HR-робот обзванивает тысячи людей одновременно: рассказываем, как

b32d2e00a7ed41e181837baa2f2f9dd9.jpgХабр, привет. Период отпусков закончился, так что вливаемся в работу. Мы работаем и пишем, вы — читаете и тоже работаете (надеемся, и с нашей помощью тоже). Сегодня хотим поделиться еще одним кейсом — расскажем о нашем сотрудничестве с Роботом Верой. Эта компания помогает подбирать персонал для тех, кому нужны новые кадры. Частичная (и эффективная) автоматизация процесса рекрутинга не отменяет того, что нужно много звонить. Здесь на помощь Вере приходим мы — на Voximplant компания автоматизирует телефонный дозвон кандидатам.

Что делает автоматика в HR?


Робот Вера — настоящая помощница hr-менеджера. Начинается все с задания клиента — найти специалиста в определенной сфере, соответствующего ряду критериев (тут ничего необычного — регион, образование, уровень английского, гибкость графика, опыт работы, возраст, пол). Для работы клиентам предоставляется уютный и минималистичный кабинет (понятно, виртуальный), где формируется задание. Как только заказ готов, отдается приказ роботу, и начинается процесс поиска.

Вера (голос женский, имя — тоже, поэтому по тексту ниже — «она») ищет резюме на крупнейших сайтах по работе. Затем она в автоматическом режиме обрабатывает данные по соискателям, чьи анкеты размещены на таких ресурсах.

Обработав базу резюме, Робот Вера приступает к обзвону. Если вызов по какой-то причине не прошел (отключен телефон, занято, сбой сети), то она пытается «достучаться» по другим каналам — например, email. На усмотрение работодателя, письмо может содержать, помимо описания вакансии, ссылку для отклика, ссылку для прохождения видеоинтервью и номер телефона.

Как рассказала нам команда Веры, 50% откликов на вакансии они получают по телефону. Оставшиеся 50 распределяются по остальным каналам привлечения кандидатов — лидогенерирующая страничка в интернете, email. Давайте рассмотрим, как устроен самый эффективный канал в рекрутинге.

Зима Сингулярность близко!


Итак, Вера звонит соискателю. Если на том конце снимают трубку, она представляется и спрашивает, желает ли кандидат на вакансию получить информацию о работе. Если ответ положительный, робот кратко рассказывает об условиях (зарплата, время работы, наличие печенек в буфете) и снова спрашивает, интересна ли эта вакансия собеседнику. Если ответ — снова «да», то Вера сообщает, что соискателю перезвонит уже менеджер-человек для подробного обсуждения условий. И это лишь один вариант общения по телефону, самый простой. Большой плюс системы в том, что алгоритм «вопрос-ответ» можно изменять, усложнять или упрощать.

Спама, кстати, нет. Если кандидат говорит, что он не ищет работу, звонить не будут.

В процессе звонка задействованы технологии Voximplant. Вера анализирует звонок и предоставляет своим клиентам отчет.

Вся система телефонной связи у робота — это задача Voximplant. При этом компания может делать со звонками все, что захочет: облачные сценарии Voximplant пишутся на JavaScript и любой веб разработчик может сделать сложную телефонию за пару часов. В команде Веры экспериментируют и прикручивают «свой» синтез голоса. Модульность — это всегда хорошо, правда-правда. Добавить или убрать что-то к основной платформе Voximplant может любой программист.

Что касается распознавания голоса Верой, то здесь бывают проблемы, винить в которых нельзя ни нас, ни ее. Практически любая современная система, которая занимается распознаванием речи, не справляется с сильными сторонними шумами. Проезжающие машины, разговоры коллег во время звонка звуки — все это очень мешает. Так что из 100% звонков около 80% оказываются успешными, в 20% наблюдаются проблемы. В случае обнаружения проблемного звонка на помощь приходит email-рассылка.

Положительный момент — это то, что потенциальные кандидаты, которые по какой-то причине не были на связи во время телефонного звонка Веры или не увидели e-mail, могут связаться с ней позже, и работодатель увидит отклик.

И еще один момент (не менее положительный) — при помощи Voximplant наш партнер настроил обработку входящих звонков таким образом, что когда кандидат перезванивает, его номер распознается и Вера говорит ему именно то, что предназначено для этого человека, интересующегося конкретной вакансией.

Очень упрощенный пример кода, как это сделать:


Синтез речи у Веры — свой. При желании клиент может указать роботу общаться с потенциальными соискателями голосом с нейтральными интонациями, есть еще положительная интонация, добрая и радостная.

Кроме Веры сейчас с клиентами работает и робот Захар — то есть, добавлен и мужской голос. У Веры и Захара только голоса разные, суть — одна.

Почему Voximplant, а не Asterisk?


Мы любим, когда все работает, как часы — и без ложной скромности можем сказать, что с Voximplant так все и обстоит. Сотрудничество с Верой продолжается уже несколько месяцев, и за это время у компании не было проблем и сбоев.

Команда робота начала работать с нами уже после того, как интегрировала в свою платформу Asterisk. Почему? Работать он работал, но с платформой часто что-то случалось. Приходилось вызывать специалиста по Asterisk для решения мелких и крупных проблем, включая отсутствие звонков. Проблемы были частым явлением, а специалист мог отсутствовать, заболеть, он мог быть занят. Само собой, простой не нравился клиентам и ухудшал общую эффективность работы. С Voximplant у ребят ничего такого пока не случалось, и мы надеемся, что и не случится. Во всяком случае, мы делаем все для этого.

Вторая причина, которая побудила обратиться к нам — возможность работы с JavaScript. Если возникает проблема, нужно добавить, изменить или убрать что-то, то, не требуется вызывать специалиста откуда-то, все можно сделать своими силами.

Переход с Asterisk осуществлялся поэтапно, чтобы не было ничего вроде «в омут с головой». Сначала ребята добавили звонки из браузера — всего за один вечер был добавлен соответствующий функционал. После того, как эта функция хорошо себя показала, последовали и другие этапы интеграции.

Вера, вперед! Чемпионские результаты робота


Вера (и Захар, да) работают очень эффективно. О процессе их работы дольше писать, чем все происходит в реальности. Обзвон соискателей Верой по заданию конкретного клиента, то есть сформированной в кабинете заявки, выполняется всего за полтора часа. Средняя конверсия поиска кандидатов — 15%. То есть из 100 человек, которых нашел робот, остается 15, которые соответствуют всем критериям и сами заинтересованы в сотрудничестве.

Сейчас робот Вера делает за день в 10 раз больше звонков, чем профессиональный рекрутер. Это подтверждает не только собственный опыт, но и обратная связь от клиентов.

Единовременно Робот обзванивает десятки тысяч человек. В день число звонков достигает 30–50 тысяч. С начала работы Вера провела 2300 интервью с кандидатами на разные позиции, совершила 440000 звонков соискателям, обработала миллионы анкет на работных сайтах.

Об эффективности работы робота можно судить и по результатам, полученным компанией МТС после формирования заказа по поиску сотрудников. Компания получила 5000 откликов за месяц. Вера совершила более 40000 звонков, отправила 37000 сообщений электронной почты, более 100 кандидатов прошли видео-интервью.

В общем и целом, у нас с Верой получился отличный симбиоз технологий, куда входят распознавание голоса, звонки, синтез речи, работа с Big Data и многое другое. Определить, где заканчивается Voximplant и начинается робот, непосвященному человеку реально сложно. И главное — все это работает!

© Habrahabr.ru