Хабр — стоп кран(восклицательный знак)

Кто у нас там насегодня за главного? Денис? Алексей?

c44aa927a4a5501d5c1a75d1293ed974.png

Здравствуйте, уважаемый глава холдинга. Вы — являетесь владельцем медиаресурса, которому во всём мире нет аналогов. Ну нет на просторах интернета такого сайта, где программист может прийти, написать статью и получить за неё реальные бабки. Более того, стать уважаемым программистом за то, что он хорошо пишет статьи. Хабр — это уникум вообще всего интернета. 

И я уверен, что вы прекрасно это понимаете. Переезд на домен в зоне .com и возможность создания статей на английском ничем не помогли. Просто так вот получилось. Ладно, я прекрасно понимаю, что вы остались завязанными на Российский рынок, и никак вам от него не отделаться. Более того, вы — как раз те люди, которые создали этот рынок. Вы — Хабр. Вы — неотъемлемая часть жизни любого российского айтишника. 

Судя по всему, с деньгами сейчас напряг. И да, мы прекрасно понимаем, что происходит. Тот лям, который каждая большая компания должна отстёгивать вам каждый год, чтобы держать свой корпоративный блог на Хабре уже перестаёт быть таким вкусным и заманчивым. Вам реально не хватает денег. Учитывая то, что цена блога за границей в два раза выше, чем из России, и так, на вскидку понимая, сколько у вас потерялось иностранных компаний, которым теперь Хабр до лампочки, я могу прикинуть, как всё сложно. 

А перед инвесторами надо отчитываться, и показывать прибыли, иначе бабла не будет. И я не собираюсь писать статью в стиле хиппи-движения 70х годов, типа «Денег зарабатывать не надо, и всё должно быть свободным». Нет, Хабр стоит денег и зарабатывать надо. Но тут есть один прикол. 

В попытках привлечь капитал вы сделали так, что Хабр теперь является не только хорошей площадкой для Голиафов российской Айти-сцены, но и для намного менее заметных компаний. Что самое важное, Хабр начали СММить, причём качество контента ухудшается с каждым годом. 

Для человека, работающего со статьями и людьми, вопрос вычисления ГПТ достаточно прост. Любой пост, в стиле вот этой фигни является нагенерированым нейронкой. Хотя, и до появления ГПТ тексты копипастились чёрт знает откуда. Возьмите, например, компанию @Clickru которая просто так выложила статью, являющуюся копипастом Саентологического материала. Мало того, что материал закопирайчен по самые помидоры, так я не в состоянии понять, какое дело Хабру до религиозной литературы? Хотя, ответ прост. Я поговорил с самой компанией и они снесли статью практически моментально, сказав что сделают наставление человеку, которую эту статью опубликовал. 

Круто-же? Ага. Давайте внимательно посмотрим на их блог. Из 135 публикаций на Хабре только 3 набрали больше 10 кармы, и ни одна из них не набрала больше 20. Сама компания сидит при +18, умудрившись написать 135 абсолютно никаких текстов. При этом, они ещё очень прилично себя ведут. У них есть свой иллюстратор, и тексты они не генерят на ГПТ. 

У меня вообще нет никакой предвзятости к Кликам. Они — просто подвернувшийся недавно под руку пример, стоящий в ряду с тысячами других компаний, которые просто генерят чёрт знает что. 

Но и я, и вы, и наши читатели прекрасно понимают, что это ещё пол-беды. Клики хотя бы ведут себя прилично. Серо, но прилично. На Хабре уже давно взлетел новый золотой тренд накрутки голосов. У меня есть такой прекрасный пост в котором я подбиваю статистику по тем накруткам, которые я заметил тут. И вы, и я и хабравчане прекрасно понимают, что компания, которая заводит себе корпоративный аккаунт, будет раздавать учётки направо и налево, и заставлять своих-же сотрудников плюсовать бездарные статьи, в особенности, новости. 

Смысл в этом очевиден. Новость с +10 просидит на главной Хабра намного дольше, и будет в состоянии собрать 10к просмотров. Им много не надо. Просто каждый день по одной бездарной новости о том, что Наша Компания запускает Ещё Один Супер-Пупер Семинар, на котором мы будем говорить о том, что мы получили Сертификат Качества от местного дворника. Но каждый день получать 10к просмотров — это хорошо для их SЕО. 

Ну и, конечно же, любители генерить контент в ГПТшечке с целью скидывания этого всего в свой уютный телеграмм-канальчик от том, как генерить контент на ГПТшечке и постить его на Хабре. Бедные идиоты даже не пытаются изменить стандартное форматирование Chat GPT 4 и выкладывают текст как есть, чистой копипастой. 

Итог? В попытке привлечь дополнительное финансирование Хабр открыл Ящик Пан-СММщины. Нам жуны деньги? Давайте увеличим приток контента и пользователей. И качество контента будет сваливаться в унылое какао.

Старожилы читают контент Хабра через кучу фильтров и скриптов. Вам уже все уши прожужжали по поводу блок-листов и тому подобных вещей. Трафик растёт, а доходы как-то не очень. Вернее, хотелось бы быстрее эти доходы наращивать. Одно хорошо, ППА платится в рублях, так что платить вам приходится меньше. 

Давайте я предложу вам решение, о котором вам не говорил ни один «эксперт». Вот оно:

Если что-то работало раньше, а сейчас перестало — вы перестали выполнять стандартные действия, которые привели вас к успеху. Решением проблемы будет анализ действования компании, нахождение этих стандартных действий и возврат всего в то, состояние, когда всё работало раньше. 

Прошу вас, не позволяйте экспертам вешать вам лапшу на уши о том, что сейчас интернет изменился, и всё надо делать по-другому. Вы понимаете, что вы — Хабр. Вы создаёте и задаёте тренды. Интернет есть таким, какой он сейчас потому что вы существуете. Хабру не нужны эти СММы и примочки. (Кстати, самая последняя гадость, в которой новосозданым компаниям добавляют подписчиков, и те же Клики ушли в +14000 подписчиков с абсолютным нулём какого-либо контента). 

Внимание, нижеследующее — это мои личные наблюдения. Да, вы можете лучше проанализировать свои базы данных и понять, что я возможно упускаю. 

Стандартными действиями Хабра в давние 2008-е года, которые превратили Хабр в мега-босса были:

  1. Жёсткая модерация контента

  2. Полное закрытие возможностей всего СММа. 

В 2008 году, если бы я запостил хоть что-то из того, что сейчас находится на Главной меня бы отправили в угол. Это в лучшем случае. А в худшем — слили бы аккаунт, причём насмерть и без возможности восстановления. 

Сегодня жизнь на Хабре — это просто рай. Получаешь приглашение, пишешь статью, убиваешь аккаунт, получаешь следующее. 

Ребят, да в 2007 году приглашения на Хабру продавали на nnm.ru, причём за неприличные деньги!

В старину у тебя не было возможности ошибиться. Любая плохая статья грозила тебе полным сливом. Никто и никак не позволил бы человеку написать трёхминутную заметку о том, как всем надо подписаться на его стену в ВКонтакте. Для того, чтобы писать на Хабру надо было сначала читать Хабру и понимать Хабру. А после этого — писать хорошую, основательную, законченную и полную статью для Хабра. Без всяких «подписывайтесь на мои Одноклассники, чтобы продолжать меня читать». 

Я не просто сижу и брюзжу здесь. Я реально связываюсь с авторами некоторых статей, которые уходят под слив и узнаю у них, что и как происходит. 

17e06b5d774d3f604545586f27e6ccea.png

Это — стандартный ответ. Мне сказали писать на Хабру.

В 2008 году тот факт, что у тебя есть статья на Хабре выделял тебя из мира обычных айтишников. Ты был крутым и невероятным, потому что тебя уважали на таком ресурсе.

В 2024 уважения нет. Потому что модераторы пропускают откровенную чушь. И даже если эту чушь минусуют, она висит в топах, потому что народ приходит туда какать в комменты. И создаёт-таки заветный СММ и ещё 10 человек в ТГ-канальчике.

Стандартном была статья минимум на 10 минут чтения, а не отписки на три. Стандартом была статья такой технической сложности, что у Бендера на неё антенна поднималась! Ускорение загрузки Windows. Офигели все. Самый беззащитный — это Сапсан. Как мы ржали над всем этим. Причём — дважды.  

А сейчас? «Переходми на Vite! Я скопировал текст из стандартного мануала, и буду с пеной у рта защищать этот текст.» «Новые методы лечения болезни паркинсона, или текст, который я скопипастил с интернетов, и не особо в нём разобрался, и вообще я понятия не имею, что я в жизни делаю.» (Последняя, кстати, написана человеком, который под лычкой «нейрохакера» абсолютно спокойно предлагает народу пробовать грибы.)

С тех пор, как мы раскрутили гайки на Хабре (что самое интересное, статья на +400) мы не только впустили кучу троллей в комменты, но и создали процветающее поле для СММщиков. Мы сэкономили на модераторах и не пытаемся больше закрыть «некачественный контент», потому что это «вызывает отрицательные эмоции, и может обидеть чувства». Ну так и всё в порядке. Эти обиженые чувства приводили к тому, что люди старались написать статью как можно лучше. 

Здесь — Хабр. Место, где должны выживать только самые крутые статьи! Ну и как они будут выживать, если всё инфопространство завалено генеративным шлаком и бесполезными новостями?

Поверьте мне, если бы вы действительно завинтили эти гайки, прикрыли возможности для СММа, накруток, и публично казнили троллей, то вы бы просто вернулись к тем старым временам, когда быть на Хабре означало быть крутым. Кажется, что это не принесёт вам достаточной прибыли. Но, если серьёзно посмотреть на этот момент, то можно понять, что закрученные гайки — это как раз то, что привело вас в то состояние, когда вы смогли получать прибыль. 

Хабр — есть Хабр. Это — уникальный сайт. Вам не надо быть похожими на Медиум, woman.ru или vc.ru. Вы ну никак не умрёте от того, что писать для Хабра снова станет престижной профессией, а не «Я просто не знаю, как писать статьи» или «Мне нужна помощь в генерации контента». 

Хабру уже 18 лет. Вы в бизнесе не первый месяц. Если вы действительно посмотрите на примеры различных сервисов, которые начали хреново монетизировать свой контент, то вы увидете, что цикл повторяется:

  1. Существует хорошая идея, которая собирает пользователей

  2. Создаётся группа людей, которая создаёт контент

  3. Это всё монетизируется «стандартными способами»

  4. И сливается в треш. 

Проблема в том, что на шаге 3 этого цикла компания получает сверхприбыли в какой-то момент, и всеми мыслимыми и немыслимыми силами держится за тот факт, что они эти прибыли получили. Компания будет продолжать получить сверхприбыли, абсолютно игнорируя тот факт, что они семимильными шагами идут к пункту номер 4. 

Есть же нормальный, проверенный временем вариант, который мы очень любим игнорировать в IT.

  1. Компания создаёт идею и начинает её продвигать. 

  2. Идея очень нравится и привлекает пользователей. 

  3. Компания очень аккуратно записывает и описывает эту идею, превращая её в закон и стандарт качества. Доводя эту идею до абсолюта. 

  4. В течении долгого времени компания продолжает получать прибыль от этой идеи. (В какой-то момент, эти небольшие прибыли начинают перекрывать сверх-прибыли)

Я всю жизнь водил Тойоту Короллу. С 2003 года я катался на той или иной Королле. Сейчас у меня Королла 2024. Знаете, что в них интересного в Короллах? Каждая Королла водится и работает как другая Королла. Каждая из них проживёт до 200000 миль, и каждую из них будет легко чинить. Да, когда люди идут на гонки или авто-шоу, они вряд-ли увидят свежую Короллу. Но, Тойоты продолжают их выпускать, потому что неубиваемый спичечный коробок всё так же проезжает невероятное количество миль на галлон бензина. Разница между короллой 2007 и 2024 заключается в наличии экрана и USB-C зарядки у последней. Водится она точно так же. 

Хабр — это не ещё один канал в телеграммчике по генерации контента. Хабр — уникален. Давайте сделаем так, чтобы он просто продолжал ехать по тем же рельсам, которые сделали его уникальным, а не пытался свалиться в бездну новых трендов и лёгких денег. А если нам и надо будет воткнуть куда-то побольше USB-C портов — то давайте так и сделаем, а не будем менять движок на паровой котёл. 

© Habrahabr.ru