Google Fact Check: Цензура, Манипуляция или Защита от лжи?
В своем блоге поисковый гигант Google объявил о глобальном запуске механизма проверки новостей на фейки и вбросы, таким образом вывод поисковой выдачи будет сразу снабжаться оценкой, которая может варьироваться от Истина до Ложь с промежуточными вариантами.
В пояснении к данному нововведению корпорация указывает, что причиной его появления стала президентская кампания в США 2016 года, в ходе которой сеть наводнили фейки всех мастей, форм и расцветок.
Медиа-гигант заявил, что не будет сам заниматься проверкой новостей, отдав это дело на аутсорс некоему «международному сообществу репортеров», включающему в себя 115 активных организаций по всему миру (и ни одного на территории РФ). Это означает, что данные организации будут оценивать правдивость выводимых пользователям поисковых результатов и информировать об этом прямо в списке поисковой выдачи, не утруждая пользователя самостоятельными проверками, поиском источников и сравнением мнений.
Это очень опасная практика, которая в перспективе позволит еще эффективнее манипулировать общественным мнением через однобокие оценки сложных событий. Например, касаемо конфликта на Украине — в списке одобренных Google «проверятелей фактов» 4 украинские организации, включая активных участников информационной войны stopfake.org впротивовес 0 таких организаций на территории России, что автоматически делает про-украинскую позицию по любым происходящим в зоне конфликта собитям истиной, а про-российскую — ложью.
Та же картина и в отношении конфликта в Южной Осетии 2008 года — теперь поисковую выдачу по этому вопросу будет проверять грузинская организация, финансируемая (судя по описанию) европейскими фондами и посольством США в Грузии.
Какова роль нововведения в формировании управляемого общественного мнения? На мой взгляд ничуть не меньшая, чем защищенные от правок статьи Википедии по спорным историческим вопросам со спорными наборами отобранных источников. Позиция поискового нейтралитета долгое время подвергалась коррекции пока, наконец, не пришла к текущему воплощению — прямого воздействия на конечного пользователя через готовые оценки под эгидой огромного авторитета поискового гиганта.