Инцелы — нищие в мире сексуального капитализма

Представление об инцелах и их соперниках за сексуальный ресурс

Представление об инцелах и их соперниках за сексуальный ресурс

Введение

Не секрет, что в нашем мире огромное множество людей испытывают ограничения в доступе к самым базовым ресурсам, которые для нас являются повседневной нормой: 32% населения не имеют доступ к пресной воде, 9,8% людей голодают (не имеют доступа к пище в достаточном количестве), здоровое питание не могут себе позволить 38% людей, а 13% не имеют доступа к электричеству, а дефицит доступного жилья испытывают до 90% жителей крупных городов.

За этими сухими цифрами стоят жизни миллионов и миллиардов людей. О них говорят на уровне ООН, так и на уровне отдельных государств. И это нормально: вода, еда, жилье и электричество — это базовые потребности, которые напрямую влияют на физиологическое состояние человека. Но есть еще одна потребность, которая у всех на слуху в кухонных разговорах, но которую не озвучивают с трибун — дефицит секса. И так как решать эту проблемы «верхи» не хотят, то за дело взялись «низы». И имя им — инцелы.

Кто это такие, чего они хотят и есть ли в их рассуждениях здравое зерно? Взглянем на этот вопрос с позиции психологии.

Дисклеймер #1:  В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT‑сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Определение и философия

Чтобы разобраться в вопросе, нам необходимо прыгнуть в кроличью нору и разобраться с базовыми понятиями, к которым мы будем обращаться в наших рассуждениях. И начать следует с определения слова «инцел»:

Инце́лы (англ. incels,  словослияние от англ. involuntary celibates — «невольно воздерживающиеся (от секса)») — члены субкультуры, которые описывают себя как неспособных найти сексуального партнёра, несмотря на желание это сделать. Вину за невольное воздержание инцелы целиком возлагают на женщин, при этом иногда призывая к изнасилованиям.

Фрейд бы о таком пару книг бы точно написал

Фрейд бы о таком пару книг бы точно написал

Тут нужно сделать пометку, что сами инцелы (а для написания этой статьи мне пришлось посидеть и поседеть в ряде русско- и англоязычных сообществ) не согласны с определением, что их взгляды можно описать как субкультуру. Сами они позиционирует себя как «прозревших мужчин», увидевших несовершенство и противоречие мира, выражающегося в отношениях мужчин и женщин. То есть, от индивидуальной проблемы выстраивания взаимоотношений происходит переход на глобальную социальную проблему. И поэтому их корректнее сравнивать не с субкультурой (условных рокеров или байкеров), а с политической партией. Это самоопределение поддерживается их активным обсуждением концепции «сексуального капитализма» или, как чаще его называют сами инцелы «вагинокапитализма»:

Сексуальный капитал / эротический капитал — это социальная власть,  которую человек или группа людей приобретают в результате своей сексуальной привлекательности.

Так же можно встретить ряд несколько отличных определений, которые сводятся к следующему тезису. И вот тут уже будет более «инцельная» формулировка:

Вагинокапитализм — социальная проблема, возникшая вследствие совпадения ряда факторов, таких как: дефицит женщин, необходимость мужчинам конкурировать за секс, восприятие секса как жизненно необходимого ресурса, концентрация всего ресурса в руках ну, не руках, конечно женщин

По итогу мы получаем восприятие сексуальных отношений через призму капитализма, при котором для доступа к сексуальному ресурсу нужно обладать и быть готов обменивать иные ресурсы (социальные, экономические и др.). По аналогии конфликта капиталистической и коммунистической/социалистической идеологии, инцелы занимают позицию сторонников сексуального социализма (сексуализма?).

Но тут возникает вопрос: если при социализме национализировались средства производства, то что национализировать в представлении инцелов? Напрашивается мысль, что раз «средством производства» является женщина, то и национализировать нужно женщин. И не просто их рабочую силу, а сферу интимной жизни. Фактически, инцелы выступают за государственное регулирование сексуального вопроса (и более «либеральные» из, если можно так сказать, говорят про выравнивание количества мужчин и женщин, а «радикалы» выступают за легализацию изнасилований).

Карл Маркс одобряет борьбу с капитализмом...но темы и способы вызывают эту грусть в глазах

Карл Маркс одобряет борьбу с капитализмом…но темы и способы вызывают эту грусть в глазах

Далее идеи вышеописанного сексуализма подтверждают свободной интерпретацией фактов из эволюционной биологии, маргинальных психологических теорий и псевдонаучных направлений вроде френологии (идеи о связи формы черепа и личностных особенностей). Достаточно иронично, что изъятие права женщин на безопасность и собственное определение сексуальной активности подается под соусом идеи «борьбы за равные права».

И теперь пора поговорить про личностные особенности людей, исповедующих логику инцелов.

Личностные особенности

Давайте составим типичную картину человека, которого увлекает идеология инцелов:

Это мужчина в возрасте 18–35 лет, не имеющий сексуального опыта или имевший редкий преимущественно негативный сексуальный опыт, уверенный в своем несовершенстве или даже ущербности. Свои неудачи в межличностных отношениях он возлагает на врожденные (например, внешность) или определенные родителями недостатки (допустим, бедность). При этом, он высоко оценивает такие свои моральные качества как способность к принятию, любви, эмпатии. Он часто сталкивается с отвержением со стороны женщин и тяжело это переживает и, возможно, в дальнейшем вообще отказывается от попыток взаимодействия подобного рода. Наличие рядом более сексуально-успешных друзей и знакомых усиливают чувство собственной неполноценности. Постепенно он может сократить контакты и с ними.

Так как желание принятия никуда не уходит, он находит общество, в котором чувствует себя своим, где его принимают. Сообщество таких же сексуально-неуспешных (подчеркиваю, неуспешных по их собственному мнению) людей с аналогичными проблемами. Несмотря на то, что это сообщество сексуально-неуспешных людей, идентифицировать себя как неудачников они не хотят. Да и не могут, ведь нарциссизм в сфере своих моральных качеств никто не отменял.

Социограмма типичного сообщества инцелов - ни одной женской фигуры и прочные связи внутри группы

Социограмма типичного сообщества инцелов — ни одной женской фигуры и прочные связи внутри группы

И получается интересное сочетание: с одной стороны, идея «мне плохо, у меня не складываются отношения», с другой — «я такой в белом пальто стою красивый». Это порождает когнитивный диссонанс, который неприятен человеку. Признать свою некомпетентность в вопросе межличностных отношений или принять некоторые (возможно, даже объективные) недостатки сложно — для этого «белое пальто» придется снять. И единственным доступным вариантом, когда можно быть «хорошим и несчастным» — является позиция жертвы.

Позиция жертвы — выходящий из лексикона научной психологии (в силу негативной коннотации и риска ретравматизации) термин, характеризующий ряд психологических особенностей людей, имеющих склонность попадания в зависимое положение или рискованные ситуации. К таким особенностям, например, относят пассивность, неумение отстаивать личные границы и делегирование ответственности.

А дальше логика простая. Если есть жертва — есть и агрессор. Разделение на «своих-чужих» в угнетенных слоях общества выражено достаточно ярко. И чем сильнее будет разделение — тем сильнее будет неприятие одних людей другими:

  • У нас нет секса — у вас есть!

  • У нас нет финансового ресурса — у вас есть!

  • Мы внутри прекрасные — вы внутри пустые!

  • Мы родились без вагины -, а вы…

Чувство несправедливости поглощает, оно хочет выразится в действия, но сталкивается с ощущением бессилия. И вот здесь происходит важный момент — вместо развития себя и своих навыков взаимодействия с миром, инцелы направляют усилия на самооправдание через убеждение в правоте своей позиции. Справедливости ради, нужно заметить, что есть и другие примеры, которые, к сожалению, совсем не радуют:

  • Джордж Содини открыл стрельбу в оздоровительном клубе LA Fitness. Три женщины были убиты и еще девять человек получили ранения. Он якобы выражал сексуальное недовольство и жаловался на постоянные отказы со стороны женщин;

  • Эллиот Роджер убил шесть человек и ранил еще четырнадцать в Исла-Виста. Роджер назвал себя инцелом и оставил после себя 137-страничный манифест и видео на YouTube, в которых он подробно описал свое невольное воздержание и рассказал, как он хотел отомстить за то, что его отвергли женщины;

  • Николас Круз убил семнадцать человек и ранил еще семнадцать в результате стрельбы в средней школе Стоунман Дуглас. Мотивированный другими экстремистскими взглядами, Круз ранее разместил в Интернете, что «Эллиот Роджер не будет забыт».

Непосредственно Эллиот Роджер, канонизированный инцелами. Вопрос на засыпку - можно ли его назвать откровенно непривлекательным?

Непосредственно Эллиот Роджер, канонизированный инцелами. Вопрос на засыпку — можно ли его назвать откровенно непривлекательным?

Исходя из вышеописанного, можно предположить наличие двух доминирующих стратегии поведения по схеме Томаса-Киллмена: приспособление (отказ от притязания на ресурс и попытка делегировать решение проблемы третьему лицу) и конфронтация (в случае радикального силового решения вопроса или одобрения изнасилований). При этом, наиболее продуктивные стратегии (не единственно верные, а именно продуктивные в большинстве ситуаций), такие как компромисс и сотрудничество явно не доминируют. В таком случае можно говорить про низкий уровень адаптивных способностей человека.

В чем опасность инцел-сообществ и инцел-идеологии

Помимо радикальных решений, описанных выше, ведущих к убийствам и самоубийствам, основную опасность представляет формирование деструктивных ригидных моделей поведения, связанных с отказом от ответственности за собственную жизнь, снижение самокритики, формирование негативного отношения к миру и людям в нем, повышение уровня стресса, стереотипизация людей и априорное наделение их негативными качествами, десоциализация.

Совокупность данных параметров снижает вероятность продуктивного решения сложившейся ситуации и повышает риски внешней и аутоагрессии.

А есть ли здравое зерно в этой идеологии?

К сожалению, не помню фамилию психиатра, который сказал, что бред — это не просто симптом психиатрического заболевания, а отчаянные попытки угасающего сознания хоть как-то структурировать осколки реальности в систему. Несмотря на то, что следование идеологии инцелов не является психиатрическим заболеванием (хотя и не исключает его), я сторонник того, что раз идея возникла, в ней точно должно быть здравое зерно. Даже если оно дало самые неприглядные ростки.

722ef13f502fe7174921c45cbb8e0cb3.png

Напомню, что инцелы рассматривают идею дефицита секса как ресурса у ряда людей. И наличие несчастных людей — это проблема для общества в целом. Но даже если уйти от оценки сообщества инцелов и его влиянии на жизнь других людей, интересен вот какой момент — имевший ранее объективную генетическую, экономическую и социальную подоплеку выбор сексуального партнера сейчас практически от него оторван. Давайте поясню.

Ранее, когда контрацепция не была развита, а секс рассматривался больше с позиции продолжения рода или, как минимум, в связке с риском нежелательной беременности, тогда подбор сексуального партнера на основании внешней привлекательности (фенотипический признак хорошего здоровья), социальной и финансовой успешности (гарантия или хотя бы шанс на выживание женщины и будущего потомства) имел место быть. Но в современном мире, когда человек объективно может выжить один или даже будучи монородителем, а методы контрацепции имеют доказанную высокую эффективность, часть ранее адекватных требований становится неактуальной. А в культуре и восприятии нами другого человека эти требования по-прежнему сохраняются.

И вот эта сложность в отделении сексуального от социального в современном мире — та проблема, которую подсвечивает само существование идеологии инцелов.

Заключение

Вышеописанные мысли, на мой взгляд, позволяют сформулировать вопрос, который каждому будет полезно задать себе: «А что для меня делает другого человека сексуально-привлекательным, помимо самой внешней сексуальности?» и особенно тщательно подумать над ответом. Потому что работа с устаревшими предрассудками и критическое их осмысление — один из основных способов развития личности.

С уважением
Сергей Максимов.
Психолог.

P.S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ‑канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy

© Habrahabr.ru