Илон Маск — об аппаратном улучшении людей
Интервью снималось на фоне конвейера по сборке автомобилей Tesla со снующими туда-сюда роботами
Илон Маск дал большое интервью своему другу и единомышленнику Сэму Альтману из инновационного бизнес-инкубатора Y Combinator. Напомним, в прошлом году Маск вместе с Альтманом основали некоммерческую организацию OpenAI для создания открытого демократичного (доброго) ИИ, который убережёт человечество от появления централизованного (злого) ИИ. Их обоих волнует наше будущее.
Илон Маск сразу сформулировал три важные задачи, которые стоят перед человечеством:
- Искусственный интеллект.
- Генетика.
- Скоростной интерфейс к мозгу.
Скоростная шина «мозг-компьютер»
«В данный момент наш мозг ограничен пропускной способностью интерфейса, — сказал Илон Маск. — У нас есть цифровые третичные «расширения» личности в виде коммуникации по электронной почте, наших компьютеров, телефонов, приложений. Мы практически сверхлюди. Но при этом мы исключительно ограничены в пропускной способности интерфейса между корой головного мозга и «третичной» цифровой формой наших личностей».
Преодолеть это ограничение — одна из важных задач, которая стоит перед наукой. Люди выйдут на новый уровень, если смогут эффективно обрабатывать в мозге всю информацию, которая сейчас доступна в цифровом виде, но не поступает в мозг из-за ограничений интерфейса.
К сожалению, информация не может поступать в мозг сразу в цифровой форме, так что при разработке высокоскоростной шины «мозг-компьютер» придётся решать также задачу преобразования и предварительной интерпретации информации.
По мнению Илона Маска, высокоскоростная шина «мозг-компьютер» обязательно должна быть совместима с интерфейсом демократического открытого ИИ, разработкой которого занимается организация OpenAI.
Слияние человеческого мозга с искусственным интеллектом Илон Маск сравнивает с тем, как работают вместе кора головного мозга (разум) и древняя лимбическая система, которая контролирует вегетативные и соматические реакции. Совершенно разные структуры научились отлично работать вместе, и сейчас никто даже не думает их разделять, верно? То же будет с интерфейсом для подключения человеческого мозга к ИИ. Это просто аппаратное улучшение, необходимое для более эффективной связи с нашей «цифровой личностью», которая уже де-факто существует.
«И тогда человек становится симбионтом в симбиозе с искусственным интеллектом, — объясняет Илон Маск. — Если такое получит распространение, если такой интерфейс сможет получить любой желающий, то мы одновременно решим проблему контроля. Не нужно будет беспокоиться о появлении некоего злого диктаторского ИИ, потому что все мы станем коллективным разумом. Это наилучший выход, какой я могу придумать».
Что делать молодёжи
Илон Маск вспомнил студенческие годы в 1990-х, когда он занимался ионисторами (ультра-конденсаторами) в качестве энергоносителей для электромобилей будущего. Но он решил не готовить кандидатскую диссертацию на эту тему (то есть решил не получать научную степень Ph.D.), потому что его подхватила волна доткомов. Когда вокруг творилось такое, Илон Маск не мог оставаться в стороне — и ему пришлось заработать многомиллионное состояние на общем подъёме доткомов. Просто не было другого выхода, уж слишком это было легко, такое было время.
Илон Маск считает, что для молодого человека вообще по жизни главный принцип — быть полезным. Пусть не изменять мир, но работа и деятельность человека должна обязательно приносить какую-то пользу окружающим. Для этого не нужно получать степень Ph.D, считает Илон Маск. В переводе на наши реалии, не нужно идти в аспирантуру и писать кандидатскую. «Некоторым нужно, но в большинстве случаев — нет», — говорит Илон.
Молодому человеку просто нужно подумать, где он принесёт больше всего пользы. Это может быть большая польза для нескольких людей, средняя польза для среднего количества людей или малая польза для большого количества людей. В общем, следует примерно рассчитать совокупную пользу, которую ты можешь принести, и на основании этого сделать выбор.
Илон Маск напоминает, что технологический прогресс и движение человечества вперёд возможны только в том случае, если большое количество умных людей как сумасшедшие будут упорно трудиться, чтобы сделать мир лучше. Если этого не происходит, то энтропия играет против нас. Как египетская цивилизация разучилась возводить пирамиды и читать иероглифы. Как римляне разучились строить акведуки и водопровод. Как инженеры авиакосмической отрасли 21 века разучились строить тяжёлые ракеты, которые доставляют человека на Луну, а потом отказались от многоразовых космических шаттлов. Если большое количество умных людей как сумасшедшие не будут упорно трудиться, то произойдёт быстрая техническая деградация.
Надо обладать решимостью.
Илон Маск сказал, что его решительные действия объясняются вовсе не отсутствием страха, а большой уверенностью в своей правоте и в важности своего дела. Ты знаешь, что просто должен сделать это, несмотря на страх.
Иногда помогает фатализм. Как в случае со SpaceX. При основании этой компании Илон Маск был практически уверен, что компанию ждёт провал — и изначально смирился с этим. То же самое он думает насчёт Tesla.
Колония на Марсе
А вот насчёт колонии людей на Марсе американский визионер гораздо более оптимистичен. Шансы на успех этой миссии весьма высоки, если всё пойдёт по плану: «Я должен быть уверен, что SpaceX не обанкротится между нынешним моментом и марсианской миссией. Что я не умру. Или если я умру, кто-то займёт моё место и продолжит дело».
Сэм Альтман пошутил, что хочет полететь на Марс, но его смущает большой пинг до Земли — трудно будет работать в интернете. Илон Маск заверил его, что пинг не такой уж большой: всего 4 световые минуты при ближайшем сближении и максимум 20, когда Земля и Марс находятся по разные стороны Солнца (правда, там будет промежуток времени, когда связь прервётся из-за помех).
Распорядок дня Илона Маска
Американский предприниматель опроверг слухи о том, что уделяет много времени бизнесу, общению с прессой и медиа. Оказывается, нет. На самом деле 80% его личного времени посвящено техническим вопросам — инженерному делу и проектированию. Например, в ракетах SpaceX он знает каждую техническую деталь и разбирается во всех мелочах. Это большая редкость для руководителя любой технической компании.
Президент компании SpaceX — Гвин Шотвелл — отвечает за продажи, финансы, юридическую сторону и общий бизнес. А сам Илон Маск целыми днями сидит с инженерами, улучшая ракету Falcon 9, космический аппарат Dragon и конструкцию марсианской базы для проживания колонистов. В Tesla у него тоже много работы, ведь будущая Гигафабрика должна стать «машиной для производства машин», а это на два порядка сложнее, чем просто создать новую машину. Там будет гораздо более высокий уровень автоматизации, чем на нынешнем заводе Tesla. Хотя и сейчас там множество роботов, которые постоянно передвигались за спиной Илона Маска во время интервью.
Сейчас конвейер с автомобилями S и X (он заметен в нижней части кадра) двигается со скоростью 5 сантиметров в секунду. Илон Маск стремится, чтобы на новом заводе скорость конвейера составляла хотя бы 1 метр в секунду, то есть как медленная ходьба человека. В идеале же нужно стремиться к скорости передвижения самого быстрого человека — 10 метров в секунду, сказал Маск.
Интервью Илона Маска