Глава «МегаФона»: LTE будет опорным форматом на ближайшие несколько лет
После 24 февраля российские операторы связи столкнулись с серьёзной проблемой поставок оборудования для обновления и строительства новых сетей. Участники рынка ожидали, что проблемы в работе сетей могут возникнуть в конце лета. Как операторам удаётся удерживать ситуацию в норме, о возможностях закупок оборудования в Индии и Израиле, а также о том, что мешает запуску в стране нового стандарта связи 5G, «Коммерсанту» рассказал гендиректор «МегаФона» Хачатур Помбухчан. Выбрали главное.
С момента прихода на должность год назад Помбухчан пересобрал команду, пересмотрел стратегию компании и подход к её реализации. «МегаФон» сфокусировался на телекоммуникационных услугах и отказался от развития части непрофильных активов.
«МегаФон» первым начал внедрять и в 2021 году запустил во всех регионах технологию VoLTE. Компания лидирует по технологии VoWi-Fi, скоро представит её на федеральном уровне. Это возможность делать звонки из глухих комнат, цокольных этажей, где слабый сигнал мобильной связи, но есть Wi-Fi.
Компания запускает новую бренд-платформу. В рекламных роликах вместо привычной фразы «МегаФон» начинается с тебя» будет слоган «МегаФон» — оператор номер один».
«МегаФон» решил не раскрывать финансовые показатели, так как сейчас «слишком большая волатильность на рынке». Она сильно влияет на те базовые показатели, которые аналитики привыкли видеть в ежеквартальных отчётах.
Москва — самый крупный рынок в России с самыми высокими требованиями абонентов к качеству услуг, поэтому операторы много внимания уделяют этому региону, потом смотрят на города-миллионники: Санкт-Петербург, Новосибирск, Волгоград, Краснодар, Ростов, Екатеринбург.
Компании удалось подготовиться, она создала определённый запас оборудования. Потратила эти несколько месяцев в том числе на работу по повышению эффективности оборудования, установленного на сети.
Мы смотрим на индийских, китайских, израильских производителей. Оборудование есть, оно доступно. Логистические цепочки стали более сложными, может быть, более дорогими, и контрактование стало более длительным. В нём необходимо учитывать в том числе санкционные риски для обеих сторон, но это не значит, что невозможно строить и развиваться.
С точки зрения потребления трафика серьёзных аномалий в сети не было. Когда часть западных ресурсов закрывалась в России, были небольшие просадки по трафику, которые потом, как правило, восстанавливались перетоком на другие сервисы.
Использование VPN не увеличивает нагрузку на сети, но влияет на клиентский опыт.
Хакерские атаки были всегда, продолжаются и сейчас, просто в большем объёме.
Сейчас компания «неплохо» работает с эффективностью собственной розницы, будет продолжать её развивать. Вторая история — как сейчас предлагать людям то оборудование, которое они привыкли покупать. Часть игроков с рынка ушли, их место заняли другие бренды. Появились новые названия, пока непривычные людям, но начинают отъедать кусок рынка у Apple и Samsung.
В 2021 году «МегаФон» купил у USM Telecom 65% в компании «Рево Чардж». Она работает на рынке уже несколько лет, это единый центр дистрибуции для розничных компаний, входящих в периметр холдинга USM.
Сейчас основной фокус — это прямые контракты, поставки оборудования в рамках прямого импорта, в частности из Китая.
LTE будет опорным форматом на ближайшие несколько лет, считает Помбухчан. Если 5G — это больше про технологические возможности, про беспилотное управление транспортом, удаленные хирургические операции, то для обычных пользователей сейчас вполне достаточно стандарта LTE.
В компании не было оттока айтишников. Гендиректор считает, что это из-за того, что они имеют хороший доступ к технологиям и при этом зарабатывают хорошие деньги на этом рынке.
Для роста оснований особых не видно, но так же как и для существенной просадки. Вероятно, рентабельность операторов останется примерно на том же уровне, может чуть-чуть сыграть вниз или вверх, это будет зависеть от каких-то изменений, связанных с адаптацией к меняющемуся рынку.
В пандемию было сложнее организовывать взаимодействие, но при этом были все возможности, чтобы это взаимодействие реализовать. Здесь наоборот. Все сплотились, понимают серьёзность момента.