Hello World из байт-кода для JVM
Скомпилируем простенькую программу выводящую «Hello World» и пройдемся по его структуре
Не думаю, что статья будет достаточно информативной для тех, кто поверхностно не знает как выглядит байт-код и как с ним работает JVM (например, хотя бы простейшие инструкции (знание об их существовании)).
На самом деле, это не так сложно. Достаточно использовать инструмент javap
из JDK и рассмотреть дизассемблированный код.
А мы приступим к разбору самой структуры байт-кода для JVM
Очень полезной книгой для этого стала официальная спецификация JVM — The Java Virtual Machine Specification на сайте oracle
Для начала создадим простенькую программу:
public class Main {
public static void main(String ... args) {
System.out.println("Hello World");
}
}
Скомпилируем её командой javac Main.java
и собственно сделаем дизассемблинг
javap -c -v Main
Main.class
Classfile /C:/Users/Arthur/playground/java/jvm/Main.class
Last modified 26.10.2019; size 413 bytes
MD5 checksum 6449121a3bb611fee394e4f322401ee1
Compiled from "Main.java"
public class Main
minor version: 0
major version: 52
flags: ACC_PUBLIC, ACC_SUPER
Constant pool:
#1 = Methodref #6.#15 // java/lang/Object."":()V
#2 = Fieldref #16.#17 // java/lang/System.out:Ljava/io/PrintStream;
#3 = String #18 // Hello World
#4 = Methodref #19.#20 // java/io/PrintStream.println:(Ljava/lang/String;)V
#5 = Class #21 // Main
#6 = Class #22 // java/lang/Object
#7 = Utf8
#8 = Utf8 ()V
#9 = Utf8 Code
#10 = Utf8 LineNumberTable
#11 = Utf8 main
#12 = Utf8 ([Ljava/lang/String;)V
#13 = Utf8 SourceFile
#14 = Utf8 Main.java
#15 = NameAndType #7:#8 // "":()V
#16 = Class #23 // java/lang/System
#17 = NameAndType #24:#25 // out:Ljava/io/PrintStream;
#18 = Utf8 Hello World
#19 = Class #26 // java/io/PrintStream
#20 = NameAndType #27:#28 // println:(Ljava/lang/String;)V
#21 = Utf8 Main
#22 = Utf8 java/lang/Object
#23 = Utf8 java/lang/System
#24 = Utf8 out
#25 = Utf8 Ljava/io/PrintStream;
#26 = Utf8 java/io/PrintStream
#27 = Utf8 println
#28 = Utf8 (Ljava/lang/String;)V
{
public Main();
descriptor: ()V
flags: ACC_PUBLIC
Code:
stack=1, locals=1, args_size=1
0: aload_0
1: invokespecial #1 // Method java/lang/Object."":()V
4: return
LineNumberTable:
line 1: 0
public static void main(java.lang.String...);
descriptor: ([Ljava/lang/String;)V
flags: ACC_PUBLIC, ACC_STATIC, ACC_VARARGS
Code:
stack=2, locals=1, args_size=1
0: getstatic #2 // Field java/lang/System.out:Ljava/io/PrintStream;
3: ldc #3 // String Hello World
5: invokevirtual #4// Method java/io/PrintStream.println:(Ljava/lang/String;)V
8: return
LineNumberTable:
line 4: 0
line 5: 8
}
SourceFile: "Main.java"
Это просто представление байт-кода, которое человеку видеть легче, чем оригинальный байт-код, но сам он выглядит иначе:
cafe babe 0000 0034 001d 0a00 0600 0f09
0010 0011 0800 120a 0013 0014 0700 1507
0016 0100 063c 696e 6974 3e01 0003 2829
5601 0004 436f 6465 0100 0f4c 696e 654e
756d 6265 7254 6162 6c65 0100 046d 6169
6e01 0016 285b 4c6a 6176 612f 6c61 6e67
2f53 7472 696e 673b 2956 0100 0a53 6f75
7263 6546 696c 6501 0009 4d61 696e 2e6a
6176 610c 0007 0008 0700 170c 0018 0019
0100 0b48 656c 6c6f 2057 6f72 6c64 0700
1a0c 001b 001c 0100 044d 6169 6e01 0010
6a61 7661 2f6c 616e 672f 4f62 6a65 6374
0100 106a 6176 612f 6c61 6e67 2f53 7973
7465 6d01 0003 6f75 7401 0015 4c6a 6176
612f 696f 2f50 7269 6e74 5374 7265 616d
3b01 0013 6a61 7661 2f69 6f2f 5072 696e
7453 7472 6561 6d01 0007 7072 696e 746c
6e01 0015 284c 6a61 7661 2f6c 616e 672f
5374 7269 6e67 3b29 5600 2100 0500 0600
0000 0000 0200 0100 0700 0800 0100 0900
0000 1d00 0100 0100 0000 052a b700 01b1
0000 0001 000a 0000 0006 0001 0000 0001
0089 000b 000c 0001 0009 0000 0025 0002
0001 0000 0009 b200 0212 03b6 0004 b100
0000 0100 0a00 0000 0a00 0200 0000 0400
0800 0500 0100 0d00 0000 0200 0e
(Можете открыть ваш .class
файл через Sublime Text указав при этом File→ Save with Encoding → Hexademical)
С этим кодом мы и будем работать.
Но для начала нам нужно его отформатировать, чтобы не путаться что где находится, а байт-код, на самом деле, имеет вполне жесткую структуру:
ClassFile {
u4 magic;
u2 minor_version;
u2 major_version;
u2 constant_pool_count;
cp_info constant_pool[constant_pool_count-1];
u2 access_flags;
u2 this_class;
u2 super_class;
u2 interfaces_count;
u2 interfaces[interfaces_count];
u2 fields_count;
field_info fields[fields_count];
u2 methods_count;
method_info methods[methods_count];
u2 attributes_count;
attribute_info attributes[attributes_count];
}
Её вы можете найти в спецификации JVM Chapter 4.1 The ClassFile Structure
Тут все просто — слева указана размерность в байтах, а справа описание.
Разбирать байт-код мы будем в hexadecimal, где каждая цифра занимает 4 бита, а следовательно, на два байта — 4 цифры и на четыре байта — 8 цифр.
magic
magic — это значение, которое идентифицирует формат нашего класса. Он равен 0xCAFEBABE
, который имеет свою историю создания.
minor_version, major_version
Это версии вашего class
файла. Если мы назовем major_version
M и minor_version
m, то получаем версию нашего class
файла как M.m
Сейчас я сразу буду приводить примеры из нашей программы «Hello World», чтобы посмотреть как они используются:
cafe babe -- magic
0000 -- minor_version
0034 -- major_version
Его же мы можем видеть в дизассемблированном коде, но уже в десятичной системе счисления:
...
public class Main
minor version: 0
major version: 52
flags: ACC_PUBLIC,
...
constant_pool_count
Здесь указывается количество переменных в пуле констант. При этом, если вы решили писать код на чистом байт-коде, то вам обязательно нужно следить за его значением, так как если вы укажете не то значение, то вся программа полетит к чертям (проверено!).
Также следует не забывать, что вы должны писать туда количество_переменных_в_пуле + 1
Итого, получаем:
cafe babe -- magic
0000 0034 -- version
001d -- constant_pool_count
constant_pool[]
Каждый тип переменной в пуле констант имеет свою структуру:
cp_info {
u1 tag;
u1 info[];
}
Здесь все нужно делать последовательно. Сначала считываем tag
, чтобы узнать тип переменной и по типу этой переменной смотрим какую структуру имеет последующее его значение info[]
Таблица с тэгами можно найти в спецификации Table 4.3 Constant pool tags
Собственно, вот табличка:
Как ранее уже говорилось, каждый тип константы имеет свою структуру.
Вот, например, структура CONSTANT_Class
:
CONSTANT_Class_info {
u1 tag;
u2 name_index;
}
Структура поля и метода:
CONSTANT_Fieldref_info {
u1 tag;
u2 class_index;
u2 name_and_type_index;
}
CONSTANT_Methodref_info {
u1 tag;
u2 class_index;
u2 name_and_type_index;
}
Тут важно заметить, что разные структуры, могут иметь разную длину.
Рассмотрим часть нашего кода:
cafe babe
0000 0034
001d -- constant_pool_count
0a00 0600 0f09 0010 0011 0800 12 ...
Итак, смотрим на структуру константы и узнаем, что первый байт отведен под тип константы. Здесь мы видим 0a
(10) — а, следовательно, это CONSTANT_Methodref
Смотрим его структуру:
CONSTANT_Methodref_info {
u1 tag;
u2 class_index;
u2 name_and_type_index;
}
После одного байта для тэга, нам нужно еще 4 байта для class_index
и name_and_type_index
cafe babe
0000 0034
001d -- constant_pool_count
0a 0006 000f -- CONSTANT_Methodref
0900 1000 1108 0012 ...
Отлично, мы нашли одну из значений пула констант. Идем дальше. Смотрим, 09
— значит тип CONSTANT_Fieldref
Получаем:
cafe babe
0000 0034
001d -- constant_pool_count
0a 0006 000f -- CONSTANT_Methodref
09 0010 0011 -- CONSTANT_Fieldref
08 0012 ...
Вам может показаться, что большинство типов имеет одинаковую форму, но это не так.
Например, структура следующего типа выглядит так, CONSTANT_String
:
CONSTANT_String_info {
u1 tag;
u2 string_index;
}
Все эти структуры можно посмотреть в Chapter 4.4 The Constant Pool
Теперь разберем, что значат типы внутри самого info
Методы, которые попадают под паттерн *_index
обычно содержат адрес из таблицы пула констант. Например, class_index
на значение с типом CONSTANT_Class_info
, а string_index
на CONSTANT_Utf8_info
Это же мы можем видеть в дизассемблированном коде:
#1 = Methodref #6.#15 // java/lang/Object."":()V
#2 = Fieldref #16.#17 // java/lang/System.out:Ljava/io/PrintStream;
#3 = String #18
0a 0006 000f -- CONSTANT_Methodref
09 0010 0011 -- CONSTANT_Fieldref
08 0012 -- CONSTANT_String
Также можно выделить представление чисел и строк.
Про представление чисел можно прочитать начиная с главы 4.4.4, а мы пока разберем лишь строки, так как числа пока не входят в программу Hello World
Собственно, вот так представляется строка:
CONSTANT_Utf8_info {
u1 tag;
u2 length;
u1 bytes[length];
}
Например, наш Hello World:
01 -- tag
000b -- length
48 65 6c 6c 6f 20 57 6f 72 6c 64 -- bytes[length] // H e l l o W o r l d
Разбирая весь пул констант байт-кода, получим:
-- [Constant Pool]
-- methodref
0a 0006 000f
-- fieldref
09 0010 0011
-- string
08 0012
-- methodref
0a 0013 0014
-- Class
07 0015
-- Class
07 0016
-- Utf8
01 0006
3c 69 6e 69 74 3e
-- Utf8
01 0003
28 29 56
-- Utf8
01 0004
43 6f 64 65
-- Utf8
01 000f
4c 69 6e 65 4e 75 6d
62 65 72 54 61 62 6c 65
-- Utf8
01 0004
6d 61 69 6e
-- Utf8
01 0016
28 5b 4c 6a 61 76 61 2f 6c 61 6e 67
2f 53 74 72 69 6e 67 3b 29 56
-- Utf8
01 000a
53 6f 75 72 63 65 46 69 6c 65
-- Utf8
01 0009
4d 61 69 6e 2e 6a 61 76 61
-- NameAndType
0c 0007 0008
-- Class
07 0017
-- NameAndType
0c 0018 0019
-- Utf8
01 000b
48 65 6c 6c 6f 20 57 6f 72 6c 64
-- Class
07 001a
-- NameAndType
0c 001b 001c
-- Utf8
01 0004
4d 61 69 6e
-- Utf8
01 0010
6a 61 76 61 2f 6c 61 6e 67 2f 4f 62 6a 65 63 74
-- Utf8
01 0010
6a 61 76 61 2f 6c 61 6e 67 2f 53 79 73 74 65 6d
-- Utf8
01 0003
6f 75 74
-- Utf8
01 0015
4c 6a 61 76 61 2f 69 6f 2f 50 72 69 6e 74 53 74
72 65 61 6d 3b
-- Utf8
01 0013
6a 61 76 61 2f 69 6f 2f 50 72 69 6e 74 53 74 72
65 61 6d
-- Utf8
01 0007
70 72 69 6e 74 6c 6e
-- Utf8
01 0015
28 4c 6a 61 76 61 2f 6c 61 6e 67 2f 53 74 72 69
6e 67 3b 29 56
-- [Constant Pool END]
Также, мы можем сравнить его с дизассемблированным кодом:
Constant pool:
#1 = Methodref #6.#15 // java/lang/Object."":()V
#2 = Fieldref #16.#17 // java/lang/System.out:Ljava/io/PrintStream;
#3 = String #18 // Hello World
#4 = Methodref #19.#20 // java/io/PrintStream.println:(Ljava/lang/String;)V
#5 = Class #21 // Main
#6 = Class #22 // java/lang/Object
#7 = Utf8
#8 = Utf8 ()V
#9 = Utf8 Code
#10 = Utf8 LineNumberTable
#11 = Utf8 main
#12 = Utf8 ([Ljava/lang/String;)V
#13 = Utf8 SourceFile
#14 = Utf8 Main.java
#15 = NameAndType #7:#8 // "":()V
#16 = Class #23 // java/lang/System
#17 = NameAndType #24:#25 // out:Ljava/io/PrintStream;
#18 = Utf8 Hello World
#19 = Class #26 // java/io/PrintStream
#20 = NameAndType #27:#28 // println:(Ljava/lang/String;)V
#21 = Utf8 Main
#22 = Utf8 java/lang/Object
#23 = Utf8 java/lang/System
#24 = Utf8 out
#25 = Utf8 Ljava/io/PrintStream;
#26 = Utf8 java/io/PrintStream
#27 = Utf8 println
#28 = Utf8 (Ljava/lang/String;)V
Тем самым проверив, что все совпадает, ведь по сути javap
просто обрабатывает этот байт-код и показывает нам его в форматированном виде.
Пул констант нужен для инструкций. Например:
public Main();
descriptor: ()V
flags: ACC_PUBLIC
Code:
stack=1, locals=1, args_size=1
0: aload_0
1: invokespecial #1 // ссылается на адрес 1 в пуле констант
4: return
Подробнее обо всех типах в пуле констант можно узнать в Chapter 4.4 The Constant Pool
Идем дальше по структуре ClassFile
access_flags
Это битовая маска для свойств модификаторов
this_class
Должна содержать адрес на this
класса. В нашем случае, она находится по адресу 5:
Constant pool:
#1 = Methodref #6.#15 // java/lang/Object."":()V
#2 = Fieldref #16.#17 // java/lang/System.out:Ljava/io/PrintStream;
#3 = String #18 // Hello World
#4 = Methodref #19.#20 // java/io/PrintStream.println:(Ljava/lang/String;)V
#5 = Class #21 // Main
#6 = Class #22 // java/lang/Object
...
Следует заметить, что структуру этой переменной должна соответствовать CONSTANT_Class_info
super_class
Адрес предка класса. В нашем случае, значение по адресу #6
. Ну, и также обязательным является структура значения CONSTANT_Class_info
Имена этих классов заданы в структуре константы CONSTANT_Utf8_info
. Если мы посмотрим ячейки #21
и #22
, то увидим:
...
#21 = Utf8 Main
#22 = Utf8 java/lang/Object
...
То есть в этих ячейках указан name_index
из структуры:
CONSTANT_Class_info {
u1 tag;
u2 name_index;
}
interfaces_count, fields_count
Их в нашей программе нет, поэтому их значения будут равны 0000, а последующих значений fields[]
, interfaces[]
просто не будет.
Читайте подробнее 4.1 The ClassFile Structure
methods_count
Количество методов. Хоть и в коде мы видим один метод в классе, но, на самом деле, их два. Кроме main
метода еще есть конструктор по умолчанию. Поэтому их количество равно двум, в нашем случае.
methods[]
Каждый элемент должен соответствовать структуре method_info
описанной в Chapter 4.6 Methods
method_info {
u2 access_flags;
u2 name_index;
u2 descriptor_index;
u2 attributes_count;
attribute_info attributes[attributes_count];
}
В нашем байт-коде (отформатированном, с комментариями) выглядит это так:
-- [methods]
-- public Main();
0001 --access_flags
0007 -- name_index
0008 -- descriptor_index
0001 -- attributes_count
-- attribute_info
0009 -- attribute_name_index (Code)
0000 001d - attribute_length
0001 -- max_stack
0001 -- max_locals
0000 0005 -- code_length
2a b7 00 01 b1 -- code[]
0000 -- exception_table_length
0001 -- attributes_count;
000a -- attribute_name_index
0000 0006 -- attribute_length
00 01 00 00 00 01
-- public static void main(java.lang.String...);
0089 --access_flags
000b -- name_index
000c -- descriptor_index
0001 -- attributes_count
-- attribute_info
0009 -- attribute_name_index (Code)
0000 0025 -- attribute_length
0002 -- max_stack
0001 -- max_locals
0000 0009 -- code_length
b2 00 02 12 03 b6 00 04 b1 -- code[]
0000 -- exception_table_length
0001 -- attributes_count
000a -- attribute_name_index
0000 000a -- attribute_length
00 02 00 00 00 04 00 08 00 05
-- [methods END]
Разберем по-подробнее структуру методов:
access_flags
Маска модификаторов. Table 4.5 Method access and property flags
Как мы можем видеть из байт-кода, в методе public Main();
(конструктор) стоит маска 0001
, который означает ACC_PUBLIC
.
А теперь сами попробуем собрать метод main
. Вот, что у него есть:
- public — ACC_PUBLIC — 0×0001
- static — ACC_STATIC — 0×0008
- String… args — ACC_VARARGS — 0×0080
Собираем маску: 0×0001 + 0×0008 + 0×0080 = 0x0089
. Итак, мы получили access_flag
К слову, ACC_VARARGS здесь необязательный, в том плане, что, если бы мы
использовали String[] args вместо String… args, то этого флага бы не было
name_index
Адрес имени метода (CONSTANT_Utf8_info
) в пуле констант. Здесь важно заметить, что имя конструктора это не Main, а
, расположенная в ячейке #7.
Подробнее о
и
в Chapter 2.9 Special Methods
descriptor_index
Грубо говоря, это адрес указывающий на дескриптор метода. Этот дескриптор содержит тип возвращаемого значения и тип его сигнатуры.
Также, в JVM используются интерпретируемые сокращения:
В общем случае это выглядит так:
( ParameterDescriptor* ) ReturnDescriptor
Например, следующий метод:
Object method(int i, double d, Thread t) {..}
Можно представить в виде
(IDLjava/lang/Thread;)Ljava/lang/Object
Собственно, I
— это int
, D
— это double
, а Ljava/lang/Thread;
класс Thread
из стандартной библиотеки java.lang
.
Далее, идут атрибуты, которые также имеют свою структуру.
Но сначала, как и всегда, идет его количество attributes_count
Затем сами атрибуты со структурой описанной в Chapter 4.7 Attributes
attribute_info {
u2 attribute_name_index;
u4 attribute_length;
u1 info[attribute_length];
}
attribute_name_index
Указание имени атрибута. В нашем случае, у обоих методов это Code
. Атрибуты это отдельная большая тема, в котором можно по спецификации создавать даже свои атрибуты. Но нам пока следует знать, что attribute_name_index
просто указывает на адрес в пуле констант со структурой CONSTANT_Utf8_info
attribute_length
Содержит длину атрибута, не включая attribute_name_index
и attribute_length
info
Далее, мы будем использовать структуру Code
, так как в значении attribute_name_index
мы указали на значение в пуле констант Code
.
Подробнее: Chapter 4.7.3 The Code Attribute
Вот его структура:
Code_attribute {
u2 attribute_name_index;
u4 attribute_length;
u2 max_stack;
u2 max_locals;
u4 code_length;
u1 code[code_length];
u2 exception_table_length;
{ u2 start_pc;
u2 end_pc;
u2 handler_pc;
u2 catch_type;
} exception_table[exception_table_length];
u2 attributes_count;
attribute_info attributes[attributes_count];
}
max_stack
Мне кажется, что имя этого атрибута может ввести в заблуждение из-за приставки max. На самом деле, это минимальный размер стека нужный для выполнения операции. Ну, это имя приобретает логику, если сказать, максимальный размер стека, который будет достигнут во время выполнения операции.
Упрощенно говоря, JVM выделит место для стека операндов. Там можно указывать значение, которое больше, чем нужно, но определение в этом атрибуте значения меньше, чем нужно приведет к ошибке.
На тему стека можно почитать «О стеке и куче в контексте мира Java» или в «JVM Internals»
max_locals
Максимальный размер локальных переменных
Ознакомится с локальными переменными можно либо в Mastering Java Bytecode at the Core of the JVM или в том же JVM Internals
code_length
Размер кода, который будет исполнятся внутри метода
code[]
Каждый код указывает на какую-то инструкцию. Таблицу соотношения optcode
и команды с мнемоникой можно найти в википедии — Java bytecode instruction listings или в самой спецификации в конце книги
Для примера, возьмем наш конструктор:
-- public Main();
0001 --access_flags
0007 -- name_index
0008 -- descriptor_index
0001 -- attributes_count
-- attribute_info
0009 -- attribute_name_index (Code)
0000 001d - attribute_length
00 01 -- max_stack
00 01 -- max_locals
00 00 00 05 -- code_length
2a b7 00 01 b1 -- code[]
0000 -- exception_table_length
0001 -- attributes_count;
00 0a -- attribute_name_index
0000 0006 -- attribute_length
00 01 00 00 00 01
Здесь мы можем найти наш код:
2a b7 00 01 b1
Ищем в таблице команды и сопоставляем:
2a - aload_0
b7 0001 - invokespecial #1
b1 - return
Также описания этих команд можно найти здесь: Chapter 4.10.1.9. Type Checking Instructions
exception_table_length
Задает число элементов в таблице exception_table. У нас пока нет перехватов исключений поэтому разбирать его не будем. Но дополнительно можно почитать Chapter 4.7.3 The Code Attribute
exception_table[]
Имеет вот такую структуру:
{
u2 start_pc;
u2 end_pc;
u2 handler_pc;
u2 catch_type;
}
Если упрощать, то нужно указать начало, конец (start_pc
, end_pc
) кода, который будет обрабатывать handler_pc
и тип исключения catch_type
attributes_count
Количество атрибутов в Code
attributes[]
Атрибуты, часто используются анализаторами или отладчиками.
Средства для работы с байт-кодом
Это немного не та тема, которая относится к данной статье, но все же косвенно связанная с ней.
Средств для работы с байт-кодом, на самом деле, достаточно много. Здесь я бы хотел рассмотреть Byte Code Engineering Library (BCEL) от Apache Commons.
Для начала, с помощью него мы может получить некоторые атрибуты байт-кода:
// read file from resources/complied/ClassA.class
InputStream inputStream = ClassParserExample.class.getResourceAsStream("/compiled/ClassA.class");
if (inputStream == null) throw new FileNotFoundException();
ClassParser parser = new ClassParser(inputStream, "ClassA.class");
JavaClass clazz = parser.parse();
final String HEX_BYTECODE = getHex(clazz.getBytes());
System.out.println("Hex bytecode: ");
System.out.println(HEX_BYTECODE);
System.out.println();
final String MINOR_VER = getHex(clazz.getMinor());
final String MAJOR_VER = getHex(clazz.getMajor());
final String CONSTANT_POOL = getHex(clazz.getConstantPool().getConstantPool());
final String ACCESS_FLAGS = getHex(clazz.getAccessFlags());
final String THIS_CLASS = getHex(clazz.getClassName().getBytes());
final String SUPER_CLASS = getHex(clazz.getSuperClass().getBytes());
final String INTERFACES = getHex(clazz.getInterfaces());
final String FIELDS = getHex(clazz.getFields());
final String METHODS = getHex(clazz.getMethods());
final String ATTRIBUTES = getHex(clazz.getAttributes());
import org.apache.bcel.classfile.*;
import org.apache.commons.codec.binary.Hex;
import java.io.*;
public class ClassParserExample {
public static void main(String... args) throws IOException, ClassNotFoundException {
// read file from resources/complied/ClassA.class
InputStream inputStream = ClassParserExample.class.getResourceAsStream("/compiled/ClassA.class");
if (inputStream == null) throw new FileNotFoundException();
ClassParser parser = new ClassParser(inputStream, "ClassA.class");
JavaClass clazz = parser.parse();
final String HEX_BYTECODE = getHex(clazz.getBytes());
System.out.println("Hex bytecode: ");
System.out.println(HEX_BYTECODE);
System.out.println();
final String MINOR_VER = getHex(clazz.getMinor());
final String MAJOR_VER = getHex(clazz.getMajor());
final String CONSTANT_POOL = getHex(clazz.getConstantPool().getConstantPool());
final String ACCESS_FLAGS = getHex(clazz.getAccessFlags());
final String THIS_CLASS = getHex(clazz.getClassName().getBytes());
final String SUPER_CLASS = getHex(clazz.getSuperClass().getBytes());
final String INTERFACES = getHex(clazz.getInterfaces());
final String FIELDS = getHex(clazz.getFields());
final String METHODS = getHex(clazz.getMethods());
final String ATTRIBUTES = getHex(clazz.getAttributes());
System.out.println( "minor: " + MINOR_VER ); // 0
System.out.println( "major: " + MAJOR_VER ); // 34
System.out.println( "constant pool: " + CONSTANT_POOL); // not correctly
System.out.println( "access flags: " + ACCESS_FLAGS ); // 21
System.out.println( "this class: " + THIS_CLASS );
System.out.println( "super class: " + SUPER_CLASS ); // Object
System.out.println( "interfaces: " + INTERFACES ); //
System.out.println( "fields: " + FIELDS ); //
System.out.println( "methods: " + METHODS ); // one method: psvm hello world
System.out.println( "attributes: " + ATTRIBUTES ); // 536f7572636546696c65 - I think it's instructions for Java tools
}
private static String getHex(byte[] bytes){
return Hex.encodeHexString(bytes);
}
private static String getHex(int intNum){
return Integer.toHexString(intNum);
}
private static String getHex(Constant[] constants){
if (constants == null) return null;
StringBuilder sb = new StringBuilder();
for (Constant c : constants){
if (c == null) continue;
sb.append(getHex(c.getTag())).append(" ");
}
return sb.toString();
}
private static String getHex(JavaClass[] clazzes){
if (clazzes == null) return null;
StringBuilder sb = new StringBuilder();
for (JavaClass c : clazzes){
sb.append(getHex(c.getClassName().getBytes())).append(" ");
}
return sb.toString();
}
private static String getHex(Field[] fields){
if (fields == null) return null;
StringBuilder sb = new StringBuilder();
for (Field c : fields){
sb.append(getHex(c.getName().getBytes())).append(" ");
}
return sb.toString();
}
private static String getHex(Method[] methods){
if (methods == null) return null;
StringBuilder sb = new StringBuilder();
for (Method c : methods){
sb.append(getHex(c.getName().getBytes())).append(" ");
}
return sb.toString();
}
private static String getHex(Attribute[] attributes){
if (attributes == null) return null;
StringBuilder sb = new StringBuilder();
for (Attribute c : attributes){
sb.append(getHex(c.getName().getBytes())).append(" ");
}
return sb.toString();
}
}
/*
Class A:
public class ClassA {
public static void main(String[] args) {
System.out.println("Hello world");
}
}
*/
/*
Class A bytecode:
cafe babe 0000 0034 0022 0a00 0600 1409
0015 0016 0800 170a 0018 0019 0700 1a07
001b 0100 063c 696e 6974 3e01 0003 2829
5601 0004 436f 6465 0100 0f4c 696e 654e
756d 6265 7254 6162 6c65 0100 124c 6f63
616c 5661 7269 6162 6c65 5461 626c 6501
0004 7468 6973 0100 1d4c 636f 6d2f 6170
706c 6f69 6478 7878 2f70 6172 7365 2f43
6c61 7373 413b 0100 046d 6169 6e01 0016
285b 4c6a 6176 612f 6c61 6e67 2f53 7472
696e 673b 2956 0100 0461 7267 7301 0013
5b4c 6a61 7661 2f6c 616e 672f 5374 7269
6e67 3b01 000a 536f 7572 6365 4669 6c65
0100 0b43 6c61 7373 412e 6a61 7661 0c00
0700 0807 001c 0c00 1d00 1e01 000b 4865
6c6c 6f20 776f 726c 6407 001f 0c00 2000
2101 001b 636f 6d2f 6170 706c 6f69 6478
7878 2f70 6172 7365 2f43 6c61 7373 4101
0010 6a61 7661 2f6c 616e 672f 4f62 6a65
6374 0100 106a 6176 612f 6c61 6e67 2f53
7973 7465 6d01 0003 6f75 7401 0015 4c6a
6176 612f 696f 2f50 7269 6e74 5374 7265
616d 3b01 0013 6a61 7661 2f69 6f2f 5072
696e 7453 7472 6561 6d01 0007 7072 696e
746c 6e01 0015 284c 6a61 7661 2f6c 616e
672f 5374 7269 6e67 3b29 5600 2100 0500
0600 0000 0000 0200 0100 0700 0800 0100
0900 0000 2f00 0100 0100 0000 052a b700
01b1 0000 0002 000a 0000 0006 0001 0000
0006 000b 0000 000c 0001 0000 0005 000c
000d 0000 0009 000e 000f 0001 0009 0000
0037 0002 0001 0000 0009 b200 0212 03b6
0004 b100 0000 0200 0a00 0000 0a00 0200
0000 0800 0800 0900 0b00 0000 0c00 0100
0000 0900 1000 1100 0000 0100 1200 0000
0200 13
*/
/*
Assembled code:
Classfile /C:/java/BCEL/src/main/resources/compiled/ClassA.class
Last modified 08.12.2019; size 563 bytes
MD5 checksum bcd0198f6764a1dc2f3967fef701452e
Compiled from "ClassA.java"
public class com.apploidxxx.parse.ClassA
minor version: 0
major version: 52
flags: ACC_PUBLIC, ACC_SUPER
Constant pool:
#1 = Methodref #6.#20 // java/lang/Object."":()V
#2 = Fieldref #21.#22 // java/lang/System.out:Ljava/io/PrintStream;
#3 = String #23 // Hello world
#4 = Methodref #24.#25 // java/io/PrintStream.println:(Ljava/lang/String;)V
#5 = Class #26 // com/apploidxxx/parse/ClassA
#6 = Class #27 // java/lang/Object
#7 = Utf8
#8 = Utf8 ()V
#9 = Utf8 Code
#10 = Utf8 LineNumberTable
#11 = Utf8 LocalVariableTable
#12 = Utf8 this
#13 = Utf8 Lcom/apploidxxx/parse/ClassA;
#14 = Utf8 main
#15 = Utf8 ([Ljava/lang/String;)V
#16 = Utf8 args
#17 = Utf8 [Ljava/lang/String;
#18 = Utf8 SourceFile
#19 = Utf8 ClassA.java
#20 = NameAndType #7:#8 // "":()V
#21 = Class #28 // java/lang/System
#22 = NameAndType #29:#30 // out:Ljava/io/PrintStream;
#23 = Utf8 Hello world
#24 = Class #31 // java/io/PrintStream
#25 = NameAndType #32:#33 // println:(Ljava/lang/String;)V
#26 = Utf8 com/apploidxxx/parse/ClassA
#27 = Utf8 java/lang/Object
#28 = Utf8 java/lang/System
#29 = Utf8 out
#30 = Utf8 Ljava/io/PrintStream;
#31 = Utf8 java/io/PrintStream
#32 = Utf8 println
#33 = Utf8 (Ljava/lang/String;)V
{
public com.apploidxxx.parse.ClassA();
descriptor: ()V
flags: ACC_PUBLIC
Code:
stack=1, locals=1, args_size=1
0: aload_0
1: invokespecial #1 // Method java/lang/Object."":()V
4: return
LineNumberTable:
line 6: 0
LocalVariableTable:
Start Length Slot Name Signature
0 5 0 this Lcom/apploidxxx/parse/ClassA;
public static void main(java.lang.String[]);
descriptor: ([Ljava/lang/String;)V
flags: ACC_PUBLIC, ACC_STATIC
Code:
stack=2, locals=1, args_size=1
0: getstatic #2 // Field java/lang/System.out:Ljava/io/PrintStream;
3: ldc #3 // String Hello world
5: invokevirtual #4 // Method java/io/PrintStream.println:(Ljava/lang/String;)V
8: return
LineNumberTable:
line 8: 0
line 9: 8
LocalVariableTable:
Start Length Slot Name Signature
0 9 0 args [Ljava/lang/String;
}
SourceFile: "ClassA.java
*/
Помимо этого мы можем сгенерировать, изменить или дизассемблировать (например, в Jasmin) байт-код.
Парочку примеров можно найти в моем репозитории или в официальных примерах
Также, я уделил внимание и Jasmin. На самом деле, я не знаю, чем оно может быть полезно, но я её использовал при изучении механизма работы JVM с байт-кодом.
С помощью неё можно писать на упрощенном ассемблерном коде:
.bytecode 52.0
.source Main.j
.class public Main
.super java/lang/Object
.method public static main([Ljava/lang/String;)V
.limit stack 2
.limit locals 2
getstatic java/lang/System/out Ljava/io/PrintStream;
ldc "Hello world!"
invokevirtual java/io/PrintStream.println(Ljava/lang/String;)V
return
.end method
; ClassCreating.j
.bytecode 52.0
.source ClassCreating.java
.class public ClassCreating
.super java/lang/Object
.method public ()V
.limit stack 1
.limit locals 1
.line 1
0: aload_0
1: invokespecial java/lang/Object/()V
4: return
.end method
.method public static main([Ljava/lang/String;)V
; Flag ACC_VARARGS set, see JVM spec
.limit stack 2
.limit locals 3
.line 3
0: new java/lang/String
3: dup
4: invokespecial java/lang/String/()V
7: astore_1
.line 4
8: new ClassCreating
11: dup
12: invokespecial ClassCreating/()V
15: astore_2
.line 5
16: aload_2
17: invokevirtual ClassCreating/sayHello()V
.line 6
20: return
.end method
.method public sayHello()V
.limit stack 2
.limit locals 1
.line 9
0: getstatic java/lang/System/out Ljava/io/PrintStream;
3: ldc "Hello, User!"
5: invokevirtual java/io/PrintStream/println(Ljava/lang/String;)V
.line 10
8: return
.end method
Вот мы и разобрали простую программку Hello World
Листинг байт-кода с комментариями можно найти на моем гисте: gist.github
Если есть ошибки прошу писать в комментариях или в сообщениях.
Использованная литература