Индия испытала 6,5-метровую масштабную модель возвращаемой ступени
Сегодня в 4:30 мск с космодрома Шрихарикота (штат Андхра-Прадеш) состоялся запуск уменьшенной модели RLV-TD (Re-usable launch vehicle — Technology demonstration — «Многоразовая ракета-носитель — технологический демонстрационный образец»).
Первая ступень (шаттл) доставлена на высоту 70 км девятитонным ракетным двигателем, который затем отсоединился и был сброшен в океан. Шаттл со своими собственными двигателями совершил «посадку» на воду в Бенгальском заливе в 500 км от космодрома. Он предсказуемо разрушился при посадке, но обеспечил данные телеметрии для проверки технологии и дальнейшего анализа данных.
Это первый тестовый запуск RLV-TD. Индия начала создание собственного космического шаттла более десяти лет назад, по примеру американских и советских образцов, которые совершили успешные полёты с возвратом 135 и 1 раз, соответственно.
Сейчас над RLV работает 600 инженеров Индийского агентства космических исследований в Космическом центре им. Викрама Сарабхаи в Тируванантапураме.
После успешных экспериментов SpaceX другие страны тоже начали активные разработки возвращаемых ракет. Индия не осталась в стороне. По оценкам специалистов, возвращаемые корабли помогут снизить стоимость вывода груза с нынешних $20 000 за кг до $2000 за кг, то есть в десять раз.
Индия проведёт ещё несколько запусков прототипа перед началом испытаний полноразмерного 40-метрового шаттла, который планируют ввести в эксплуатацию примерно к 2030 году.
На космическую программу Индия выделила в этом году бюджет $1,1 млрд (сопоставимо с российской космической программой).
В России финансирование ракеты с возвращаемой первой ступенью в январе 2016 года исключили из проекта финансирования Федеральной космической программы на 2016–2025 годы, но в апреле 2016 года генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» Игорь Комаров сказал, что будущее космонавтики за возвращаемыми ступенями.
В этом направлении ведётся работа, дело только в сроках вывода таких ступеней в коммерческую эксплуатацию. Игорь Комаров считает, что к концу 2016 года будут сформулированы «принципиальные и новые направления, на которых мы будем сосредотачиваться».