Гитарный кранч-дисторшн MI Audio Crunch Box

wvev3eiyk_breg9wqiah_lglln4.jpeg


Привет, Хабр! Бутиковая педаль, которую я сегодня соберу, не является такой древней разработкой, как герои предыдущих статей. Тем не менее, гитаристы её очень полюбили, а производители гитарных эффектов вовсю копируют.

Разработчики стремились повторить классическое звучание Marshall Plexi и JCM800, и это у них получилось, и даже нечто большее. Насколько сложная схема для этого потребовалось, мы сейчас увидим и услышим.
Чтобы понять, почему все хотят повторить звучание Marshall, надо либо любить рок и металл, либо быть гитаристом, либо знать основные вехи истории гитарного усиления.

▍ Когда звук гитары был чистым


Для многих людей джазовое звучание ассоциируется с транзисторными Roland Jazz Chorus. По сути это широкополосный hi-fi усилитель, сам по себе почти не окрашивающий звук, если не считать его гитарных громкоговорителей.

1gjyhxjkknvgqg0-mfndiulti1a.jpeg


На самом деле, эта серия усилителей относительно молодая. Их начали производить в 1975 году. И первыми ценителями Jazz Chorus стали вовсе не респектабельные джазмены, а наоборот, юные энтузиасты новой волны и постпанка, которым требовался чистый гитарный звук.

▍ Без Fender — никуда


Дело в том, что полупроводниковые усилители Roland были дешевле и надёжнее ламповых Fender. А именно усилители Fender десятилетиями сохраняют звание стандарта чистого звука номер один для всех гитарных стилей. И, как ни странно, для джазменов тоже.

72bweso6bzlkrthmuxglsdoyow8.jpeg


Усилители Fender «умеют» наилучшим образом передавать не только стекло «Стратокастера» и твэнг «Телекастера», но и мягкую красоту джазового звука, характер которого обусловлен необходимостью подавить ту область средних частот спектра звучания электрогитары, в которой гармоники «многоэтажных» альтерированных аккордов способны создавать неблагозвучные, диссонирующие звукосочетания.

Чтобы джазовое звучание с проваленной серединой (mid scoop) не было бедным, требуется акцентировать другие гитарные частоты. То же самое актуально в отношении модернового тяжёлого звука, ведь современная прогрессивная музыка, в отличие от классического рока и хэви-металла, широко использует джазовые гармонии.

▍ А как же «Битлз»?


ku8bsaqbscvgz-4cogcvlnksip8.jpeg


Отметим, что любители творчества The Beatles, а также мидвест эмо и мат-рока, поспорят с первенством Fender в передаче чистого звука. Они предпочитают яркое звучание британских усилителей Vox.

zluaqblvvxw_192fepeqyhiub3o.jpeg


А что касается «грязного», перегруженного звучания, то у большинства оно ассоциируется, конечно же, с Marshall. Это и Джими Хендрикс, и Ангус Янг из группы AC/DC. А также Слэш, Джо Бонамаса, Эрик Клэптон, Закк Уайлд, Джефф Бек, Джо Сатриани, Том Морелло, Эдди Ван Хален и многие другие.

▍ Про эти усилители вы наверняка не слышали


vnwylhki4qc4wb9fxfwkjn8idh4.jpeg


Хотя перегруженные усилители Matamp (Mat and Tony amplifiers) появились в той же Британии практически одновременно с Marshall. Это был совместный проект основателя компании RadioCraft Мэта Матиаса и его друга, разработчика высококачественных усилителей Тони Эмерсона.

▍ Как звучит апельсин


Однако известность эти усилители обрели не сами по себе, а в связи с кабинетами и корпусами Orange, как усилители Orange Matamp. И самое главное, перегруженный звук Marshall значительно превосходил перегруз усилителей Эмерсона, тогда как чистый звук Matamp был прекрасным.

434jxcjtcp-8cizmbcmfywwpn0a.jpeg


Одним из знаменитых пользователей усилителей Matamp был Питер Грини из группы Fleetwood Mac. Именно он был первым хозяином знаменитого Gibson Les Paul 1959 года, которую Кирк Хеммет купил у Гери Мура в 2014 году за миллион долларов.

5x144a5bstqcmqrqpa_wdguv_yq.jpeg


Сам инструмент, конечно же, не стоит таких денег, но Кирк хотел помочь великому музыканту, что само по себе бесценно, и вместе с тем сделать выгодную инвестицию. Что касается звучания Greeny, то оно действительно уникально, потому что однажды Питер Грин случайно перевернул передний звукосниматель, в результате чего он оказался подключённым в противофазе.

1bpnmlfq_eb_wnp0pykfa1e_mbs.jpeg


Благодаря этому в среднем положении переключателя получается ещё более «гнусавый» звук, чем тот, что характерен для хамбакеров Gibson P.A. F., которыми оснащена гитара Greeny. Что в сочетании с правильным перегрузом делает соло максимально певучим.

byf5bcd-xomhbxk62chvtp1wjba.jpeg


Достоинства и недостатки Matamp учли при разработке последующих усилителей Orange, которые снабжены очень приятным каналом, который в терминологии Orange называется натуральным и лишён регуляторов тембра. Либо имеется просто чистый канал с регуляторами низких и высоких частот.

qe7d6rnkwhqf85hwa4ns8sh15rw.jpeg


И, конечно же, перегруженным «грязным» каналом с прекрасным узнаваемым звуком, благодаря которому в 1971 году продажи усилителей Orange превзошли продажи Marshall.

3spvqi8wvnfk43bk1tyelmsn6gi.jpeg


Миссия компании Orange Music Electronic Company LTD заключалась в том, чтобы её продукция звучала по всему миру. Отсюда слоган «Голос Мира» (Voice оf the World), который мы можем увидеть на всей продукции Orange.

knt7gq0af_yk-wdxge5dggx9gag.jpeg


Чтобы пользоваться усилителями по всему миру было удобно людям, не владеющим английским языком, были придуманы пиктограммы, обозначающие функции разъёмов, переключателей и регуляторов. Одно время английские подписи к органам управления усилителем вообще убрали, однако потом их вернули на место.

yd-gzzacyy20t_uwxq5jce4ch5a.jpeg


Действительно ли у Orange получился Голос Мира? В их усилители играли Чак Берри, Black Sabbath, Status Quo, Jethro Tull, Стиви Уандер, Alice Cooper. А одним из первых звёздных эндорсеров апельсиновых усилителей стал Ноэл Галлахер из группы «Оазис».

d0slxzsadavxfqpfjko7u8ppziq.jpeg


С тех пор такой тип гитарного звука, как кранч (хруст) ассоциируется с продукцией двух британских компаний: Marshall и Orange. Хотя понятие британского звука ассоциируется всё же с продукцией компании Marshall, истории которой мы уже касались.

w12w2v1e5cgvpuuforvj2wc21za.jpeg


Ламповые усилители Marshall никогда не были дешёвыми, а теперь и вовсе стали труднодоступными. Но ведь мы с вами знаем, что если в лампах и есть особая «магия», то её наверняка можно получить и без ламп.

apnzcnmk9r6napxibpkvqit0x1u.jpeg


▍ Полупроводниковые педали Marshall


И компания Marshall это понимала. А также понимала, что очень многие захотят приобрести компактную, относительно недорогую педаль, повторяющую звучание лампового стека. Особенно если на её корпусе будет красоваться магический логотип Marshall, как у самых крутых и самых звёздных музыкантов на экране телевизора, страницах глянцевых журналов и модных постерах.

q9p2v5ghafqlvg3n73wzh045esu.jpeg


▍ The Guv«nor


В 1988 году, благодаря стараниям начальника департамента разработки Marshall Стивена Гриндрода, начинается выпуск первого в мире «усилителя в коробке» (amp in a box). Это была педаль The Guv«nor, что переводится как «начальник» или «босс». Таким неформальным прозвищем сотрудники компании окрестили её основателя, легендарного Джима Маршалла.

На схеме сразу бросается в глаза довольно сложный узел пассивного трёхполосного регулятора тембра. Такое увидишь не в каждой педали, да и не в каждом усилителе. Конечно же, этот темброблок максимально приближен к параметрам настоящих, «взрослых» ламповых стеков.

jlznktti9di5uw1a72cuz_rduve.png


Зато в секции перегруза не видим ничего необычного. Инвертирующий усилитель на любимом операционном усилителе педалестроителей TL072 и жёсткое ограничение со встречно-параллельными светодиодами на его выходе.

Входная секция тоже самая обычная, зато интересно устроен регулятор гейна. Бегунок потенциометра включён на выход первого операционного усилителя, а крайние контакты — к инвертирующему входу первого ОУ и RC-цепочке, ведущей на инвертирующий вход второго ОУ.

Таким образом, общее усиление двух секций можно регулировать от очень маленького — шестикратного в левом положении регулятора — до очень большого — 3800-кратного — в правом положении.

▍ Петля эффектов


И, наконец, у The Guv«nor было гнездо петли эффектов, она же «посыл-возврат» (loop, send-return). Это гнездо не было снабжено каким-либо буфером. Оно просто позволяло включить после перегруза какие-нибудь другие педали, например, дилей, ревербератор или фленджер.

-wpf04u57axicmvyrbczu0tiii4.jpeg


Активация The Guv«nor добавляла педали из петли эффектов в цепь обработки звука, а деактивация — убирала. Некоторые гитаристы сочли эту опцию очень удобной: переключаемся на грязный канал со всеми добавочными эффектами одним нажатием педали, и вторым нажатием педали отключаем их вместе с переходом на чистый канал.

jlznktti9di5uw1a72cuz_rduve.png


Если добавить второе такое гнездо для чистого канала в цепь истинного обхода (true bypass, самый нижний проводник на схеме), получился бы не просто перегруженный усилитель, а целая система организации педалборда, не нуждающаяся в MIDI или аналоговых переключателях! Наверное, многие бы оценили.

▍ Три новые педали


iqrysshjr_pnccgfiws6z86udam.jpeg


Но в 1992 году Marshall пошёл диаметрально противоположным путём, выпустив педаль DriveMaster, полностью повторяющую схему The Guv«nor, но без гнезда для петли эффектов.

▍ Для любителей блюза


h1afo6uakowekxafar2vis0xhmc.jpeg


Вместе с DriveMaster был выпущен эффект Marshall BluesBreaker. Разумеется, с целью повторить звучание одноимённого культового 30-ваттного лампового комбоусилителя 1962 года.

n08v-3gabvteh8k9yrj4fpzp8us.jpeg


Это был самый первый комбоусилитель, выпущенный компанией Marshall. А назвали его в честь дебютного альбома с участием Эрика Клэптона, где он виртуозно и с большим удовольствием играл в этот самый усилитель.

t2meqawaxmbunjy09isth0hmu-i.jpeg


Кроме невысокой цены, BluesBreaker 1962 года отличался кабинетом (инструментальной акустической системой с двумя 12-дюймовыми громкоговорителями) открытой конструкции, благодаря чему звучал ярче и лучше сочетался со звукоснимателями P.A. F на гитаре Gibson Les Paul.

Немаловажной была и способность выходного каскада перегружаться при относительно умеренной громкости. Все эти достоинства сделали комбик любимцем блюзменов и хитом продаж, а в последствующие десятилетия ещё и весьма дорогостоящим объектом коллекционирования.

f_ulgkaxrxp6jkxvy6xmzx9k3hq.jpeg


Существовала и пилотная версия BluesBreaker 1961 года с четырьмя 10-дюймовыми динамиками, она же JTM45 Super Tremolo. Но эта откровенная копия американского твидового комбика Fender Bassman Эрику Клэптону не понравилась, и бестселлером не стала.

Зато стала бестселлером педаль BluesBreaker 1992 года. По сравнению с The Guv«nor и DriveMaster, здесь использовано мягкое ограничение в цепи обратной связи второго ОУ. Вместо светодиодов использованы пары последовательно соединённых универсальных импульсных диодов 1N4148.

xuunlnn_eaergdnsbadxzmhmexc.jpeg


А вместо роскошного трёхполосного эквалайзера педаль получила простейший однополосный пассивный темброблок в виде потенциометра утечки тона.

Зато добавлена вторая частотнозависимая RC-цепочка между инвертирующим входом первого ОУ и землёй схемы. Насколько определяющим для звучания педали является этот нехитрый схемотехнический узел, мы уже изучали, и не раз.

▍ Для мастеров металла


qslfl8jci_oepnfnqghzzg2u6ns.jpeg


Кроме упрощённого, но прекрасно выполняющего свою функцию BluesBreaker, был выпущен и усложнённый ShredMaster.

jacuuulzhlcyy24odsvgnq8o6k8.jpeg


Здесь целых 4 операционных усилителя, два из которых обслуживают ручку регулятора «Контур» (Contour). Это та самая ручка, что задаёт характер звучания в спектре от винтажного с подчёркнутыми средними частотами до модернового, где они максимально провалены.

▍ MI Audio Crunch Box


2b5tmngujro0up8kmds-0p9irc8.png


Прошло 14 лет, и австралийский производитель бутиковых педалей MI Audio берёт схему The Guv«nor, заменяет трёхполосный темброблок на ручку тона из BluesBreaker и добавляет регулятор Presence. Получается Crunch Box.

if8rv0eqtinjdeofpr9omxyhuy4.jpeg


Не отстаёт от австралийских коллег и американец Джош Скотт со своей педалью JHS Angry Charlie. Собственно говоря, её версию 2 я сегодня и соберу путём небольшой модификации набора Distortion-1 от компании Landtone.

Обратите внимание, что в названиях конструкторов у этой фирмы бывает путаница. Нужно заказывать тот дисторшн, что комплектуется двумя 5-миллиметровыми красными или зелёными светодиодами, не считая красного 3 мм индикаторного в оправе.


zce_9mlg1myn2l3lfvvt3xkhgdm.jpeg


Авторы набора предлагают реализовать регулятор презенса в виде подстроечного резистора на плате, как у первых версий Angry Charlie и Crunch Box. Но в варианте от Landtone для доступа к этой подстройке необходимо разобрать педаль, открутить гайку педального переключателя и вынуть плату.

dpbv6z9-6i2ignfe3bbmtldeiuy.jpeg


Мы пойдём другим путём: просверлим в корпусе дополнительное отверстие и установим четвёртый потенциометр с ручкой. Получится клон JHS Angry Charlie V. 2.

▍ Сборка и испытания


Звучание этой педали действительно максимально «хрустящее», яркое и искристое как на низких, так и на высоких нотах.

Особенно хорошо она зазвучит с недорогими лесполами Epiphone и подобными им гитарами, для которых характерно «тёмное» и «мутное» звучание (как у Gibson SG Ангуса Янга). И будет звучать хорошо, даже если переключиться на нековый хамбакер.

А в случае яркой гитары, JHS Angry Charlie или MI Audio Crunch Box лучше всего проявит себя при использовании одинарных звукоснимателей.

dj8sm-ampdzmvfjm8di_3te5bj0.jpeg


Также фирма Landtone выпускает набор для сборки «профессиональной» версии этой педали дисторшн. Её отличие заключается в большем размере корпуса, более красивых ручках и наличии тумблера, подключающего параллельно светодиодам кремниевые диоды 1N4148. Это опция из педали Super Crunch Box от MI Audio.

Получается более высокий уровень компрессии, который делает незаметными огрехи при быстрой игре, но сводит на нет нюансы звукоизвлечения. Тем, кто любит «высекать», этот переключатель особенно пригодится. А ещё больше пригодилась бы ручка «Контур», но это будет уже ShredMaster, который звучит не как та классика Marshall, за которую ценят The Guv`nor и его клоны.

Telegram-канал с розыгрышами призов, новостями IT и постами о ретроиграх

© Habrahabr.ru