[Перевод] Беруши будущего с «выключателем» окружающего мира
Doppler Labs только что переехали в новый офис в Сан-Франциско, и здесь творится полная неразбериха. Пустой холодильник, и повсюду раскиданы наполовину разобранные коробки с вещами.
Но у команды есть более серьезные поводы для беспокойства. Через две недели [оригинальная статья опубликована 2 июня 2015 г. — прим. перев.] Doppler запускает свой новый продукт — это комплект берушей под названием «Here», которые по вашему желанию регулируют звуки окружающего мира. Генеральный директор Ной Крафт (Noah Kraft) дал проекту название «суперслух 1.0».
В комнате без окон с бетонными стенами, которая выглядит как декорация к фильму «Заложница 4», председатель совета директоров компании Doppler Фритц Ланман (Fritz Lanman) открывает коробочку и достает два круглых наушника белого цвета. Их толщина сравнима с толщиной арахисового печенья Reese«s, вот только диаметр меньше в четыре раза. Ланман, удостоверившись, что Here подсоединены к его iPhone, передает их мне. Я вставляю устройство в уши, а он начинает свой рассказ.
На фото слева — Ной Крафт
Это не пара наушников и не слуховой аппарат. Такие беруши позволяют настраивать ваш слух — они способны приглушить или улучшить звук окружающего мира, который становится все более громким. Они могут скрасить ваши регулярные поездки до работы и обратно, а также сделать звук на концерте в секции 331 таким же хорошим, как в первом ряду.
Что более важно, Here — это только начало большого проекта Doppler по созданию «hearables», устройства, которое мы будем носить в наших ушах постоянно, на протяжении всего дня. Проблема мира в том, что он слишком громкий. Надевая беруши Here, вы получаете персональный эквалайзер и возможность контролировать громкость звука, поступающего в ваши уши.
Устройство может приглушать звуки или делать их громче: вы можете «подкрутить» басы и даже выборочно заглушить звуки, которые вы не хотите слышать, например, резкие звуки метрополитена или плач ребенка. «Слух — это достоинство человека, и мы хотим сделать его удивительным, — говорит Ланман. — Иметь в своих ушах регулятор громкости — потрясающе».
Пока он говорил, я менял настройки устройства с помощью смартфона, и вдруг голос Ланмана стал звучать громче на 3 децибела. Я прокрутил настройки в другую сторону и установил регулятор в положение -12 децибел — его голос стал почти шепотом. Затем я нажал одну кнопку приложения Doppler в меню «Эффекты», и речь председателя совета начала отдаваться многократным эхом; нажал другую, и создалось впечатление, будто мы находимся на сцене Карнеги-Холла.
В ходе 30-минутной презентации Ланман включал музыку и настраивал каждую частоту в отдельности персонально для меня. Он накладывал на музыку эффекты фланжера, эха, а затем включил эффект фузз, и мне показалось, что мои уши взорвутся (разработчики подумали, что это будет забавно, поэтому добавили эту функцию).
Это всего лишь ранний прототип. Надевая Here, ты постоянно слышишь слабый шум, не дающий забыть, что в уши вставлено устройство. Также, когда я полностью «выключил» Ланмана, я все равно мог его слышать, но он уверяет, что все изменится, когда они закончат работу над шумоподавлением. При включении функции с ужасным названием «Подавление детей», специально созданной для глушения детских криков, голос Ланмана также становился заметно тише.
Но когда я убавил бас в треке «Outside» Келвина Харриса практически до минимума, и никто кроме меня этого не услышал, то я действительно почувствовал себя суперчеловеком.
Теперь ты меня слышишь?
Команда Doppler воображает себя первыми, кто придумал модифицированный слух, не имеющий отношения к слуховым аппаратам, но это не совсем так. По некоторым данным, еще самые первые наушники, изобретенные более ста лет назад Натаниэлем Болдуином из штата Юта, представляли собой объединенные усилитель и подавитель. В 2005 году группа разработчиков Human Beans из Соединенного Королевства приняли участие в конкурсе по разработке так называемых «hearwear» и создали несколько различных прототипов. В этой сфере проводилось множество различных исследований, среди которых можно выделить работу финских исследователей, предположивших, что наушники могут успешно создать «псевдоакустическую модель реального окружения».
Но что у Doppler не отнять, так это того, что они воплощают теоретические исследования в жизнь. Это может оказаться еще большей проблемой: никто не любит носить слуховые аппараты, и по этой причине Bluetooth-гарнитуры стали восприниматься несерьезно. Но не думайте, будто Крафт не учел ошибки, которые допустили Google со своими Google Glass.
Крафт считает, что нужно в первую очередь четко объяснить, для чего создаются подобные устройства, и, что более важно, чем они не являются. Here нужны не для того, чтобы носить их 24 часа в сутки не снимая, слушая Spotify, разговаривая с Siri и совершая телефонные звонки. Команда Doppler специально исключила эти функции из своего творения — такое решение явилось следствием серьезных внутренних споров.
«Это нишевый продукт, — говорит Крафт. — В основном его будут покупать меломаны: персональная подстройка звука на концерте — это самый первый способ применения, который мы придумали».
После этого концепция проекта стала шире. Крафт сравнивает Doppler с Microsoft и Apple, а девиз компании «Компьютер, динамик и микрофон в каждое ухо» — это своеобразная импровизация на девиз Microsoft «Компьютер на каждый рабочий стол и в каждый дом». Крафт говорит про изобретение новых категорий и часто употребляет такие слова, как «hearables» и «аудиоберуши», что делает его похожим на крутого парня из Кремниевой долины.
Но у него есть план.
Воплощая проект в жизнь
Doppler могло бы и не быть. В начале 2013 года Ланман продал созданный им рекомендательный сервис Livestar компании Pinterest. Он долгое время занимал должность руководителя по вопросам корпоративных стратегий в Microsoft, а также выступал в роли раннего инвестора для компаний Square и Pinterest. Он был богатым, уставшим и хотел сделать перерыв.
Но к Ланману пришел его друг (выдающийся руководитель лейбла, которого Ланман не называет) и сказал, что тот просто обязан встретиться с «этим парнем». «Этим парнем» был Крафт. Крафт, недавний выпускник Университета Брауна с копной рыжих волос, большой бородой и талантом к созданию эффектных презентаций, занимался медиа-консалтингом для Google и звукозаписывающих компаний, а также продюсировал фильм Мартина Скорсезе. И у него была идея.
Ну, не совсем идея. Он просто много думал про музыку и звук во время тура с электронным музыкантом (сам Крафт — барабанщик и большой фанат музыки). Он «зависал» на концертных площадках, каждый раз подмечая, как качество звука изменяется от отличного до дрянного, в зависимости от местоположения слушателя в зале. «Платите вы те же деньги, — говорит он, –, но если вы встаете в дальний ряд по левую сторону от сцены, то звук кардинально меняется!» Что если есть способ оптимизировать свои собственные уши и не полагаться на звукорежиссера?
Креативный Крафт, постоянно витающий в облаках, и инженер Ланман, считающий, что «облака» имеют отношение к серверам, идеально дополняли друг друга. «Я хотел дать ему денег, чтобы он сделал эту штуку», — вспоминает Ланман. Но Крафту деньги были не нужны — ему был нужен партнер. «Он действительно свел меня с ума темой с ушами», — говорит Ланман. Он видел миллион однообразных устройств на запястьях людей — идея Крафта выглядела другой. «Уши — это достаточно логичное место, ведь мы вставляем в них устройства еще со времен появления Walkman».
Первым продуктом Doppler были Dubs — затычки для ушей. Крафт просит называть их «акустическими фильтрами», но по сути это просто усовершенствованные затычки, приглушающие выбранные частоты. Это невероятно скучная и ничем не выделяющаяся категория продуктов, что делает Dubs еще более удивительными: они были довольно широко освещены в прессе и даже выиграли Red Dot Design Award в апреле. Партнерами Dubs являются SoulCycle и Bonnaroo, а на Коачелла в этом году выдавали пару Dubs каждому из 135000 участников фестиваля.
Dubs создавались с определенной целью: установить партнерства, наладить цепочки поставок и продвинуть имя Doppler, чтобы начать создавать команду первоклассных инженеров и разработчиков. Но это был не конец, как и в случае с Here.
С самого начала команда работала над процессами обработки сигналов и настройки частот, меняя алгоритмы, позволяющие Here захватывать, обрабатывать и воспроизводить звук без каких-либо заметных задержек. «Это не просто небольшая штука с Kickstarter, которую можно носить на себе», — отмечает Ланман. У Doppler есть планы на ближайшие двадцать лет, где Dubs были только первой фазой. Сейчас наступает фаза два.
Слушайте! Слушайте!
Следующая фаза включает создание, как его называет Ланман, «Google Street View, но для звука». В Doppler хотят нанести на карту каждое место проведения концерта, каждый угол улицы, каждую ветреную вершину горы и предлагать автоматическую оптимизацию звука. На данный момент все управляется вручную. Возможно, в скором времени мир начнет звучать лучше с Here. Компания также хочет предложить музыкантам настраивать эквалайзеры для своих выступлений, чтобы освободить звукорежиссёра от части обязанностей, а также дать им возможность создавать миксы с другими артистами. Как вы смотрите на возможность послушать сет Avicii на выступлении Алессо?
Сейчас Here является нишевым продуктом, но Doppler отчаянно желают создать устройство, которое вы никогда не будете снимать. Нарастает напряжение, в том числе между двумя соучредителями, которые разошлись во мнениях касательно скорости продвижения Doppler. Ланман хочет двигаться быстро и сделать устройство многофункциональным.
По словам Ланмана, мы будем носить подобное устройство 24 часа в сутки: «Вы надеваете его и ночью и слышите шум прибоя, а ваша жена — нет. Она может слышать плач ребенка, если она с ним нянчится, а вам его слышать необязательно. Никому из вас необязательно слышать шум мусоровоза. Вы просыпаетесь утром, слушаете музыку и принимаете телефонный звонок». Ланман описывает весь день: звуки офиса, слишком громкие концерты, свидания в барах, где вы с трудом слышите друг друга. И да, со временем устройство обзаведется голосовым управлением, автоматическим переводчиком, как в сериале Star Trek, и кто знает, чем еще.
Все это будет позже. Со временем Here станет лучше, меньше и функциональней. Такова природа технологий. Сейчас Doppler всеми силами пытается сделать так, чтобы люди поняли область применимости устройства. «Мы хотим, чтобы вы впервые увидели это устройство не на полке в Best Buy, — говорит Крафт, — мы хотим, чтобы кто-нибудь из вас надел их на Коачеллу».
Вы можете оформить предзаказ на беруши за $179, а после официального выпуска они будут стоить $249. Doppler не нужны деньги, поэтому они используют Kickstarter как площадку для поиска людей, которым близка идея бионического слуха, и которых не особенно беспокоит, что первая версия устройства будет чуть более громоздкой чем хотелось бы. А уже тогда, как надеются в Doppler, они привлекут любителей фестивалей одного за другим.
Устройство не для всех — оно большое и странно выглядящее. Несмотря на тщательную имиджевую рекламу Doppler, ты все равно чувствуешь себя странно, когда из ушей торчат белые диски. Но для этого есть рынок: музыканты или орды жадных до технических новинок спонсоров с Kickstarter.
Во мне скопилось множество сомнений касательно Here, но когда после презентации я вернулся на улицы Сан-Франциско, меня будто поразила молния — я внезапно начал слышать все звуки: стройки, машины, мобильные телефоны и крики. Несмотря на мой скептицизм, одну вещь могу сказать точно: мир звучит гораздо приятнее, когда в моих ушах есть Here.