набора Акселератора. Прием заявок в 10-й Акселератор заканчивается 15 июня 2016 года, а сама программа акселерации ФРИИ стартует 22 сентября 2016 года.