Госкомпании обяжут поддерживать инновации закупками отечественной hi-tech продукции
Фото: Ведомости
Государство может обязать госкомпании закупать не менее 2% в год (от общей суммы заключенных контрактов) высокотехнологической инновационной продукции. Такие закупки, скорее всего, станут обязательными уже с 2016 года, пишут «Ведомости». Вменят в обязанность поддерживать отечественные инновации также малому и среднему бизнесу, такие компании станут закупать не менее 1% соответствующей продукции в год.
Уже через два года с момента введения новых правил работы, нормы будут увеличены до 5% и 2,5% соответственно. По мнению представителя Минэкомразвития, все это даст новые возможности малому и среднему бизнесу, также это способ повысить спрос на высокотехнологическую продукцию. Соответственно, бизнес получит доступ к заказам госкомпаний, и сможет развивать и внедрять собственные технологии. Что касается сумм контрактов, то только в прошлом году «Газпром» заключил договоров на общую сумму в 817 млрд руб., «Роснефть» — на 1,4 трлн, плюс РЖД на 904,9 млрд рублей.
Согласно результатам исследования Высшей школы экономики (ВШЭ), в настоящее время государственные компании вкладывают в инновационные программы примерно 16% всей своей выручки. Рост таких проектов довольно заметен, например, в 2010 году финансирование составило 172 млрд рублей, а уже в 2013 финансирование возросло до 391 млрд рублей. Соотношение расходов к выручке также возросло с 1,5% в 2010 году до 2% в 2013. 10 госкомпаний обеспечили 80% прироста внебюджетного финансирования. В то же время, небюджетные источники внесли небольшой вклад в инновации — всего около 0,2% за три года.
В то же время, только 1–2% инновационных проектов отвечают принятым в РФ критериям, считает Аркадий Пасерба из Академии госслужбы. Основная проблема в этой сфере — отсутствие нужного управления и правильного распределения ресурсов.
Естественно на инновации оказывает влияние и сложная экономическая ситуация в стране. Так, производительность труда несырьевых компаний замедлила рост — с 10% в 2011 году до 3% в 2013 году. Сейчас компаниям приходится искать выход на новые рынки, включая рынок импортозамещающей продукции.
© Megamozg