Гик != айтишник 

4vmu2qrlb2af3rfzq55e46bdqno.png
Я старательно покупаю всё, о чём даже боялся грезить,
чувствуя злорадство, но не восторг.

Вера Полозкова

Небрежная одежда, неухоженный вид, взлохмаченные волосы, полная интроверсия и неумение общаться — если вы так себе представляете программиста, то как вас занесло на Хабр? Любой человек, хоть как-то знакомый с IT-сферой, знает, что программисты, девопсы, тестировщики, инженеры, разработчики, — айтишники, — это умные, продвинутые, практичные ребята с хватким умом и умением общаться ровно так, как того требуют условия. Прежде всего потому что IT — это бизнес. Они не ходят обвешанные гаджетами, не скупают последние модели техники, не бегут менять двенадцатый на тринадцатый и вообще относятся к носимым устройствам и электронике не фетишистски, а весьма утилитарно. У них может быть хобби, связанное или не связанное с технологиями, но они не посвящают ему жизнь и всю зарплату (за редким исключением). Получается, они не гики?

А знаете ли вы, что гики оказали огромное влияние на моду? Долгое время (да и до сих пор) на подиумах, частных показах и на улицах важную роль играл стиль гик-шик: очки в крупной оправе, небрежный кэжуал и смарт-кэжуал, немного элементов комиксов, винтажные аксессуары. Oh my geek, о чём я говорю на Хабре!


В обыденном сознании понятия гика и айтишника часто отождествляют и примитивизируют до шаблонов и стереотипов. Между тем это совершенно разные понятия, а айтишники (и даже сисадмины) из набора «админ-растянутый свитер-кот-шредер» оставили разве что котов — этим хвостатым все профессии покорны. Однако такое смешение в сознании людей не из нашей сферы объяснимо: изначально гиками считались и правда люди, помешанные на технологиях и гаджетах. Позже гиками стали называть всех поклонников технологий, фантастики и всего культурного слоя, с этим связанного (комиксы, книги, фильмы, фанфики и проч.) — и это уже зачастую не имеет никакого отношения к IT-сфере.

Попробуем разделить и описать первых, вторых и… третьих


▍ Айтишники


Айтишники (кстати, расскажите в комментариях, обижает ли вас это слово) — это профессиональные сотрудники IT-компаний, аутсорсеры и фрилансеры, оказывающие услуги в сфере IT и иногда в смежных с ней сферах.

  • Обменивают знания и опыт на деньги работодателя (заказчика). Они умеют эффективно работать с требованиями, разбираются в управлении разработкой, пишут код, управляют IT-инфраструктурой и на сегодняшний день почти всегда знают себе реальную цену. Работа для них всегда больше труд, чем фан — и настоящие айтишники относятся к ней максимально серьёзно, потому что понимают важность технологий в жизни всего человечества.
  • Ищут эффективные и полезные инструменты для работы, которые значительно ускорят, упростят, улучшат достижение результата. Они подходят к технологиям утилитарно, оценивают функциональные возможности и выбирают оптимальные варианты для своих рабочих и личных задач. Даже очень классный, буквально топовый разработчик, может писать код на старом ноутбуке Sony, который уже давно снят с производства, но который «заточен и прокачан» своими руками и отлично справляется с задачами своего хозяина. Для профессионала важен инструмент, но лишь в той мере, которая позволяет работать круто и продуктивно. Остальное — уже хобби.
  • Точно знают, какие гаджеты и носимые устройства удовлетворят их потребности. Айтишники точно не чужды ничего человеческого: они бегают, плавают, водят автомобили, пишут подкасты и т.д., а значит, их мир наполнен гаджетами, но оценивают они их точно так же, как рабочие инструменты.
  • Склонны анализировать затраты и доходы. Всё больше людей, которые нормально и хорошо зарабатывают (айтишники к ним точно относятся), постигают глубины финансовой грамотности и учатся считать деньги, чтобы тратить и инвестировать их с толком. Именно поэтому они довольно критично относятся к обновлению гаджетов и уж точно не возьмут кредит на смартфон только потому, что у него появилась третья камера. Да и вообще, мне кажется, IT-сфера — едва ли не первая сфера, которая придёт к рациональному потреблению, прежде всего из-за умения рационально и комплексно, системно оценивать происходящее вокруг.


Современные айтишники прекрасно коммуницируют в рамках рабочих проектов, работают с людьми и технологиями, грамотно управляют командой и разработкой. Их отношения с обществом потребления довольно прохладные, если только нет какого-то супер увлекательного хобби.

То ли дело гики.

▍ Гики


Гики — фанаты технологий (мира, связанного с технологиями, или любой интеллектуальной деятельности), ценящие свойства современных гаджетов, технологий и их окружения (приложений, интерфейсов, аддонов, вплоть до комиксов и проч.).

  • Относятся к технике и технологиям как к предмету коллекционирования, хобби, интереса. Они готовы выложить за новый гаджет две зарплаты и есть одну лапшу, но обладать первыми. О, эта невероятная дрожь в руках, когда ты открываешь коробку с новым гаджетом, снимаешь плёнку и сразу заходишь под рутом, разбираешься в новых возможностях, моделируешь новые сценарии использования, которые ещё никто не придумал!
  • Следят за технологической модой. Они на лету хватают новости об утечках ТТХ и новых презентациях, с нетерпением ждут новых моделей и обновлений, точно знают составы обновлений и особенности работы, способны проанализировать целесообразность использования гаджета, технологии, программного обеспечения. Это реально люди, которые знают всё обо всём.
  • Готовы нести порой необоснованные траты — и порой это оборачивается минусом для семьи и близких гика. Самое неприятное — это кредитные приключения, в которые можно рано или поздно вляпаться.
  • Как правило, отлично разбираются в предметах увлечения и в технологиях в целом. Гики готовы жертвовать гарантией ради получения расширенного доступа к гаджету и возможности разобраться в устройстве и особенно в софте. Реверс инжиниринг, модификация, чистая OS для них не экзотика, а обычный набор действий.
  • Могут работать в любой сфере. Вопреки существующим мифам гики могут работать где угодно, но вот истории с переходом тру-гика в IT-сферу, конечно, не редкость.


Сейчас сообщество гиков уже несколько размыто по сравнению с 2000–2015 годами, когда это была не просто субкультура, а целая часть массовой культуры. В 2022 «чистых гиков» не так много и они составляют как раз локальные сообщества, в основном остались гики, для кого техника — хобби, любимая игрушка и продвинутое увлечение.

▍ Ложные гики


Ложные гики — фанаты технологий, потому что модно быть фанатами технологий. Они могут отдать любые деньги за новый гаджет, но ценить его не за крутые возможности, а за раскрученный бренд, популярность или необычность. Между раскрученным брендом и отличным качеством они всегда ставят знак равенства и не признают, что ещё что-то под другим брендом может быть хорошим и даже отличным. Кстати, появление ложных гиков — культурное явление отторжения от группы тру-гиков, которые внезапно решили части примкнувших объяснить, что если ты не владеешь кучей знаний и технологий, ты и не гик вовсе.

  • Следят не за технологиями и новинками, а именно за конкретными брендами. Ложные гики ждут не технологию, а новый Apple или Samsung, в отличие от тру-гиков они редко увлекаются IT-инфраструктурой (например, не тестируют Mikrotik и не ищут сто отличий от Keenetic). Они тяготеют к экосистемам конкретных марок и готовы сражаться с противоборствующим лагерем.
  • Обычно не разбираются в технике и транспорте. Ложный гик будет оберегать устройство (самокат, автомобиль) и ни в коем случае не станет делать джейлбрейк или что-то подобное, потому что ему важны формальные, имиджевые признаки, а не глубокие технологические изыскания.
  • Гаджеты и технологии — часть имиджа и образа, а не функциональная вещь. Устройства и приложения ложному гику нужны для развлечения и акцента на своих качествах (богатстве, уникальности, творческом начале и т.д.).
  • Категоричны в суждениях. Часто совершенно не терпят трезвых аргументов и не готовы оценивать отрицательные стороны любимых вещей и приложений (хотя они есть у всех), но готовы камня на камне не оставить от любого другого бренда (хотя классические войны Canon vs Nikon, Apple vs Samsung, BMW vs Audi родились как раз в среде настоящих гиков и до сих пор там процветают, но совершенно в другом ключе).
  • Нередко формируют своё мировоззрение под воздействием лидеров мнений (блогеров, руководителей корпораций, реже — других известных людей). Они перенимают аргументы от обзорщиков и пиарщиков, а затем ими оперируют в дискуссиях, отчего выглядят вторично и скучно — скорее как сектанты, а не как фанаты :-)


Но некоторая субъективность и оголтелость суждений не делают ложных гиков плохими людьми или непрофессионалами — просто они дорожат своей позицией и готовы воинственно её защищать.

В одной из компаний, где мне пришлось работать, в кабинете сидели четыре человека: маркетолог, любящий постоять в очереди за новым iPhone и ценящий всё «с яблочком» за конкретные фичи; программист SQL с кнопочным телефоном и презрением ко всему новому; переводчица, оценивающая смартфон только по камере, и я, аналитик и по совместительству прожжёный виндузятник с пятым iPhone, потому что мне и в том, и в том максимально удобно работать и общаться. И это было важной прививкой от стереотипов: несмотря на то что мы были айтишниками, гиком и ложным гиком, все мы были первоклассными профессионалами и отличной командой. Отношения с технологиями, если они не касаются работы, личное дело каждого, как и характер, личная жизнь или нелюбовь к молоку.

Так, а зачем все эти деления?


Дело в том, что групповая идентичность — важный фактор социализации: сперва человек осознаёт себя в группе, затем в сообществе, а потом уже и в обществе в целом. Это важнейший способ утверждения себя внутри коммуникативных процессов, фактически встраивание в число людей «скованных одной цепью». Примерно по этой схеме работают и любые другие группы: от рабочего коллектива компании до религиозных групп и даже сект, разница лишь в методах воздействия и потенциальной опасности сообщества, группы или микрогруппы для отдельного человека. Айтишник, гик, ложный гик принадлежат к важному кластеру профессионалов умственного труда, к престижной IT-сфере и тем самым способны не только повысить самооценку, но и начать приносить реальную пользу внутри увлечения (например, у меня есть знакомый экс-банковский работник, помешанный на Андроиде, который не просто уставил всю квартиру зелёными роботиками всех видов, но и стал профессиональным Android-разработчиком, который пытается внести эстетику в UI/UX).

В психологии есть ещё одно обоснование «гикнутости»: став взрослыми, мы компенсируем детскую несамостоятельность, когда нас лишали удовольствия иметь Sega, Dendy или, например, первый iPod и даже комиксы (набор желанных гаджетов и штук зависит от года рождения). Теперь мы, взрослые, имеем полное право иметь и любить всё что вздумается, потому что мы это делаем за свой счёт. И мы точно знаем, что крутые и классные как раз те вещи, которые нам нравятся, а не те, что нам навязывали. Такой вот эффект компенсации.

А ещё мы все — большие дети, которым нужны игрушки. И в этом нет ничего плохого: кто-то отыгрывается за детство без приставки, кто-то не верит в себя и гордится чужим логотипом, кто-то ценит качественные штуки, кто-то заполняет пустоту и одиночество. Да какая разница, почему мы гикнутые, трудоголики или понторезы. Главное, оставаться людьми.

С днём гика, дорогой Хабр! Здесь встретились мы все:)

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w.png

© Habrahabr.ru