Хостинг-провайдер удалил сервер с вашими данными. Что делать?

0c716d6cffa7ce67d6ba19c81c014d42.jpg

Как показывает жизненная практика, случаи, когда хостинг‑провайдер удаляет чьи‑то хранящиеся у него данные, далеко не единичны. Чаще всего они возникают из‑за банальной неоплаты услуг провайдера самими владельцами данных. Но что же делать если услуги Вами оплачены, для повышения надежности сохранности данных заказано резервное копирование, а данные все равно утеряны? А если этими данными был проект, над которым вы трудились продолжительное время или интернет‑магазин, приносящий вам доход не один год?

В этой статье мы рассмотрим данную ситуацию с правовой точки зрения, и продемонстрируем ее на примере конкретного кейса, возникшего между хостинг‑провайдером и интернет‑магазином.

— Где мой сервер? — Его удалили!

Представьте, Вы владелец небольшого интернет‑магазина, который размещен на VDS‑сервере известного хостинг‑провайдера, а для надежности сохранности данных вы также заказываете у него ежедневное копирование своего сервера. Услуги Вами оплачены на полгода вперед, сайт работает стабильно, и ничего не предвещает беды. Но однажды, Вы обнаруживаете, что сайт недоступен, а при заходе в личный кабинет провайдера не находите свой сервер. На экстренное обращение в техподдержку с вопросом «Где наш сервер?» получаете ответ, что он удален вместе с резервной копией в следствии масштабной DDoS‑атаки, которая является форс‑мажором, но сейчас все работает штатно, можно продолжать пользоваться нашими услугами, а утерянные данные мы попробуем восстановить.

Что же Вам делать? Во‑первых, если проект для Вас ценен, попытаться найти любую оставшуюся локальную копию и начать работу с ней, надеяться на восстановление данных хостинг‑провайдером не стоит. Во‑вторых, оценить полученный ущерб и попытаться защитить свои интересы.

В предыдущей статье мы писали почему DDoS‑атака не может считаться форс‑мажором для хостинг‑провайдеров, а оправдание ими своих ляп и косяков юридически бесперспективна. Кроме этого логика подсказывает, что если хостинг‑провайдер ссылается на непреодолимую силу (при этом не приводя никаких доказательств ее наступления), не указывает на конкретного виновного в удалении сервера (а все логи у него есть), то виноват он сам. На что же может рассчитывать владелец утраченного ресурса?

Вред, убытки и ущерб

В гражданском законодательстве есть такое понятие как вред, оно очень широкое и подразумевает под собой умаление любого охраняемого законом блага — материального (имущество) и нематериального (жизнь, здоровье, моральный вред и пр.). Удаление сервера с сайтом интернет‑магазина — не что иное как лишение имущества его владельца. Ст.1064 ГК РФ гласит, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Обратите внимание, согласно данной статьи закона Хостинг‑провайдер должен возместить вред в полном объеме, если не докажет, что он причинён не по его вине.

Формой выражения материального вреда в гражданском праве являются убытки. Статья 15 ГК РФ убытки разделяет на:

  • реальный ущерб, т.е. расходы, которые должно понести или понесло лицо, чье право нарушено, для восстановления нарушенного права;

  • и упущенную выгоду, т.е. доходы, которые получило бы утратившее право лицо, при обычных условиях гражданского оборота.

Прада, в той же статье 15 ГК РФ указано, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договора не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Таймвеб vs. Веселая Сова

Ровно такой случай, как изложен в разделе »- Где мой сервер? — Его удалили!» произошел с сайтом интернет-магазина «Веселая Сова», который был размещен на VDS-сервере хостинг-провайдера «Таймвеб». 19 апреля 2023 года ровно в 16:00 сервер с сайтом и его резервная копия были удалены, произошедшее провайдер объяснил форс-мажором.

Не найдя сохраненных копий, 21 апреля специалисты «Таймвеб» запустили «скан на связность образов с ID VDS» и согласились везти диалог о компенсации простоя магазина. Оценить сроки проведения этих работ провайдер на смог, и согласился ежедневно информировать об их продвижении.

10 мая 2023 года ТП «Таймвеб» сообщила, что полученные в ходе сканирования данные не прошли проверку на целостность и не могут быть в дальнейшем использованы. В качестве компенсации были предложены максимальная помощь инженеров, 100000 рублей на счет аккаунта в «Таймвеб» и 50000 руб. на возмещение расходов на разработку нового магазина.

Проанализировав ситуацию и оценив уровень издержек, владельцы магазина приняли решение восстанавливать сайт из обнаруженных старых локальных копий. Вечером 11 мая в «Таймвеб» был направлен Расчет реального ущерба (вреда), который понес магазин в результате удаления сервера с сайтом. Его общая сумма составила 385»837 руб., включая постоянные расходы магазина (аренда, зарплата и пр.), затраты на восстановление сайта с утерянной информацией и потери, которые понес магазин от приостановки деятельности (скидки поставщиков, утраты части клиентов и информации о них, падение в поисковой выдаче и пр.).

16 мая «Таймвеб» сообщил, что «Наши юристы и финансовая служба внимательно ознакомились с предоставленной вами сметой и согласовали компенсацию в 100000 рублей.»

В ходе продолжительного диалога стороны не смогли прийти к консенсусу, и 30 мая 2023 года магазин подал хостинг-провайдеру официальную досудебную Претензию на сумму 885»407 руб., которая помимо реального ущерба также учитывает упущенную выгоду, репутационные потери и стоимость юридических услуг на ее подготовку.

27 июня «Таймвеб» в своем ответном письме сообщил, что оставил претензию без рассмотрения, потому что:

  1. Между сторонами не возникало правоотношений, основанных на договорах аренды или хранения, а следовательно никто никому ничего под роспись не передавал, и ответственности за сохранность не брал.

  2. Исполнитель не лишал Заказчика права использовать принадлежащий ему интернет‑магазин и не лишал права осуществлять право вести предпринимательскую деятельность и получать доход. В доказательство тому приводится странички Магазина на Яндекс.Маркете и в ВК.

  3. Заказчиком не доказан размер убытков, т.к. есть страничка в ВК и Яндекс.Маркете, то сайт утрачен не был, а заявленная сумма на восстановление работоспособности магазина (79 500 ₽) завышена, так как новый сайт можно сделать за 40 000 ₽

  4. Размер подлежащих возмещению убытков ограничен условиями договора, и равна стоимости месячных услуг, а потому можете получить 1100 ₽ на счет аккаунта.

  5. Оказанные Исполнителем услуги приняты Заказчиком без возражений, т.к. не было письменных возражений, и УПД (форма Акта) в таком случае считается автоматически подписанной в течение 5 дней после его выставления. Также о действиях форс‑мажора Исполнитель своевременно оповестил Заказчика в соответствии с пунктами договора.

Впрочем, нужно отдать должное, проявляя истинную заботу о своих клиентах «Таймвеб» предложил заключить Соглашение к Договору оферты следующего содержания:

  1. В связи с понесенными Заказчиком затратами на восстановление утраченной информации, размещенной в Информационной системе Исполнителя, в рамках Оферты, на основании претензии и обращения Заказчика (тикет №7599275), Исполнитель обязуется перечислить Заказчику 200 000 (двести тысяч) рублей 00 копеек на расчетный счет, указанный в п.4 настоящего Соглашения в течение  10 (десяти) рабочих дней с момента согласования условий в настоящем Соглашении.

  1. В связи с осуществлением Исполнителем выплаты, указанной в п.1. настоящего Соглашения, Заказчик не имеет никаких претензий к качеству оказываемых Исполнителем услуг и считает данные услуги оказываемыми надлежащим образом, а также подтверждает возмещение причиненных ему убытков, упущенной выгоды в полном объеме.

К сожалению, предложенная сумма компенсации магазин не устраивает, т.к. она не покрывает даже четверти понесенных убытков, и принято решение обращаться в суд.

Интересный факт, но нам не удалось обнаружить ни одного судебного разбирательства по похожим инцидентам, по‑видимому, пострадавшие не видят особых перспектив в них. Мы же настроены решительно, и наша команда юристов видит все основания для победы. Суд обязательно примет наш иск к рассмотрению, а на судебное заседание мы разошлем приглашение всем заинтересованным СМИ, полагаем, что столь уникальный процесс будет для них весьма интересен. Так что, продолжение следует.

© Habrahabr.ru