Готовые решения #4. Павел Баркетов

В гостях — Павел Баркетов
Ведущий — Сергей Горшенин

b65ed1bfeb964d189dfa1608c1cbaa2c.jpg

Дорогие друзья, я рад приветствовать вас в студии программы передач «Готовые решения». Мы продолжаем приглашать в студию интересных и известных людей нашей отрасли. И сегодня у нас в гостях технический директор компании «SoftPoint» Павел Баркетов. Павел, здравствуй!
Здравствуй, Сергей, здравствуйте, друзья.
______________________________________________________________________________________________________

Хронологическая справка


Баркетов Павел Анатольевич родился в Смоленске в 1981 году, в юности увлекался математикой, информатикой и историей, участник и победитель региональных олимпиад. Высшее образование получил в Московском энергетическом институте по специальности АСУ. В 2005 году вошел в состав учредителей компании SoftPoint, техническим директором которой является по настоящее время.
______________________________________________________________________________________________________

Паша, в прошлой передаче у нас в гостях был Александр Белов, и его история интересна тем, что он закончил факультет океанологии и потом каким-то образом пришел в область информационных технологий. А какова твоя история? Как ты попал в IT?

У меня все достаточно просто: высшее образование я получил на специализации АСУ, в отрасли IT, но у меня были разные варианты. То есть я рассматривал как информационные технологии, так и альтернативные, причем абсолютно противоположные области — например, право. Я очень любил историю и, более того, даже поступал в Академию права и буквально волею судьбы не стал прокурором. Поэтому, видите, в жизни всегда могут быть поворотные моменты, но я не жалею сейчас, как все получилось.

То есть ты осознанно выбрал IT. А что заставило тебя сделать выбор в пользу информационных технологий и отказаться от права?

Вы знаете, в таком молодом возрасте осознанное решение принять было сложновато, но были некие небольшие факторы, которые подействовали. Например, один из них — то, что я очень любил математику, информатику, участвовал в олимпиадах, выигрывал, и это при том, что свой личный компьютер я приобрел уже на третьем курсе института.

То есть в принципе не важно, какими инструментами ты располагаешь, важно, кто ты и как развиваешься. В какой-то момент мне приходилось даже находить компьютер в лабораториях, у друзей и так далее. Понятно, что у всех на первом курсе есть задания и их надо как-то выполнять.

«НЕ ВАЖНО, КАКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ТЫ РАСПОЛАГАЕШЬ, ВАЖНО, КТО ТЫ И КАК РАЗВИВАЕШЬСЯ»


Можно сказать, что ты в какой-то степени исследователь.

Да. Я исследователь, и даже сам стиль нашей организации это доказывает. Но я, честно говоря, не знаю первопричину того, что я исследователь, ведь родился я в семье потомственных авиастроителей, и если бы не тяжелое время, в котором я рос, я в этой отрасли и остался бы. И, скорее всего, родители передали мне тягу к исследованиям и изобретениям, и я стремился сделать то, что не делали другие или решить задачу так, как не решают в учебнике. Это в течение всей жизни прослеживалось и я очень рад, что и сейчас могу реализоваться в этом направлении.

Помнишь ли ты, что было одной из первых задач, которую ты решил не так, как того ожидали окружающие?

Такой пример был еще в школе. В учебнике прописаны несколько вариантов доказательств теорем по геометрии, а я старался доказать ее своими способами, то есть искал логику в доказательствах, а не пользовался решениями из учебника. И, к слову сказать, в жизни это и помогает, и сдерживает, ведь не всегда учителям нравятся ученики, которые идут немного не по формату…

… Белые вороны?

Нет, даже не так, а те, которые изобретают велосипед. Ты вроде как изобретатель, но минус в том, что ты не как все. И в жизни это играло отрицательную роль: золотые медали и какие-то награды обошли меня стороной из-за такого вот своеобразного решения любых задач. Это прослеживается и в институте. Но среди массы учителей находятся те, кто дает тебе крылья, кто видит в тебе талант, и это дает толчок к развитию.

«УЧИТЕЛЯМ НЕ ВСЕГДА НРАВЯТСЯ «БЕЛЫЕ ВОРОНЫ»


Итак, ты закончил институт, а какова была первая работа, и какую задачу, цель ты себе ставил? Тебе сказали — вот твоя должностная инструкция, пожалуйста, работай?

Я начал работать с первого курса института, несмотря на то, что учился очно. И самое забавное, что первая моя работа была в сфере журналистики. Я работал корреспондентом молодежной газеты больше года, мы с моими друзьями писали статьи, мероприятия проводили, и этот опыт пригодился. Первой работой по специальности стала работа программистом в транспортной компании «Совтрансавто», я учился тогда на третьем курсе…

Я написал информационную систему. Забегая вперед, скажу, что позднее я возвращался в эту компанию, но уже ИТ-директором московского офиса. Получилось так, что программа, разработанная мной в Смоленске, была признана одной из самых лучших, меня нашли и предложили эту должность, в которой я проработал полтора года, побыв не только со стороны поставщика, но и со стороны заказчика, я взглянул на мир ИТ с другой стороны.


Что стало переломным моментом, заставившим перейти от роли заказчика к роли поставщика?

Если рассмотреть хронологию моей работы, то получается, что я как раз поработал программистом, потом перешел поработал в SoftPoint, потом ушел из SoftPoint, поработал IT-директором, и вернулся техническим директором SoftPoint. Получается, в трудовой книжке из основных работ моих — это две работы, где я планомерно поднимался за счет определенных успехов. Мне больше нравится творить, нежели обслуживать, ведь все-таки у заказчика ты не можешь развиться творчески, там все должно быть системно и твое подразделение — обслуживающее.

Ты у заказчика в определенных рамках находишься.

Да. Ты обслуживающий элемент крупного бизнеса, а в текущей ситуации удобно, что ты и есть этот бизнес. Понятна твоя цена и роль.

А что из себя представлял SoftPoint на тот момент, когда ты туда пришел?


SoftPoint представлял из себя комнатку размером 10 квадратных метров и 3 человека единомышленников, которые только начинали бизнес, то есть была масса амбициозных идей, но я бы не сказал, что эти идеи были о тех технологиях, которые мы разработали в текущий момент, ведь человеческая мысль тоже эволюционирует.

С той платформы, мы думали, что будет совсем по-другому и не могли рассчитывать, что такие крупные инфраструктурные решения сумеем разработать. Это было недосягаемо — тягаться с такими крупными корпорациями, как Microsoft, IBM… Это чувство, когда стартап только начинается и ты ни в чем не уверен, нужно пережить.

Ну, Google тоже когда-то начинал с комнатки, а сейчас это один из крупнейших интернет-гигантов. Я, готовясь к этому интервью, смотрел ваш сайт и увидел, что фактически существует два сайта — SoftPoint.ru и SoftPointplus.ru. Зачем два сайта, в чем между ними разница?

SoftPoint.ru — корпоративный сайт, который представляет основные наши решения, информацию о политике нашей компании, по вектору развития, по стратегии, там различная партнерская информация, а SoftPointplus.ru — это блог компании.

Чтобы не смешивать наши исследования и разработки на основном сайте, мы специально разработали отдельную новостную ленту, чтобы с помощью блога люди просвещались, вступали в дискуссии. Есть некий корпоративный стиль и корпоративный стандарт, и есть некий новостной блог, который как раз будет описывать наши решения и технологии, потому что зачастую у нас много разработок, которые не воплотятся никогда в решения, и мы это понимаем. Разработки интересны массам людей и массам специалистов, но при этом на корпоративном сайте мы не можем их публиковать.

Из передачи в передачу у нас возникает вопрос про доменные имена. Почему SoftPointplus, а не, например, Blog.SoftPoint.ru? Почему это не домен третьего уровня по отношению к вашему основному домену, а отдельное доменное имя?

В нашей компании очень много решений, научных исследований, 50% ресурсов компании работает по стандартному НИРу (научно-исследовательская работа) и, естественно, есть у этих работ определенный результат. Они всегда ценны, даже в случае неуспеха. Поэтому эту информацию мы решили публиковать на другом домене и он является своего рода приложением, то есть plusSoftPoint — это ценная информация для специалистов. У специалистов есть возможность даже посмотреть, какие разработки вообще велись, возможно, они возьмут на вооружение эту информацию и уже оттолкнутся не с начальной точки зрения, а смогут продолжить исследования.


По сути, вы отделили коммерческую часть от исследовательской. А кто является основной аудиторией вашего блога?

Полноценного исследования здесь не велось, но могу предположить, что это люди, которые, во-первых, интересуются областью оптимизации производительности, а эта область все чаще и чаще становится важной, и это, начиная даже от бухгалтеров — да, и для них есть информация, информация касается того, что есть некие решения, которые помогут им в работе, и заканчивая IT-директорами.

Когда вы понимаете, что уровень зрелости IT-компании и уровень научных исследований достаточно большой, вы к нему с доверием относитесь, потому что не бывает решений, вырожденных от практического кейса. Мы стараемся показать, что решения вытекли из научно-исследовательской работы.

Тогда напрашивается вопрос. А не задумывались ли вы о том, чтобы транслировать этот блог на портал Инфостарта, все-таки аудитория Инфостарта действительно очень разнообразна, начиная от бухгалтеров, и заканчивая техническими директорами, IT-директорами и даже генеральными директорами.

У меня есть профиль на Инфостарте, есть несколько достаточно интересных статей про наши исследования, более того, эти статьи не находятся в блоге. То есть Инфостарт нами рассматривается как одна из площадок размещения такой информации. Просто исследования не всегда бывают связаны с 1С, не всегда они даже косвенно как-то сопрягаются, а все, что связано с 1С, нам интересно на площадке Инфостарт разместить, мы это делали и будем делать.

Мы услышали, что SoftPoint из себя представлял в самом начале. Кстати, какие это годы были, сколько вам лет на сегодня?

Нам одиннадцатый год, 2004й — год образования SoftPoint, это был типичный start-up, как раз в те времена ряд крупных компаний России наконец-таки дорос до уровня, когда столкнулись серьезно с проблемами производительности на сикл-серверах Майкрософт, и это было время, когда эти решения начали вырисовываться. Потому что до этого времени проблемы производительности решались покупкой более мощного железа.

Больше железа, больше памяти, больше процессоров.

Скорее, я бы сказал, росла частота процессора, то есть она была сначала Х-86, потом Pentium, и так далее. И на каждом витке количество транзисторов увеличивалось, частота процессора увеличивалась. Это значит, что линейно росла скорость того сервера и той программы, которая работает на сервере. Но в какой-то момент мы достигли потолка частоты процессора. И пошли многоядерные системы.

Я вот лично для себя связываю именно такой старт компании с тем, что пошли многоядерные системы и уже нельзя было просто — и сейчас нельзя — покупкой какого-то мощного сервера исправить принципиальные проблемы. Получается, что свойства системы нужно использовать максимально.

«НЕЛЬЗЯ ИСПРАВИТЬ ПРОБЛЕМУ ПОКУПКОЙ БОЛЕЕ МОЩНОГО СЕРВЕРА»


Ну, по сути, встал вопрос о правильном и грамотном распараллеливании процессов.

Распараллеливать процесс, настройки точечные, — здесь комплексная задача.


Вам в этом году 11 лет. Вы отметили десятилетие. Десять лет — это, тем более для IT-компании, немалый срок, немногие до него доживают, а если и доживают, то они делают какой-то существенный шаг вперед по отношению к тому, с чего начинали. Что SoftPoint из себя представляет сейчас?

Сейчас SoftPoint — это очень динамично развивающаяся компания, я могу сказать, что за последний год, 2014-й, уровень развития наш — где-то 70–80%.

Это в год? Каждый год?

Это в год. Мы активно запускаем партнерскую сеть, потому что сами не справляемся с потребностями бизнеса. То есть мы пытаемся масштабировать наши продажи, наш бизнес, нашу лояльность к клиентам. Плюс мы являемся технологическими партнерами ряда компаний-мировых лидеров. Среди них как раз компания Майкрософт. Она является нашим головным стратегическим партнером, мы взаимодействуем очень активно в плане технологий, своими решениями дополняем технологии Майкрософт. Принципиальная разница: в основном мы создаем решения не на технологиях Майкрософт, а решения, которые позволяют делать надстройки, чтобы более эффективно использовать технологии Майкрософт.


У вас на сайте сказано, что вы являетесь партнером Dаta Platform, а что это значит?

Dаta Platform — это признак компетенции компании в области обработки данных и управления. В России всего пятнадцать золотых партнеров по Dаta Platform.

А в целом в мире? Чтобы понимать соотношение…

В мире их, конечно, несколько сотен. Но самое главное, что из российских компаний с Dаta Platform Gold — меньше десятка. В основном из этих 10 компаний имеют представительства в России.

Ну то есть пятнадцать — это по сути уже то количество, которое исчисляется не десятыми долями процента, а процентами. Это, как я понимаю, от 3 до 5 процентов.

Да. И Майкрософт очень четко следит за тем, какие компании добиваются этого статуса. В принципе, любая компания может этого достигнуть, но у нее должны быть отличные референсы по клиентам — раз, далее необходимо получить как минимум четырех инженеров, причем два из них достаточно должны быть компетентны, порядка 14 экзаменов надо сдать в Майкрософт.

Приличное количество.

Но есть второй вариант, которым как раз идет наша компания. Если у компании есть решения, достойные Gold Data Platform, то компания-разработчик может не обучать нужное количество сотрудников, а добиться статуса своей разработкой, которая будет признана тестированием Майкрософт по соответственно высокому рангу. Мы в России единственная компания, которая пошла по этому пути. То есть мы одно из решений сертифицировали как решение, соответствующее этому высокому уровню.

Это решения, спозиционированные только на отечественный рынок, или они эксплуатируются за рубежом?

Решения нашей компании как раз и созданы, чтобы не было ограничений в плане географии, в плане отраслей, внедрения и так далее. То есть решения спозиционированы в основном по политике каждой конкретной компании. Это может быть отечественная, может быть зарубежная. Не секрет, что многие компании сейчас проводят политику централизации базы данных, то есть всех пользователей пытаются завести в одно хранилище баз данных, чтобы вместе работать. Это дает преимущество для развития бизнеса. Есть компании, которые, наоборот, децентрализуют базы данных. При этом им приходится обслуживать обмен. Мы ориентируемся на эти векторы. То есть мы знаем, что у нас есть решения для вектора централизации — когда надо обеспечить производительность большого количества пользователей в единой системе. Есть, например, такие решения по обменам, которые обеспечивают онлайн-синхронизацию баз данных, расположенных в разных территориальных зонах.

А насколько гибкие настройки? Иначе говоря, насколько потребитель сам, по ходу работы, может сделать эту перенастройку без вашего участия?

Перенастройку в плане централизации?

Централизацию, например, на децентрализацию, и наоборот. То есть потребуется ли ему, к примеру, полная переустановка всей системы, всей инфраструктуры, либо какие-то существенные изменения, потребуется ли ему приглашать ваших специалистов для этого или он может, обучив своего сотрудника, одного-двух, сделать это самостоятельно?

Обычно само решение по переходу на централизацию или децентрализацию заказчик принимает, естественно, сам. Важно, что, так как у нас есть спектр решений из двух областей, то мы не вмешиваемся в его конкретное решение, то есть мы и там, и там помогаем. И при этом мы можем объективно дать оценку, какой вариант для него приемлем. Поэтому усилия, которые он потратит на изменение архитектуры, даже не относятся к нашим решения, мы просто потом обеспечим эту архитектуру, — то есть сам переход, предполагается, он может сделать своими собственным силами.

image


Чуть ранее мы говорили о том, что у вас есть коммерческая составляющая и есть научная составляющая, которая, фактически, идет по схеме классического НИРа. А каким образом происходит процесс разработки в компании? Разработки, исследования, новых открытий.

Есть у нас ядро в плане разработки, есть сотрудники, которые являются интеллектуальной собственностью нашей компании. И над различными проектами работают команды, не более пяти человек. Это метрика, которая выбрана для оптимального движения по технологиям. Раньше у нас были команды и по 12 человек, были команды по 2–3 человека, и мы выработали для себя эту универсальную форму, когда есть команда, есть лидер команды, есть подобранные программисты и различные аналитики, и эти команды являются локомотивом разработки этих решений. Каждая команда имеет ряд решений, где ведется разработка. А само изобретение — это вообще тонкая материя, потому что, надо признаться, что даже при всем желании, не все люди способны это сделать. Не все способны заглянуть на несколько шагов вперед, увидеть преимущество, о котором мы даже еще не мечтаем. И здесь, в нашей компании, не так много таких людей, но их немного и в других компаниях. Есть очень сильные разработчики, которые обеспечивают нам уникальные технологии, но это разработчики системные в основном, все это уровень написания драйверов.

Ну то есть те, которые формируют некий базис, некую подложку под все остальные решения.

Да.

Правильно ли я понимаю, что команды по сути проектные, то есть если мы говорим о том, что есть некие уникальные специалисты, то они «портируются» из проекта в проект.

Нет. Я бы сказал, что существуют проектные команды для осуществления услуг клиенту, тогда это действительно какая-то временная команда, которая собирает сотрудников с разных направлений, чтобы проект был сдан вовремя и качественно. А в плане разработки команды обычно устоявшиеся, и сотрудники могут коммуницировать максимально эффективно, и взаимодействуют уже в рамках этой команды. Она не рассыпается.

А каким образом и по какому принципу формировались эти команды? Ведь IT-специалисты — это отдельная категория специалистов, для которых комфорт взаимодействия друг с другом очень важен, потому что каждый из нас является специалистом и каждый из нас по-своему индивидуален. Как у вас проходил этот этап?


Я с вами соглашусь, что IT-специалист — своего рода художник, творец, то есть он может создать нечто, чего до него не было, какой-то элемент до него не работал, после него заработал. Здесь могу сказать, что команды складывались эволюционно. То есть нет на рынке команд, которые можно набрать через кадровые агентства.

…То есть это определенное стечение обстоятельств?

Совершенно верно. Плюс здесь еще очень важно, что в командах, как вы правильно сказали, должна быть коммуникация, все игроки должны быть командными. Если есть «звезда», то есть человек, обладающий уникальными знаниями, но при этом командности у него не будет, — у нас встречались такие люди, — то, конечно, он не приживется.

Парадокс в том, что знаний одному ему не хватает, а взаимодействовать, чтобы создать синергетический эффект с другими специалистами, он не может. Это некие «самоделкины», которые любят автономно работать, есть задачи на рынке для таких людей, но они не для масштабной разработки. То есть продукт должен быть максимально надежным и стабильным. Поэтому для нас важнее коммуникация, потенциал, нежели его текущие навыки. Текущие навыки можно набрать. Важно, чтобы было два первых критерия.

Насколько мне известно, в настоящий момент вы обладаете запатентованными решениями в области горизонтального масштабирования, деперсонализации данных и полноценной репликации, кратко расскажи об этих решениях и о том, какие это продукты.

Да, конечно. Как я уже говорил, продукты появляются не сразу, мы просто восполняем потребности бизнеса, если видим белое пятно в какой-то технологии. Бизнес понимает эффективность, готов к внедрению, но никто этим не занимается. Потому что это сложно, невыгодно на первом этапе, и так далее. И это является своего рода предпосылкой, чтобы разрабатывать.

В частности, технология горизонтального масштабирования Data-кластер, — мы разработали эту технологию в 2007 году, когда еще не было always-on, для того чтобы синхронизировать ноды кластера, а был просто лок-шиппинг.

По-моему, в 2012 году только версия появилась.

Да. И здесь получается, решение на рынке было, но востребованности не было, потому что первые обстоятельства компании не доросли до этого. И второе — то, что лок-шипинг был несовершенный. Это была технология достаточно тяжелая в обслуживании. И получается, что когда в 2012 году вышла новая версия и появилась эта уникальная технология, которая, к слову сказать, поставила Сикл-сервер в один ряд с ORACLE и так далее по возможностям. Такой технологии явно не хватало, и у нас были готовые решения. Мы на рынке подняли этот мир, адаптировали к always и через два месяца уже провели тестирование с компанией Тандер.

По факту ваша проактивность выстрелила на 100%…

Да. Все, что исследования не проходят, они никогда не проходят зря. Вы все равно имеете преимущество над конкурентами. Дальше по репликации решений тоже уникальная ситуация, когда существует ряд технологий на рынке, но при этом они несовершенны в каких-то аспектах: в плане производительности, в плане удобства настройки, в плане удобства обслуживания. Кстати говоря, это очень важный момент — с текущей ситуацией обслуживания, ведь на нее больше всего расходов. И мы взяли, и, учитывая эти обстоятельства, разработали технологию, которая бы обладала лучшими характеристиками. То есть взяли лучшее с одной, лучшее с другой, лучшее существующее — с третьей, и избавились от ошибок, которые у них были.


Хорошо. Допустим, я — потенциальный заказчик. Где я могу встретить вашу компанию и получить информацию о ней кроме как на сайтах? Насколько ваша компания является публичной?

Компания полностью публична. Мы открыты к тому, чтобы общаться с заказчиком, для крупных заказчиков мы проводим индивидуальные семинары, плюс в прошлом году порядка 30 выступлений на различных мероприятиях. Эти мероприятия — и конференция Инфостарта, и какие-то специализированные 1С конференции, конференции по технологиям Майкрософт, в том числе одна из знаменитых — DevCon, конференция для разработчиков. Далее проводятся специализированные по отраслям мероприятия, IT в рознице, в энергетике и так далее.

Плюс — открою маленький секрет. Где-то 80% наших заказчиков пришли по сарафанному радио. Это самая лучшая реклама, которая только может существовать на рынке. Есть некий пул довольных клиентов с внедренными решениями, и они советуют соседям по бизнесу, к кому обращаться. И поэтому репутация на рынке — самое дорогое, что есть, и репутация помогает тебе в движении. 20% — это все остальные клиенты: это сайт, это мероприятия и другие любые формы.

«САРАФАННОЕ РАДИО — САМАЯ ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА»


У меня несколько личный вопрос, связанный с темой конференций. С какой темой вам больше всего нравится выступать?

Действительно сложный вопрос. Все технологии, о которых я рассказываю, мне хорошо известны. И после какого-то раза мне о них рассказывать уже не так интересно. Я бы предпочел, скорее всего, такие технологические выступления, чтобы собрался круглый стол, мы как бы раскрыли занавес одной из технологий, и действительно — такой вот технологический, технический разговор, к которому мне бы хотелось привлечь максимальное количество экспертов, потому что я вижу, что ценность этих знаний очень высока. Такие мероприятия мне очень нравятся. Потому что маркетинг — он всегда немножко лукавый. Здесь же, когда технологии и эксперты, ты не спрячешься.

Здесь одним маркетингом не отделаешься.

Совершенно верно. Специалисты сразу вскроют. Ты должен быть в курсе своего вопроса.


В прошлом году вы стали лауреатом международной премии Майкрософт. Причем наряду с такими компаниями, как DSP, HP, CSK. А можно поподробнее об этом? То есть — что это за премия и что значит быть лауреатом этой премии?

Компания Майкрософт после проведенных тестирований и ряда внедрений предложила нам поучаствовать в этом конкурсе. Первый этап конкурса — это российский конкурс партнерских решений по Data Platform, то есть тех решений, которые так или иначе связаны с сикл-сервером.

Правильно ли я понимаю, что это по сути то, о чем мы говорили чуть ранее, — что можно сертифицировать свое решение и при этом получить партнерство в этой области?

Нет. Это дополнительная активность. И мы не надеялись на то, что можем победить в мире. Потому что за принятие решений в России отвечают в основном российские эксперты. Понятно, что в определенной области мы были знакомы, или они так или иначе знали о наших решениях, поэтому здесь мог быть какой-то элемент…

… Субъективности…

… А здесь в мире за решение голосует делегат каждой страны. Решение описывается на английском языке, описываются кейсы, описывается принцип этого решения, и эксперты из всех стран, не зная, откуда пришло решение, выставляют оценки — насколько они считают решение качественным.

То есть, по сути, решение презентуется анонимно, и эксперты не знают о том, решение чьей компании и из какой страны?

Да. Можно сказать и так. Делегаты, которые голосуют за это решение, не предвзято относятся, потому что каждый представляет свою страну, для каждого победа решения его страны — элемент престижа. И здесь в силу непростой геополитической обстановки, надо признать, действительно в финал вышло наше решение неожиданно. Конечно, когда решение выходит в финал, хотелось бы, чтобы оно победило.

Кураж такой.

Да. Было около 400 решений в этой номинации со всего мира. А в финал выходит 3 решения.

Расскажи, пожалуйста, лично свое мнение, что значит быть участником этой премии.

Мы ездили в Вашингтон на вручение номинации. И это непередаваемое ощущение, когда аудитория 10 тысяч IT-специалистов собирается на стадионе, такое, знаете, «шоу-выступление артиста» конференция была, и тех, кто победил, лично президент Майкрософт поздравляет, на бизнес-завтраке с каждым общается.

К слову сказать, одна из российских компаний выиграла одну из номинаций — это веб-завод, и нас лично поздравил президент Майкрософт России и ряд высокопоставленных топ-менеджеров. И это, конечно же, гордость за то, что то, что мы делаем, требуется не только в России, в замкнутом пространстве, а требуется действительно глобально.

То есть то, что вы делаете, вы делаете в правильном направлении.

Да. А самое главное — это придает силы, окрыляет, и дальше уже работаешь как моторчик над созданием нового, ты понимаешь, что нельзя останавливаться. Плюс, учитывая, что наша компания постоянно разрабатывает и не все идет в рамках решения, мы должны этим заниматься бесконечно — такая бесконечная научная работа, бесконечный научный процесс.


Хорошо. Но, учитывая специфику деятельности компании, учитывая коммерческую составляющую и НИР-составляющую, учитывая количество клиентов, которое у вас есть, вы не можете работать без каких-либо стандартов взаимодействия с клиентами. Можно поподробнее об этих стандартах?

Во-первых, большинство клиентов — это клиенты, с которыми мы даже не знакомы, по всей России и СНГ, то есть мы знакомы только заочно по телефону или посредством современной коммуникации — скайп и прочее.

Второе: для того, чтобы нам вести работу, мы специально разработали инструментарий, который является нашими глазами и ушами в некоей информационной среде заказчика. Таким образом, у нас отлаженная технологическая карта ведения проектов. То есть мы отправляем некий мониторинг — мониторинг производительности, получаем сведения о том, что действительно происходит у клиента, тем самым исключаем человеческие ошибки — то есть обычный стандартный подход — это анкетирование, вопросы и так далее. Проще с технологической точки зрения получить эти сведения в автомате. Это будут самые достоверные сведения.

Я понимаю, что решение ваше. А сама идея — она изначально ваша была или вы взяли и модифицировали какую-то другую идею?

Нет. Основная идея была наша, более того, она изначально не выливалась даже в коммерческий продукт, этот инструментарий.

То есть это, по сути, вспомогательный инструмент для ведения основного проекта, получается?

Чтобы обеспечить те шаги, которые приведут к улучшению качества. То есть ты берешь и ставишь некий инструмент объективного контроля, и ты его дорабатываешь, когда тебе необходимо получить более глубинные сведения о системе. И в какой-то момент мы поняли, что этот инструмент — он позволяет клиентам даже без нашего участия находить подводные камни, узкие места и проблемные точки, при этом надо только обучить. То есть, естественно, когда данных много, обучение играет большую роль.

И получается, что он вырос из нашего локального инструмента в коммерческий продукт, где в большинстве случаев клиент просто берет в аренду либо покупает и проводит обучение своих сотрудников. То есть проводит обучение не на курсах, а на реальных данных, видя собственные проблемы, более того, видит это 24×7 — мониторинг работает, — и без нагрузки на текущую систему.

А где гарантия того, что после постановки этого у себя вживую, все это дело потом не упадет? Демо-стенд это демо-стенд. Здесь делать можно все как угодно и где угодно, а вот на живых данных — это другой вопрос.

Мы следим за качеством продукта, то есть продукт стабилен и абсолютно отстоит от рабочей системы. Его падение не должно привести к потере работоспособности текущей информационной системы. Но в тот же момент сам мониторинг производительности меряет свою нагрузку, замеряет сам себя.

То есть это некий сервис, который сторонние сервисы меряет, а с другой — это сервис, который меряет себя же как сервис.

Да. И самое важное в нашей работе — это не ввести в заблуждение клиента и не обманывать самих себя. Это очень ценное утверждение, которое не только для нашей области производительности, но и для любой — автоматизации, бизнес-планирования и так далее. Бывает так, что в жизненной рутине ты делаешь такие просчеты, что сам, веря в то, что ты делаешь, не проверяешь, наступаешь на грабли и получаешь неправильный результат. И это хуже всего, потому что с точки зрения лояльности к клиенту это потеря клиента.

«НЕ ВВОДИТЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ КЛИЕНТА И НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ СЕБЯ»


Ну да, а особенно учитывая сарафанное радио.

Совершенно верно. Тем более, в век интернета, один, два, три просчета может ударить очень круглой суммой для компании, потом надо реабилитироваться. Все знают, в основном в интернете негативное мы пишем чаще, чем позитивное, и здесь нужно будет собрать на порядок больше положительного, чтобы действительно исправить ситуацию.


Ваша компания была участником конференций Инфостарта. Есть какие-то существенные отличия инфостартовских конференций от конференций того же Майкрософта либо других IT-компаний, либо специализированных IT-конференций?

image

Есть, разумеется. Я, как независимый эксперт, могу отметить, что на конференции Инфостарта очень дружелюбная обстановка — обстановка, которую редко организуют вот на таких официальных мероприятиях. В основном официальные мероприятия носят формальный характер: есть докладчики, есть клиенты, есть партнеры этих клиентов, и это, получается, некая политика.

А Инфостарт — открытая площадка, где общение в неформальной форме сглаживает эту официальность. На Инфостарте относятся более душевно к организации, это чувствуется. И поэтому он и нравится, поэтому там аудитория 600 человек — редко когда на конференцию, тем более платную, можно собрать такое количество людей. Просто нравится сама обстановка. В плане докладов — мне могут быть интересны не все темы, конечно, и это нормально. Каждый приходит на конференцию для себя. Одни приходят чтобы послушать, другие — чтобы поесть и отдохнуть, третьи — что

© Megamozg