Инструменты концепт-дизайна: анализ конкурентов и интерфейсный коллаж

Привет, Хабр!

Я Павел Оларь, продуктовый дизайнер и дизайн-лид. Мне часто приходилось заниматься созданием концептов и редизайном самых разных продуктов. В этой статье я хочу поделиться связкой двух инструментов, которые применяю на этапе погружения в новый проект или в начале редизайна, когда важно окинуть взглядом то, что происходит на рынке и начать прикидывать и обсуждать канву будущего результата.

Инструмент №1: Поэкранный анализ конкурентов

Анализ конкурентов — известная и популярная практика, но она часто остается лишь в голове того, кто её проводил. Этот инструмент помогает во-первых, собрать в одном месте все экраны интересующих нас конкурентов, а во-вторых, позволяет делиться результатом своей работы с коллегами.

Как делать

  1. Составляем список конкурентов

  2. Определяем разделы, которые нас интересуют

  3. Делаем скриншоты этих разделов

  4. Раскладываем их в матрицу: Продукт / Раздел, по схеме ниже.

Схема оформления поэкранного анализа конкурентов
Схема оформления поэкранного анализа конкурентов

Преимущество такого расположения в том, что мы можем проводить анализ в двух направлениях: посмотреть все экраны одного продукта, либо посмотреть все похожие разделы разных продуктов.

Вот как выглядит результат на реальном проекте:

Пример анализа конкурентов для реального проекта
Пример анализа конкурентов для реального проекта

Когда все экраны будут собраны и разложены, очень удобно использовать их в дальнейшей работе: брейнштормить, проводить воркшопы, делиться с коллегами, дополнять новыми разделами или продуктами. Например, можно попросить участников команды приклеить стикеры к тем фичам, которые по их мнению достойны проработки или отсутствуют в нашем продукте.

Так же интересно обращаться к такому анализу спустя какое-то время, отмечая прогресс у его участников.

Инструмент №2: Интерфейсное коллажирование

Держа перед глазами общую картину того что имеют и как выглядят конкуренты, мы можем перейти к первым концептуальным наброскам дизайна. При этом мы не будем рисовать «вайфреймы/серые квадратики» или новые элементы интерфейса. Мы выберем удачные примеры из тех, что собрали на предыдущем этапе.

Процесс выглядит так:

  1. Составляем список элементов/блоков/пунктов/объектов, которые минимально хотим видеть на странице;

  2. Для каждого пункта готовим стикер;

  3. Ищем среди конкурентов удачные с нашей точки зрения примеры и клеим стикер рядом с ними;

  4. Вырезаем из экранов блоки, к которым приклеили стикеры;

  5. Собираем блоки в одном месте;

  6. Определяем частотность/важность собранных блоков;

  7. Составляем коллаж в виде единой страницы.

Схематично процесс выглядит так:

Схема процесса интерфейсного коллажирования
Схема процесса интерфейсного коллажирования

Наверное, результат можно назвать «сборной солянкой» или «франкенштейном», это во-многом так. В результате этого упражнения мы конечно не получим идеальный дизайн, но на этом этапе он и не требуется. Задача быстрых концептов — провалидировать идеи, отмести совсем смелые/странные/несвоевременные, убедиться, одинаково ли их понимает команда, оценить перспективность различных подходов для дальнейшей проработки.

Посмотреть что получилось (высокое изображение)
Интерфейсный коллаж
Интерфейсный коллаж

Поэкранный анализ конкурентов и интерфейсный коллаж — конечно не единственный способ создания дизайн-концептов. И конечно как и любой инструмент они имеют границы своей применимости.
Например, они плохо подходят для уникальных продуктов, где мало конкурентов, либо на них не стоит равняться. Их удобно использовать в зрелых и высококонкурентных нишах, где общий уровень продуктов и наполненности функциями довольно высок.

Кстати, в моём telegram-канале я выложил два скринкаста, где пошагово показал как использовал поэкранный анализ и интерфейсный коллаж на проекте, примеры которого использованы в статье.

© Habrahabr.ru