Иммерсивный звук из стереосистемы с бинауральным форматом

В этой статье я хочу рассказать о новом способе получения иммерсивного звука, при помощи стереосистемы, который на мой взгляд, имеет весьма хороший потенциал и возможно, будет применён для киноиндустрии, а также в музыке.

На сегодняшний день, уже существует множество способов получения иммерсивного звука, которые весьма успешно применяются по всему миру. В основе, как правило, лежит система источников звука, расположенная вокруг слушателя, оборудование для его обработки и звуковой формат. Подробно останавливаться на описании принципов их работы я не буду, о них достаточно хорошо всем известно.

Метод, который по счастливой случайности мне удалось обнаружить, предельно прост и не требует больших финансовых затрат, а также сложных алгоритмов обработки звука.

Каджый из вас, наверняка сталкивался с надписью «наденьте наушники» при прослушивании бинауральных записей и это стало уже догмой. Я и сам всегда надевал наушники для аналитики получившейся бинауральной записи со своих самодельных устройств. Но однажды, я включил фонограмму с настенных колонок, не сказать что это студийные мониторы (JBL Stage A130), но тем не менее услышал артефакты в виде звука гуляющего в пространстве, почти как в наушниках, но со смещением. И тут в голову пришла идея, просто направить звук, также как и в наушниках, тоесть развернуть колонки под прямыми углами с левой и правой боковых сторон к голове. Сказать, что я был изумлён, ничего не сказать ! Позиция встала на свои места. Вспоминается знаменитый мем от Уральских пельменей — «А что так можно было ?!».

Далее, составил формулу. Это стереосистема класса Hi-Fi, с широкополосными динамиками развёрнутыми с боковых сторон на одинаковом расстоянии, а также одном уровне с головой слушателя. НЧ динамик или сабвуфер можно разместить где-нибудь в углу. И конечно, запись в бинауральном формате. Причём, качества не ниже Audio CD, то есть 16/44. Сам не однократно замечал потерю в позиционировании при переводе из WAV (24\48) в MP3 320. Хотя музыку в MP3 320 от Audio CD практически не могу различить.

формула

формула

1 — широкополосник прав. канал

2 — левый канал

3 — сабвуфер

4 — источник (ресивер\з.к.\усилитель)

5 — слушатель

6 — акустический фокус

Вот такая нехитрая схема получилась.

И про оборудование.

Существует два метода получения бинауральной записи:

  1. Натуральная, то есть запись с бинауральных микрофонов/стендов.

  2. Синтетическая — программный метод.

Что касается стендов, отдельно хочу сказать о необходимости использования не только анатомичной головы с ушами, но и торс. Причём, коэффициент звуковой проницаемости и отражения материалов должны соответствовать человеку. А из своих исследований, хочу добавить необходимость в демпфировании наружного входа в слуховой проход при помощи пучка из шерсти или волокон на основе аромида. Любой микрофон крайне не любит, когда его суют в какую-то раковину и начинает собирать все резонансы с окружающей его поверхности. Я долгое время не мог решить эту проблему, особенно она проявляла себя при записи акустической гитары на высокой ноте. Помог только пучёк в ухо) .

микрофон PUI Audio AOM-5024L

микрофон PUI Audio AOM-5024L

демпфирование пучком войлока

демпфирование пучком войлока

Что же касается программного метода, он также хорошо известен и успешно применяется, например в видео играх. Но качество пока сильно уступает натуральной записи.

Очень надеюсь, такой способ получит широкое распространение, в том числе в киноиндустрии. Появятся первые кинотеатры с бинауральным звуком. Преимущества вполне очевидны, это полноценный формат иммерсивного звука, что даст совершенно иные эмоциональные ощущения у зрителя, также низкие трудозатраты при кинопроизводстве и доступная стоимость оборудования.

© Habrahabr.ru