Хоум-офис, который «объявил» коронавирус: крытый режим или горизонт возможностей?

Отношение к удалённой работе в IT никогда не было однозначным, хотя в целом всегда оказывалось демократичнее, чем в других отраслях. Пока одни компании ультимативно заявляли о том, что «только офис и глаза в глаза», другие активно развивали распределённые команды. Точек над i не было. Но всё изменилось, когда пришёл коронавирус: перед лицом возможного заболевания лояльность к удалёнке резко выросла, мировые корпорации стали раздавать свои инструменты для распределённых команд бесплатно, даже некоторые российские компании попробовали втиснуться в этот пиар (правда, в силу ограниченности маркетологов получилось топорно, ну да ладно, об этом поговорим по итогам). 

Всё круто, но как-то за скобками остаётся главное:, а каково людям, самим сотрудникам? Если ты не был удалёнщиком или фрилансером работа из дома после спада первой эйфории напоминает лютый карантин, тюрьму, пытку и т.д. Нередко крайне сложно перестроиться психологически. Я «в деле» почти 7 лет и, пожалуй, расскажу, что ожидает сотрудников и компании, выбравшие такой путь на какое-то время.   

138625a60a05529e3b0076363d257098.png


Когда остался поработать из дома
Так вышло, что я никогда не был фрилансером: 7 лет я именно работал (и работаю) одновременно на двух или одной работе, состоял в штате компаний разной величины, но физически не находился в офисе (по географическим и иным причинам). До этого я был 100%-ным офисным менеджером: с кофе, перекурами, болтовнёй, пятничной пиццей и боулингом. И я честно скажу: первый раз было очень больно :-) Однако к делу.

Первый переход на удалённую работу — техника безопасности


Итак, вы всегда работали в офисе, в коллективе, внутри отлаженных или бардачных бизнес-процессов, вы привыкли ехать на работу и с неё, закупаться в магазинах по дороге, ходить на обед и т.д. И вдруг предстоит какое-то время работать из дома. Что нужно об этом знать?

  • Самое главное правило: в рабочее время вы на работе. Неожиданная свобода в домашней обстановке срывает крышу: кажется, можно всё, например, переделать сотню домашних дел, попутно делая свою работу (временными интервалами). Так дело не пойдёт. Отвлекаясь на бытовые задачи, вы рассеиваете внимание и ко времени, уделённому на рабочие задачи, нужно прибавлять время на то, чтобы вернуться в рабочее русло. Как итог, у вас очень быстро начнут повисать хвосты различных задач, появится завал из писем, сообщений от коллег и т.д. В какой-то момент они накопят критическую массу и создадут вам реальные проблемы.  
  • Обеспечьте безопасность и собранность рабочего места: скоростной интернет, резервный канал (например, мобильная точка доступа), ПК, рабочие программы, необходимый в работе инвентарь (ручка, бумага и т.д.). Ваш рабочий стол должен быть таким же, как и в офисе, а не столовой с миской макарон около клавиатуры. Организованное рабочее место позволит вам сосредоточиться.
  • Поговорите с домашними. Признаюсь честно: этот квест у меня не удавался до тех пор, пока я не купил свою квартиру. В мировоззрение пожилых родителей никогда не впишется картина работающего дома человека, они никогда такого не видели. С детьми и женой/мужем договориться ещё сложнее: кто дома, тот и домохозяин. Однако это не повод конфликтовать и кричать. Расскажите о своей работе, объясните, в какое время вас нельзя беспокоить, поясните, что в противном случае вы можете потерять работу и доход. На какое-то время помогает. 
  • Не перерабатывайте. Все 7 лет у меня одна и та же история: сел в 9 утра, встал в час ночи следующего дня, работа увлекает и время вне офисных ограничений течёт значительно незаметнее. Установите себе привычный рабочий период изначально и старайтесь в него уложиться, не крадите время у самого себя.
  • Перераспределите освободившееся время. При работе в режиме «хоум-офис» у вас освободятся такие периоды: время на дорогу, время на обед, время на сборы. У большинства выйдет что-то около трёх часов. Ребят, 3 часа жизни резко освобождаются! Не проимейте их: лучше всего потратить их на обучение или здоровье (например, пробежку или домашнюю разминку). Это время, которое было вашим и вашим остаётся. Если эти периоды потратить на еду, сериальчики или игрухи, случается фаталити: хитрый и подлый мозг поразительно быстро привыкает к дофамину и вы потом с колоссальным трудом и стрессом вернётесь в привычный режим или смените род занятий в эти часы.
  • Не запускайте себя. У меня перед глазами свой пример и примеры знакомых, когда в какой-то момент приходит осознание, что что-то запущено: фигура, стрижка, здоровье и т.д. Нужно жить ровно той жизнью, что у вас была: строгая гигиена, классные стрижки, белоснежные зубы, отпадный макияж (если вы девушка), частые прогулки на воздухе, движение. Приковать себя к рабочему креслу — трагично для морального и физического состояния. Кстати, вот вам минимальный сет, чтобы обеспечить кислородом мозг и нагрузкой мышцы: каждый час-два 25 приседаний, 25 наклонов, 25 прокачиваний руками грудной клетки, 25 отжиманий/прыжков. Занимает менее 10 минут, эффект отличный. 


Эти пункты — главное, что нужно преодолеть на начальном этапе работы из дома. Потом будет гораздо легче. Жёсткая самодисциплина в это время — лучшее вложение в себя. Сейчас поймёте, почему.  

Рабочие проблемы


Будет ряд проблем и нюансов, с которыми вы непременно столкнётесь, особенно если руководство компании также не имеет опыта качественной удалёнки. 

  • Проблемы с коммуникацией: вы не сможете собраться на привычные встречи и пятиминутки для обсуждения вопросов. Поэтому нужно научиться слушать и говорить на созвонах, не перебивать собеседника, адекватно реагировать на речь.
  • Проблемы с интонациями. Когда не видишь человека, текст в мессенджере и его голос наполняешь своими эмоциями, вкладываешь свой смысл. Это прямой путь к непониманию и конфликтам. Поэтому совет простой: воспринимайте слова как информацию, не ищите двойное дно. Если кто-то в команде окажется слабым звеном, все это и так поймут.
  • Подозрительность. И руководство, и каждый член команды начинают подозревать друг друга в «неработе»: кажется, это ты тут одинокий вкалываешь, а остальные делают свои дела и недорабатывают. Скорее всего, так и есть: часть команды будет злоупотреблять работой на удалёнке. Однако это быстро всплывёт, не нужно проводить расследования и быть максимально подозрительным.  
  • Гиперконтроль. Сейчас активизировались ребята, которые предлагают софт для контроля сотрудников где угодно. Они предлагают всё, от программных средств и кейлоггеров до камеры за спиной. Однако ставить эти средства опасно: сотрудники могут просто начать увольняться из-за отсутствия доверия. Я повторюсь: работа каждого сотрудника видна по результату и никакое средство не спасёт вас от бездельников. Продолжайте использовать ваши привычные рабочие среды и ни в коем случае не закручивайте гайки.
  • Отстранённость руководителей. Если топ-менеджеры и тимлиды самоустранятся на время удалённо работы или в общении с удалёнщиками, работа быстро превратится в отпуск, поскольку возникнет иллюзия незаинтересованности, допустимости перерыва в работе, ослабления интенсивности труда и т.д. Нет, руководители должны и морально, и интеллектуально находится в этом новом виртуальном офисном пространстве и быть даже оперативнее и доступнее, чем обычно. 
  • Вы будете скучать друг по другу :-) Неожиданно, но правда. Поэтому лучше сразу завести отдельный общий чат-болталку для неформального общения, фотографий, ссылок, мемчиков и задорных дискуссий. И пусть этот чат ничем не ограничивается, кроме общей разумности и адекватности. Это позволит «домашним»  сотрудникам и удалённым работникам чувствовать себя увереннее, спокойнее и вовлечённее.


Кстати, периоды опасности или изменение стиля работы здорово сплачивает команду. Почти все ценят доверие и осознают ответственность, особенно в начале «распределённого» режима. Если ухватить это внутреннее ощущение и выстроить на нём новую виртуальную корпоративную культуру, в дальнейшем можно получить неплохой управленческий и опыт и, например, ввести практику «домашней» пятницы. В ваших руках будет новый инструмент нематериальной мотивации и удержания сотрудников ;-)   

Материально-техническое обеспечение


Кажется, что компания должна по возможности обеспечить и оплатить всё необходимое для оборудования рабочего места: от интернета до стула и ПК, ведь сотрудник работает в её интересах. Однако здесь есть сотня нюансов, расскажу об основных. 

  • Если мера временная, а в работе используются стационарные ПК, могут возникнуть сложности. Поэтому тем у кого есть ноутбуки или домашние ПК, лучше просто временно воспользоваться ими, а тем, у кого их нет, отвезти оборудование на такси за счёт компании. Так вы затратите минимум времени на «переброс» сил.
  • Если вы постоянный удалёнщик, лучше использовать своё оборудование. Во-первых, вы сами несёте за него ответственность и вам не нужно будет расплачиваться за дорогущий контроский ноутбук, на который кошка уронит чай. Во-вторых, на собственную технику никто не установит систему контроля без вашего ведома. В-третьих, своя техника привычнее. В-четвертых, если у вас свой источник интернета, никто не будет снимать/ограничивать трафик. 
  • Компания в любом случае должна озаботиться безопасностью данных: обеспечить условия безопасного доступа к корпоративным базам и сервисам, прописать правила использования ресурсов из дома, запретить подключения с публичных незащищённых каналов (я сам неоднократно видел, как люди сидя в корпоративных CRM с ноута в Макдональдсе, и меня как опытного автоматизатора просто передёргивало, бррр…) и т.д. Загрузите этой задачей своих сисадминов. 
  • Если в работе нужны специфические сервисы или железки, создайте логистический маршрут и попросите сисадминов настроить всё необходимое дома у тех, кто не может справиться с задачей самостоятельно (например, редкий бухгалтер сможет пробиться к офисному 1С самостоятельно, нужны инструкции, настройки и обучение). 


Иххаааа, время возможностей!


А теперь руководители компаний закрывают пост и я поговорю с сотрудниками с глазу на глаз. Шутка. Напротив, я приглашаю всех осознать несколько важных моментов, которые превратят вашу компанию в современную, лояльную и летящую вперёд. 

Надеюсь, никто не думает, что каждый сотрудник все 8 часов на работе занимается работой? Если вдруг вы думали именно так, то знайте: эффективно работать всё это время не может почти ни один человек. Оттуда куча социальных контактов: чай, кофе, перекуры, болтовня в опенспейсе, встречи и митинги, перерывы на чтение Хабра и многое другое. Думаю, эффективных наберётся часов 5. И если человек успевает хорошо сделать свою работу и достойно смотреться команде, это мега круто.

И это время наряду со временем на дорогу здорово ощущается при работе из дома. Оно реально есть! И тут важно направить его в правильное русло. Пусть сотрудники тратят его не на пустые развлечения, а на пет-проекты или обучение. Это придаст им мотивацию и не позволит мозгу остановиться. Можно даже подписать сотрудников на нужный компании обучающий курс и занять их этим. Эффект будет поразительный: вы получите более прокачанных, собранных сотрудников. 

Ну, а сотрудникам совет и строгое предупреждение: вы не фрилансеры, работа — first! Строго first!

Когда настанет время возвращаться в офис, вы увидите, что в команде появилось больше доверия, что сотрудники научились ценить свободное время внутри рабочего, что каждый способен работать из дома и оставаться продуктивным членом команды. И это круто: теперь вы можете устраивать хоум-пятницы, позволять работать из дома в дни, когда сотрудник приболел или должен что-то сделать дома, позволять не брать больничный и не заражать сотрудников сезонными заразами, разрешить работать удалённо при внешних форс-мажорах тем, кто работает далеко от работы и т.д. У вас будет опыт, который даст понять, насколько эффективны ваши сотрудники и насколько крутой инструмент мотивации вы получились.

Не бойтесь удалёнки, используйте её честно, добросовестно и по-максимуму. Это гарантирует хороший результат.

© Habrahabr.ru