Готовим детей к школе с Кубокотом
Привет! Мы сделали приложение «Кубокот» для детей дошкольного возраста. Главная идея — подготовка ребенка к школе, поэтому образовательный контент у нас разделен на категории в зависимости от возраста.
В приложении работает автозапуск игр в зависимости от прогрессии. То есть мы запустили, допустим, букву «А», и пока ребенок не пройдет все игры на эту букву, его не вернет куда-то обратно в меню. Также между играми есть небольшая развлекательная составляющая — летят шарики, которые можно лопать. Если их лопать, то их будет лететь больше. За каждые десять лопнутых шариков Кубокот будет хвалить ребенка.
Кубокот — это персонаж-проводник, который всегда сопровождает ребенка на всех игровых экранах и голосом дает задания. Кот реагирует на правильные или неправильные действия: хвалит ребенка, если он совершает правильные действия, и корректирует, направляет его, говоря: «Попробуй по-другому, попробуй еще», если ребенок ошибся. Ещё он реагирует, когда ребенок возвращается в приложение в тот же день — говорит: «Как здорово что ты снова здесь!». Вишенкой для ребенка — на главном экране приложения кота можно гладить!
Под катом о том, что ещё умеет приложение.
Кубокот — главный герой образовательного мультсериала собственного производства телеканала СТС Kids — «Развлечёба», каналу принадлежат все права на использования образа персонажа.
Мы добавили прямое взаимодействие с помощником Кубокотом, которое работает во время прохождения игр. Ребенок видит карту прогресса, и каждый раз при достижении новой отметки Кубокот хвалит его и предлагает дать пять. В конце такого пути игрока ждет награда — серия развлекательного мультика «Три Кота».
В приложении около пятнадцати игр, помогающих выучить цифры и буквы за счет разнообразия механик — где-то нужно обвести, где-то раскрасить, выбрать нажатием или перенести в другое место.
Такие игры-обучалки отличаются в основном более сложными механиками. Например, мы сделали игры, в которых больше элементов пазла: если ребенок маленький, например, три года, то в игре будет всего четыре элемента, а если он старше, то число элементов увеличивается вплоть до шестнадцати. Разный уровень сложности отражается и на играх, в которых мы просим ребенка что-то собрать, например, букву из элементов. У маленьких детей не будет возможности ошибиться. А вот если ребенок старше, то ему мы уже показываем и ошибочные варианты.
В настройках приложения можно сделать профиль более персональным — например, выбрать озвучку полного имени ребенка, и тогда каждый раз при запуске кот будет обращаться к ребенку по имени. Причем называть он будет именно полное имя, соответственно, ребенок будет запоминать, как его зовут, , а для трехлетнего возраста это актуально. Кот всегда говорит, например, «Привет, Анастасия!» или любое другое полное имя. Еще в настройках можно указать интересы на основе которых ребенку будут выдаваться домашние задания для печати — если родитель отмечает такие интересы как рисование и поделки, например, то его ребенку будет выдаваться больше заданий, в которых нужно раскрашивать и что-то вырезать, склеивать.
Если нравятся головоломки — то больше игр, в которых надо что-то найти, провести путь от точки А до точки Б. В дальнейшем мы хотим, чтобы эти интересы влияли на сами игры, потому что уже сейчас у нас есть гипотеза: если давать ребенку то, что ему совсем не нравится, то он будет без особого интереса относиться к процессу обучения. Поэтому мы хотим учитывать тот факт, любит ли ребенок рисовать, в том числе в играх, чтобы лишний раз не мешать ему на его пути тем, что мы в очередной раз заставили его раскрашивать что-то, например.
Похвала за прохождение обучающих игр сделана по мотивационному принципу, но и базовая похвала «Молодец, умница», так же используется потому что это больше подходит для маленьких детей. В дальнейшем мы хотим сделать градацию поощрений зависимой от возраста ребенка. Дело в том, что маленькому ребенку достаточно услышать «Молодец», и он будет радоваться. Ребенку постарше нужна мотивация к продолжению развития: «Мне нравится твой подход!», «Продолжай двигаться вперед!».
Не играми едиными
Кроме игр (на сегодня у Кубокота их более 600) есть формат заданий, которые даются на выполнение вне приложения, в перерывах между игровыми сессиями. Это задачи в PDF-формате, у нас их больше 100, они рассчитаны в основном на изучение контента, который ребенку нужен до школы: алфавит, числа до десяти (мы планируем расширять количество чисел в приложении до ста).
Как это работает — мы выдаем экран, на котором Кубокот говорит: «Пора отдохнуть. Выбери задание». Ребенок выбирает одно задание из трех, и мы сообщаем, что отправили это задание его родителю. Родитель при этом может перейти в родительскую часть, найти блок с домашними заданиями и посмотреть в нем задания, полученные за последние сутки. Каждое задание можно открыть — запустится браузер, и PDF-задание можно отправить себе на электронную почту, сохранить на устройство или отправить сразу на принтер, например.
Конечно, принтеры (даже самые простые) могут быть не у всех, поэтому мы сделали задания такими, чтобы потенциально родитель мог без проблем нарисовать их на бумаге самостоятельно, не потеряв смысла.
В таком же PDF-формате есть задания, ориентированные не только на образование, но и на подвижность ребенка, потому что развитие с приложением — это история про кропотливое сидение, которое поможет развить мелкую моторику, но физической активности, необходимой каждому ребенку, оно не подразумевает. Поэтому мы даем возможность развивать эту активность за счет игр, которые можно распечатать. Например, «Классики» — ребенок с родителями может распечатать отпечатки ног и рук, прикрепить их к полу и прыгать по этим листочкам, тренируя реакцию. Игра отлично подходит для совместного досуга всей семьи!
В основном PDF-задания мы делаем в ч/б-варианте, чтобы их можно было распечатать на самом обычном принтере. В заданиях всегда есть инструкции к действию: листочки нужно раскрашивать, а иногда вырезать и склеивать чтобы получить результат.
Есть задания, в которых мы даем схему для вырезания и склейки кубиков, которые можно бросать, как кости, и играть. Например, «Кубики с зарядкой», эта игра — настоящий вызов! Пытаться повторить походку краба или выгнуть спинку как собака мордой вверх — может стать отличным источником позитивных эмоций и разминкой для тела.
Оффлайн-задания тоже разделены на сложность по возрастам. Допустим, самому маленькому ребенку в три года мы не будем давать классики, потому что дети в таком возрасте еще не готовы к таким активностям на координацию и баланс. А вот ребенку 5–7 лет точно будет предлагаться такое оффлайн-задание. Все задания, которые ребенок получил в приложении за последние сутки, родитель может найти в родительской части приложения за иконкой шестеренки.
О родительской части
В приложении есть блок для родителей, в котором можно настраивать лимиты экранного времени, это и влияет на то, когда будут возникать перерывы, в которых можно получать и выбирать домашнее задание.
В родительской части экранное время имеет два параметра ограничения.
Первый — ограничение времени доступа к приложению за день, то есть сколько времени в день ребенок может играть, например, два часа. Второй — ограничение игрового времени за сессию, например, 20–30 минут, не отрываясь от телефона. Рекомендованное время для каждого возраста подсвечивается зеленым цветом. Если дневная норма была исчерпана, то в детской части приложения наш персонаж Кубокот скажет, что нужно отдохнуть, и заснет. Это снимает с родителя большую проблему — ребенок не будет его обвинять и не будет обижаться на него за то, что у него забирают гаджет.
А ещё родитель может настроить дни, в которое приложение будет недоступно. Если приложение в какой-то день выбрано недоступным, то даже если ребенок сам откроет приложение, он просто увидит, что котик спит, и дальше его никуда не пропустят. При этом на данном экране есть кнопка, которая позволяет родителю перейти в родительскую часть, и если вдруг какие-то планы изменились, то он так же легко может отключить это ограничение и перенастроить дни.
Самые популярные игры и задания
Сейчас детям больше всего нравится лопать мыльные пузыри, это достаточно весело и просто. В пузырях могут находиться буквы, цифры, смайлики эмоций, то есть в нашем продукте мы не только изучаем цифры и буквы, но и затрагиваем тему эмоционального интеллекта, распознавания базовых эмоций, есть чуть-чуть контента про окружающий мир, это в большей мере связано с раскрасками.
У нас есть раскраски, но мы не стали делать обычные раскраски, которые ребенок просто красит. Мы подумали: у нас же есть персонаж, соответственно, он может давать какую-то полезную информацию, пока ребенок занят раскрашиванием. И кот рассказывает интересные факты про животных, насекомых и так далее, то, что относится к картинке.
Мыльные пузыри — самая топовая игра сейчас, на втором месте раскраски, как раз-таки потому, что они более полноценные в том плане, что мы не только красим картинку, но и даем какую-то информацию.
Но, конечно, есть и ошибки, с которыми мы столкнулись. Например, у нас есть объясняющая игра, в ней много слов, а вот действий происходит мало. Изначально мы думали, что это хорошее решение, так как игра стояла всегда первой в любой букве и цифре и рассказывала что это и зачем это нужно знать.
Мы регулярно проводим play-тесты, и на одном из таких тестов на презентации запуска приложения в качестве наблюдающих в зоне тестирования присутствовала группа разработки. Мы сами смотрели на то, как ведут себя дети с нашим продуктом, и делали для себя выводы. Главный вывод: с детьми большая сложность состоит именно в объяснении. Когда ты пытаешься что-то объяснить, это должно быть максимально просто и коротко, иначе ты потеряешь фокус внимания ребенка.
Это объясняющая игра оказалась очень показательной для нас. Поэтому мы сделали так, чтобы она не выдавалась всегда самой первой, и переработали ее длительность так, чтобы это было очень короткое представление буквы или цифры без примеров и объяснений. Уже сейчас видно, что это помогло нам не терять внимание ребенка.
Родительский фидбек
Родители не жалуются на экранное время, им явно нравится эта функция. Также многие оказались заинтересованы в печатных домашних заданиях, что было приятным удивлением для нас, потому что мы очень беспокоились о том, что это все-таки дополнительные сложности для родителя. Но люди интересуются.
Мы понимаем, что у нас есть проблемы в плане донесения информации о том, как это работает, и проводим работу над ошибками, планируем сделать обновление, которое улучшит интерфейс в родительской части и упростит доступ к домашним заданиям, например. А ещё недавно мы дали возможность родителю самому получить домашнее задание в родительской части, чтобы не ждать этого перерыва. Это для тех, кто более заинтересован в печатных материалах и менее заинтересован во времени за устройством.
Что дальше
Мы очень пристально следим за результатами нашего запуска и смотрим, где наши показатели проседают и что нам нужно улучшить. Пока мы больше настроены на то, чтобы улучшать имеющийся функционал продукта, сделать его более понятным и удобным для пользователя.
В данный момент мы работаем над переосмыслением подачи обучающего контента, уже сейчас можно поиграть в «Сюжеты», это те же буквы и цифры, но объединенные в сюжет, например, нажав на картинку «Велосипед», ребенок запустит ряд игр на цифры и буквы, которые относятся к велосипеду. Так обучение с приложением Кубокот становится более динамичным и разноплановым.
Планируем добавить раздел, который будет посвящен изучению английского алфавита.
А также мы очень хотим добавить больше возможностей взаимодействия с персонажем, у нас есть несколько интересных концептов, которые мы сейчас продумываем.
С вами была команда разработки приложения Кубокот, специально для Хабра.